Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:47, реферат

Описание

Надо сказать, что работе над соответствующими статьями Конституции Российской Федерации, посвященными конституционным основам местного самоуправления, значительное внимание уделялось на Конституционном совещании, созванном в 1993 году Президентом Российской Федерации. На заседаниях групп совещания и прежде всего в группе, образованной из представителей местного самоуправления, обсуждались и согласовывались предложения, содержащиеся как в президентском проекте Конституции, так и в проекте, рассматривавшемся на шестом Съезде народных депутатов. Кроме того, в группах анализировались и многочисленные предложения по проблемам местного самоуправления, внесенные политическими партиями, органами государственной власти,

Содержание

1. Местное самоуправление. Понятие, конституционное закрепление
2. Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления
Литература

Работа состоит из  1 файл

Местное самоуправление в Российской Федерации.docx

— 31.29 Кб (Скачать документ)

Местное самоуправление в Российской Федерации

ПЛАН

1. Местное самоуправление. Понятие,  конституционное закрепление

2. Правовые, территориальные, организационные  основы местного самоуправления

Литература

1. Местное самоуправление. Понятие,  конституционное закрепление

С принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции 
Российской Федерации начался поворотный этап в становлении и развитии местного самоуправления в России.

Надо  сказать, что работе над соответствующими статьями Конституции 
Российской Федерации, посвященными конституционным основам местного самоуправления, значительное внимание уделялось на Конституционном совещании, созванном в 1993 году Президентом Российской Федерации. На заседаниях групп совещания и прежде всего в группе, образованной из представителей местного самоуправления, обсуждались и согласовывались предложения, содержащиеся как в президентском проекте Конституции, так и в проекте, рассматривавшемся на шестом Съезде народных депутатов. Кроме того, в группах анализировались и многочисленные предложения по проблемам местного самоуправления, внесенные политическими партиями, органами государственной власти, ассоциациями муниципальных образований, научными коллективами, отдельными авторами.

Впервые в конституционной практике российского  государства (Глава 8, ст. 12 главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции  Российской 
Федерации 1993 г.) нашло свое закрепление положение о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конечно, самостоятельность местного самоуправления носит относительный характер, поскольку государство устанавливает юридические рамки такой самостоятельности, законодательно определяет пределы полномочий местного самоуправления, его место во взаимоотношениях государства-общества- личности. Точно также нельзя говорить об абсолютной обособленности и тем более оторванности органов местного самоуправления от органов государственной власти. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативно- правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
Более того, согласно п. 2 ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государства.

Таким образом, органы местного самоуправления представляют собой специфический  уровень власти, на котором могут  решаться местные проблемы способами, характерными для осуществления  государственно-властных полномочий.

Есть  ли власть органов местного самоуправления в государстве - власть государственная, хотя и со своей спецификой, обусловленной  характером органов, их концепцией, невключением их в общий "строй" государственных органов, или же это особый вид политической публичной власти? 
Представляется, что и в данном случае речь все же идет о власти по своей социально-правовой природе государственной, хотя в силу специфически- конкретного принципа разделения властей выделенной в относительно самостоятельный уровень власти. Об этом, в частности, свидетельствует содержание Европейской хартии о местном самоуправлении (№ 122, Страсбург, 
15 октября 1985г.). Под местным самоуправлением Европейская хартия понимает 
(ст.3) право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Основные полномочия органов местного самоуправления, согласно 
Европейской хартии, устанавливаются конституцией или законом, что не исключает предоставления этим органам, в соответствии с законом, отдельных конкретных полномочий. В установленных законом пределах, органы местного самоуправления "обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти."

В Федеральном законе "Об принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995г. местное самоуправление характеризуется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской 
Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Как выражение власти народа местное самоуправление, согласно ст.2 Закона, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Согласно  п.1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Ряд авторов выделяет четыре основные группы вопросов местного значения: а) управление объектами, находящимися на данной территории и имеющими для нее общехозяйственное  значение (местные средства сообщения, муниципальные дороги, муниципальный  жилой фонд, коммунальное хозяйство, благоустройство территории и др.); б) управление объектами общесоциального назначения (социально- культурные учреждения, муниципальное здравоохранение, муниципальные образовательные учреждения и т.п.); в) местное планирование социально-экономического развития территории 
(планировка и застройка населенных пунктов, планирование жилищного строительства, занятости населения, развитие социально-культурного и бытового обслуживания, коммуникаций и др.); г) обеспечение и защита некоторых прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка, окружающей Среды).

Предложения классификация включает лишь основные вопросы. Полный перечень конкретных вопросов местного значения применительно к  особенностям отдельных территорий, на которых осуществляется местное  самоуправление, должен закрепляться в законодательных актах субъектов  Российской Федерации и уставах  муниципальных образований. Причем в последних значительно более подробнее, чем в законах, перечисляются вопросы местного значения, устанавливается действенный механизм их решения. В законах же субъектов 
Российской Федерации важно закрепить критерии отнесения вопросов к компетенции органов местного самоуправления, принципы разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления в совпадающих сферах их деятельности на территории муниципального образования.

К вопросам местного значения отнесены: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные  финансы, разработка, принятие, исполнение и контроль местного бюджета - установление местных налогов и сборов; комплексное  социально-экономическое развитие территории муниципального образования; содержание и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений; организация, содержание и  развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного  и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование, планировка и застройка территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительных подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и другие.

Объем и характер вопросов местного значения, закрепляемых в уставах муниципальных образований предопределяются особенностями территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление.

2. Правовые, территориальные, организационные  основы местного самоуправления

Термин  “основы местного самоуправления”  является новым для российского государствоведения. Это понятие введено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.

Основополагающие  начала деятельности населения по осуществлению  местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных  законах, законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Особое место  занимает 
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в 
РФ “, в статье 7 которого введено понятие “законодательных основ местного самоуправления”; кроме того, в названном законе используются понятия 
“территориальные основы местного самоуправления” и “финансово - экономические основы местного самоуправления”. Термин “организационные основы местного самоуправления” в федеральном законе не используется.

Основы  местного самоуправления определяются как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных  законах и закрепляющих наиболее важные, общие для всех субъектов  РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, финансово - экономические  основы деятельности населения по решению  задач местного значения. Однако здесь  следует обратить на несколько моментов:

Во - первых, в данном определении предполагается, что принципы могут быть установлены только на федеральном уровне. Это вытекает из статьи 72 
Конституции РФ, в соответствии с которой вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации.

Во - вторых, основы местного самоуправления могут определяется только законами.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.

Система нормативных правовых актов и  норм о местном самоуправлении имеет  следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы.

Первую  группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним  относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные  правовые акты Президента Российской Федерации и 
Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты 
(например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного суда Российской 
Федерации и т. д.).

Вторую  группу составляют нормативные правовые акты субъектов 
Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Третью  группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся  решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе, положения о структуре  органов местного самоуправления, о  порядке управления муниципальной  собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими  правовую основу местного самоуправления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и  подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению  к подзаконным актам. Подзаконные  акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный  акт противоречит закону, то он не действует  в части противоречащей закону и  должен быть приведен в соответствие с законом.

Законы  издаются Федеральным собранием  Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место в системе законов занимает Конституция Российской 
Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления.

Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые 
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской 
Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах  Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные  акты субъектов Российской 
Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, 
Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым 
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. 
Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение  принципа соподчинения нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом становления и развития института местного самоуправления. Нормативные акты о местном самоуправлении должны составлять единый согласованный  механизм, слаженно действующий в  масштабе всего государства.

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации