Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:47, реферат
Надо сказать, что работе над соответствующими статьями Конституции Российской Федерации, посвященными конституционным основам местного самоуправления, значительное внимание уделялось на Конституционном совещании, созванном в 1993 году Президентом Российской Федерации. На заседаниях групп совещания и прежде всего в группе, образованной из представителей местного самоуправления, обсуждались и согласовывались предложения, содержащиеся как в президентском проекте Конституции, так и в проекте, рассматривавшемся на шестом Съезде народных депутатов. Кроме того, в группах анализировались и многочисленные предложения по проблемам местного самоуправления, внесенные политическими партиями, органами государственной власти,
1. Местное самоуправление. Понятие,  конституционное закрепление
2. Правовые, территориальные, организационные  основы местного самоуправления
Литература
Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Далее 
Закон устанавливает норму 
2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное 
регулирование субъектами 
Российской Федерации вопросов местного 
самоуправления осуществляется в соответствии 
с Конституцией Российской Федерации 
и настоящим Законом».
В 
части 3 этой же статьи Закон вводит 
норму о согласованности 
Конституцией Российской Федерации и 
базовым Федеральным Законом «Об общих 
принципах организации местного самоуправления 
в Российской Федерации». Это означает, 
что все принимаемые нормативные акты 
не должны противоречить не только Конституции 
Российской Федерации, но и названному 
Федеральному закону. Следовательно, и 
Конституция РФ и названный федеральный 
закон являются фундаментом, на котором 
строится вся правотворческая деятельность 
всех органов государственной власти 
в области местного самоуправления.
В 
случае противоречия норм муниципального 
права, содержащихся в законах, положениям 
Конституции Российской Федерации, 
Федеральному Закону 
«Об общих принципах...» применяются положения 
Конституции Российской 
Федерации и указанного специального, 
базового федерального закона.
Такой подход способствует созданию единого правового поля в системе местного самоуправления.
В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные, полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления.
Специальными 
законами являются, например, Федеральный 
Закон «Об общих принципах 
организации местного самоуправления 
в Российской Федерации», 
Федеральный Закон «О финансовых основах 
местного самоуправления в 
Российской Федерации», Федеральный Закон 
«Об обеспечении конституционных прав 
граждан Российской Федерации избирать 
и быть избранными в органы местного самоуправления», 
Федеральный Закон «Об основах муниципальной 
службы в Российской Федерации», законы 
субъектов Российской Федерации о местном 
самоуправлении, о выборах в органы местного 
самоуправления, о местном референдуме, 
о территориальном общественном самоуправлении, 
о собраниях (сходах) граждан, о выборах 
должностных лиц местного самоуправления, 
о порядке формирования муниципальной 
собственности и другие.
Нормы, 
регулирующие отдельные виды отношений 
в системе местного самоуправления 
содержатся, например, в Конституции 
Российской Федерации, в ряде федеральных 
законов, конституциях и уставах 
субъектов Российской 
Федерации, а также в отдельных законах 
субъектов Российской Федерации, не имеющих 
специального для местного самоуправления 
предназначения.
К 
таким законам можно отнести 
Закон Российской Федерации «Об 
основах налоговой системы в 
Российской Федерации», Закон РСФСР 
«Об основах бюджетного устройства 
и бюджетного процесса в РСФСР», 
Закон Российской 
Федерации «О недрах», Закон Российской 
Федерации «Об образовании» и другие, 
налоговый и бюджетный кодексы.
Территориальная основа местного самоуправления.
В 
п.1 ст.131 Конституции говорится о 
том, что местное самоуправление 
осуществляется в городских, сельских 
поселениях и на других территориях 
с учетом исторических и иных местных 
традиций, то есть вводится как основной 
поселенческий принцип территориальной 
организации самоуправления. Хотя он не 
исключает осуществления самоуправления 
в границах иных территорий. Какие территории 
относятся к иным территориям, в Конституции 
не расшифровывается. 
Означает ли это, что границы самоуправления 
могут не совпадать с границами ныне существующих 
административно-
Представляется 
крайне важным в процессе формирования 
системы местного самоуправления как 
можно бережнее отнестись к существующему 
административно- территориальному делению 
на районы и сельсоветы и осуществлять 
самоуправлением в пределах границ данных 
административно-
"демократического централизма" 
в организации самоуправления, появлению 
"вышестоящих" и "нижестоящих" 
органов самоуправления. Представляется, 
что избежать этого можно путем добровольного 
объединения территорий муниципальных 
образований сельских поселений, закрепления 
границ объединившихся муниципальных 
образований в законодательных актах 
субъектов 
Российской Федерации, четкого разграничения 
предметов ведения муниципальных образований, 
их органов.
Для 
этого необходимо, чтобы муниципальное 
образование непосредственно 
Федерации, который в соответствии со 
ст. 131 Конституции обязан учитывать мнение 
населения. При этом вынесенное им решение 
может и не совпадать полностью с мнением 
населения, особенно в тех случаях, когда 
в силу каких- либо причин жители предлагают 
без достаточных оснований изменить границы 
существующих муниципальных образований 
или определить территории местного самоуправления, 
не совпадающие с территориями административно- 
территориальных единиц.
Особо пристального внимания требует территориальная организация самоуправления в крупных городах. Чтобы избежать эффекта "матрешки", улучшить управляемость единым городским хозяйством, самоуправление должно осуществляться населением города, представляющим собой единое муниципальное образование. В городах, где существуют внутригородские территории (районы, округа), могут быть образованы структурные территориальные подразделения исполнительного органа городского самоуправления.
Организационная основа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.
Федеральный 
закон “Об общих принципах 
организации местного самоуправления 
в РФ“ уточняет положения Конституции 
РФ. Так, в соответствии с частью 1 статьи 
3 названного Федерального закона граждане 
Российской Федерации осуществляют свое 
право на местное самоуправление в городских, 
сельских поселениях и других муниципальных 
образованиях в соответствии с федеральными 
гарантиями избирательных прав граждан 
путем референдума, выборов, других форм 
прямого волеизъявления, а также через 
выборные и другие органы местного самоуправления.
Эта норма позволяет выделить несколько групп форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной демократии, формы опосредованного участия населения в местное самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов следует выделять отдельную группу форм, которую составляют организационные формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление.
Несмотря на то, что органы территориального общественного самоуправления представляют собой фактически опосредованное участие населения представляется более правильным подход, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Это вытекает из логики Федерального закона.
Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.
Единство 
системы местного самоуправления проявляется 
в разграничении предметов 
“организационные основы местного самоуправления” 
характеризует:
1 
Структуру органов местного 
2 
Порядок, формы и принципы 
3 
Организацию муниципальной 
Организационные формы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально - правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.
Приведенный 
подход характеризует только одну группу 
форм участия населения в местном 
самоуправлении, связанных с системой 
органов местного самоуправления. Несмотря 
на то, что, как уже отмечалось выше, 
в Федеральном законе отсутствует 
термин “организационные основы местного 
самоуправления“, представляется неправильным 
определение организационных 
Деятельность 
органов местного самоуправления безусловно 
связана с особенностями 
Поэтому организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.
Финансовая основа местного самоуправления.
Финансово-экономической основой местного самоуправления служит муниципальная собственность - как экономическая база местного самоуправления, а также местный бюджет и внебюджетные средства.
Муниципальная 
собственность не является разновидностью 
государственной, но эти две формы 
однотипны по своему содержанию и 
целевому назначению. Обе они являются 
публичными формами собственности, 
т.е. социально-экономическими отношениями, 
возникающими при удовлетворении публичных 
интересов населения 
России в целом. Юридический статус этих 
форм публичной собственности также во 
многом однозначен.
Формирование 
института муниципальной 
24.12.1990г., который действовал до введения 
Гражданского кодекса 
Российской Федерации. Отделение муниципальной 
собственности в России началось с момента 
вступления в силу Закона РСФСР «О местном 
самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. В 
нем впервые выделена муниципальная собственность 
как один из видов собственности, на право 
которой не допускалось какое-либо государственное 
ограничение (п.3 ст. 2). Закон включил в 
имущество муниципальной собственности 
финансовые средства местных бюджетов, 
внебюджетные и валютные фонды, различные 
объекты жилищно- коммунального хозяйства, 
инженерно-энергетические установки, 
хозяйственные комплексы и нежилые помещения, 
жилищный фонд и объекты социально- культурного 
назначения. В муниципальной собственности 
могли находиться земельные участки, месторождения 
полезных ископаемых, водоемы, ценные 
бумаги и т. д. Закон в отличие от предшествующих 
ему аналогичных актов закрепил конкретные 
полномочия представительных органов 
и местной администрации каждого уровня 
местного самоуправления в решении вопросов 
местного значения.
Существенное 
значение для формирования муниципальной 
собственности имело 
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность 
от 27.12.1991 г.» 
Постановление закрепило порядок передачи 
объектов федеральной собственности в 
государственную собственность субъектов 
Федерации и муниципальную.
Правовое 
регулирование муниципальной 
Конституция Российской Федерации, Федеральный 
закон «Об общих принципах организации 
местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский 
кодекс РФ (ст. 
125, 215), Федеральный закон «О финансовых 
основах местного самоуправления в Российской 
Федерации», а также нормативные акты 
субъектов РФ.
Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации