Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:27, шпаргалка

Описание

1 Понятие и предмет муниципального права РФ
2 Нормативно-правовые источники муниципального права РФ
....
37 Орган местного самоуправления как юр лицо
38 Федеральное законодательство о местном самоуправлеии

Работа состоит из  1 файл

MP.docx

— 158.43 Кб (Скачать документ)

6. Выполнение местными  органами широкого круга полномочий.

7. Установление государственного  контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

8. Тесная взаимосвязь реформ  государственного управления с проведением земских и городских реформ.

9. Зависимость местного  самоуправления от государственной политики, в том числе от эффективности правового регулирования общественных отношений, возникающих на местном уровне.

 

 

11. Организация местной власти  в Советском государстве. 

Организация местной  власти в советский период  
Съезды и Советы объявлялись на территории своего действия высшей властью. В период между работой съездов такой властью наделялись их исполкомы. В период между сессиями Советов высшей властью наделялись общие собрания избирателей.  
Местные съезды, Советы, их органы обязаны были проводить в жизнь решения высших органов власти, были ответственны перед ними. В связке "съезды - Советы" доминирующее положение занимали съезды и их исполкомы. Они контролировали на своей территории деятельность местных Советов. Областные и губернские съезды Советов, их исполкомы обладали, кроме того, правом отмены решений местных Советов.  
Избирательным правом пользовались граждане РСФСР, достигшие ко дню выборов 18 лет.  
Избрание съездов, Советов было не равным. Был введен принцип многостепенных выборов.  
Число членов съездовского исполкома не должно было превышать: в области и губернии - 25; в уезде - 20; в волости - 10. Число членов исполкома Совета в селении не должно было превышать пяти человек. Исполкомы Советов в городах избирались в количестве не менее трех и не более 15 человек (в Петербурге и Москве - не более 40) как постоянно действующие представительные органы власти.  
Описанную конструкцию власти отличает ряд признаков. Во-первых, местные органы сочетали в себе принятие решений и их исполнение. Именно это свойство отражает характеристика Советов как "работающих корпораций". За повседневное исполнение решений съездов, Советов отвечали исполкомы и являлись внутренними органами съездов, Советов. Во-вторых, советские органы действовали в рамках принятого тогда административно-территориального деления. В-третьих, Советы признавались классовыми организациями, объединявшими пролетарские и полупролетарские слои населения. В-четвертых, местные съезды, Советы взаимодействовали между собой и с высшими органами власти на началах централизма, подчинения нижестоящих органов вышестоящим по всем вопросам их компетенции, обязательности решений вышестоящих органов для органов нижестоящих. В-пятых, в условиях сложившейся в конце концов однопартийной политической системы власть Советов превратилась в прикрытие власти партийной. Они стали рассматриваться орудиями социалистического строительства. В-шестых, вводился институт императивного депутатского мандата, главным элементом которого являлось право избирателей отзывать своих депутатов. Перечисленные признаки при незначительном видоизменении некоторых из них сохраняли на всем протяжении существования советского строя.  
Таким образом, местные органы власти оказались встроенными в жесткую властную вертикаль, что дает возможность оценить советскую систему местной власти как крайнее проявление государственной теории самоуправления. Со временем из официального языка применительно к местам исчезает сам термин "самоуправление". Как самоуправленческое начинает рассматриваться государство в целом, объявленное государством трудового народа. Категория же местного самоуправления стала рассматриваться как элемент буржуазной демократии, чуждой демократии социалистической.  
В то же время советская система вобрала в себя отдельные черты земской организации[[2]]. Общее есть в построении дум - управ и советов - исполкомов. И там и там использовались многостепенные и не равные выборы. Дворянское влияние в земствах заменено обеспечением преобладания в Советах пролетариата и партийным влиянием большевиков, уничтоживших иные партии в стране. Был сохранен и даже усилен контроль вышестоящих органов над нижестоящими. Съезды Советов отдаленно напоминали съезды, собрания избирателей в земствах. Хотя появилось и принципиальное отличие. В советской системе съезды - это не только организационное средство выборов, но и самостоятельные органы власти.  
Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР 1937 г. внесли ряд изменений в организацию власти в стране, в том числе и на местах.  
В Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. заявлено о построении в стране общенародного государства.  
На основе Конституции СССР 1977 г. сложилась развитая система законодательства о местных Советах. Принятые четыре союзных закона закрепляли основные полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, основные права и обязанности районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских Советов. Их положения детализировались в соответствующих законах РСФСР.  
Строгая систематизация позволила обеспечить единство основных характеристик местных Советов разного уровня (представительный статус, основные направления и принципы работы, организационно-правовые формы деятельности, срок полномочий). 

 

12. Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление как основа  конституционного строя Российской  Федерации.

Статья 1. Местное самоуправление  

 
    1. Местное самоуправление составляет  одну из основ конституционного  строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется  на всей территории Российской Федерации.  
    2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. 

 

13. Общие и основные  принципы местного самоуправления.

Понятие основных принципов  местного самоуправления

 

Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", а также актами, принятыми  в соответствии с ними1.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

самостоятельность решения  населением вопросов местного значения;

организационная обособленность местного самоуправления в системе  управления государством;

взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении  общих задач и функций;

сочетание представительной демократии с формами прямого  волеизъявления граждан;

соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

ответственность органов  местного самоуправления и их должностных  лиц перед населением и государством;

многообразие организационных  форм осуществления местного самоуправления;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении  местного самоуправления;

законность в организации  и осуществлении местного самоуправления;

гласность при осуществлении  местного самоуправления;

сочетание коллегиальности  и единоначалия в местном самоуправлении;

наличие государственных  гарантий местного самоуправления;

возможность передачи на уровень  местного самоуправления исполнения отдельных  государственных полномочий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ    

 В Конституции отсутствует  понятие общих принципов организации  местного самоуправления.        

 Но системный и взаимосвязанный  анализ соответственных конституционных  положений дозволяет придти к  выводу о том, что такое понятие  обязано обхватывать, по последней  мере, две группы норм[1].    

 1-ая из их призвана гарантировать реализацию закрепленных в Конституции основ самоуправления и соответственных прав граждан на самоуправление: самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных ему возможностей (ст.12); самостоятельное решение популяцией вопросов местного значения методом референдума, выборов, остальных форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст.130); воплощение местного самоуправления с учетом исторических и других местных традиций (ст. 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией (ст.133); воплощение республиками, краями, областями, городками федерального значения, автономной областью и автономными округами собственного правового регулирования, включая принятие законов и других нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.76).    

2-ая группа норм обязана обеспечить  воплощение ряда положений Конституции,  составляющих базы конституционного  строя Российской Федерации и  гарантирующих права и свободы  человека и гражданина. К ней  относятся конституционные положения  об обязанности Страны признавать, соблюдать и защищать права  и свободы человека и гражданина (ст.2); о праве народа осуществлять  свою власть через органы местного  самоуправления (ч.2 ст.3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (ч.4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством как конкретно, так и через собственных представителей (ч.1 ст.32); о праве граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32).    

 Так как согласно ч.4 ст.15 Конституции признанные принципы и нормы интернационального права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы, то устанавливаемые федеральным законодательством общие принципы организации местного самоуправления должны соответствовать международно-правовым нормам по данному вопросу, являющимся обязательными для выполнения Русской Федерацией. Одна из таковых норм содержится в ч.3 ст.21 Всеобщей Декларации прав человека, устанавливающей, а именно, что воля народа обязана находить себе выражение в периодических выборах. Иная - в ст.25 Интернационального пакта о гражданских и политических правах, где указывается, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.     

 Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы (ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 г. № 55-ФЗ), предоставляя местным органам власти возможность самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтоб они отвечали местным потребностям и обеспечивали действенное управление, также подчеркивает, что они должны делать это, "не нарушая наиболее общих законодательных положений" (ч.1 ст.6).    

 Обе группы конституционных  и международно-правовых норм, составляющих, общие принципы организации системы  органов местного самоуправления, получили в той либо другой  мере отражение в Законе "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ".

 

14. ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  

— основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие  его природу и социальное назначение. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции: 1) обеспечивает участие населения в самостоятельном  решении местных вопросов; 2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории; 3) управляет  муниципальной собственностью; 4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; 6) обеспечивает охрану общественного  порядка, реализацию законов, поддержание  правопорядка на территории муниципального образования. Охрана общественного  порядка — одна из самых важных функций местного самоуправления. Она  включает деятельность по обеспечению  спокойствия в общественных местах, недопущению и пресечению хулиганства, привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих порядок  в общественных местах, во время  уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.п. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать  правила) по вопросам соблюдения общественного  порядка и устанавливать административную ответственность за его нарушение (при условии, что эти вопросы  не урегулированы региональными  и федеральными актами). Профессиональную деятельность по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципальных образований осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция), учрежденная в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (с изм. и доп.) и Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации".

 

15-17 Принципы территориальной организации местного самоуправления.

 

Установление, изменение и преобразование границ муниципальных образований

Принципы территориальной  организации местного самоуправления  

 

Статья 10. Территории муниципальных  образований 

 
    1. Местное самоуправление осуществляется  на всей территории Российской  Федерации в городских, сельских  поселениях, муниципальных районах,  городских округах и на внутригородских  территориях городовфедерального значения.  
    1.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации.  
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) 
    2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.  
 

Статья 11. Границы муниципальных  образований 

 
    1. Границы муниципальных образований  устанавливаются и изменяются  в соответствии со следующими  требованиями:  
    1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;  
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) 
    3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующегопоселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;  
    4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;  
    5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;  
    (в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 222-ФЗ) 
    7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;  
    Пункт 9) - Утратил силу.  
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) 
    10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;  
    15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;  
    16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ) и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями пункта 5 части 1 настоящей статьи.  
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) 
    2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.  
    При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.  
    (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) 
    Абзац третий - Утратил силу. 
    (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) 
    3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
    4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.  
    (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"