Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:27, шпаргалка

Описание

1 Понятие и предмет муниципального права РФ
2 Нормативно-правовые источники муниципального права РФ
....
37 Орган местного самоуправления как юр лицо
38 Федеральное законодательство о местном самоуправлеии

Работа состоит из  1 файл

MP.docx

— 158.43 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие и предмет муниципального права РФ

Статья 1. Местное самоуправление  

 
    1. Местное самоуправление составляет  одну из основ конституционного  строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется  на всей территории Российской Федерации.  
    2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Предмет муниципального права РФ как отрасли права

Как известно, отрасли права  различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических  общественных отношений, которые нормами  данной отрасли права регулируются и закрепляются.

Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом  общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие  в связи с организацией и деятельностью  населения городских и сельских поселений по решению непосредственно  или через образуемые им органы вопросов местного значения.

Методы муниципального права

Каждая отрасль права  имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические  средства и способы воздействия  норм права на общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении  и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное  право использует в механизме  правового регулирования сочетание  публично-правового (императивного) и  частноправового (диспозитивного) методов  правового регулирования.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института  характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового  регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы.

Методы правового регулирования  во многом ориентированы на способы  правового регулирования, к которым  теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание.

 

  1. Нормативно-правовые источники муниципального права РФ

 

Источниками муниципального права являются:

1. Конституция  РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Правовому регулированию  местного самоуправления в Конституции  РФ посвящена отдельная гл. 8 "Местное  самоуправление" (ст. ст. 130 - 133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры пространства местного самоуправления:

население муниципального образования  самостоятельно решает вопросы местного значения;

экономической основой местного самоуправления является муниципальная  собственность, право и бремя  владения, пользования и распоряжения которой принадлежат населению  муниципального образования;

система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при  этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные  и т.д.);

местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение  границ таких территорий допускается  только с учетом мнения населения  соответствующих территорий;

органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия в решении вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных  налогов и сборов, осуществления  охраны общественного порядка и  др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств;

местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;

местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти;

устанавливается запрет на ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией РФ и федеральными законами.

Специальной 8-й главой Конституции  РФ конституционные нормы о местном  самоуправлении не исчерпываются. Согласно ст. 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы местного самоуправления; в ст. 8 установлено, что в Российской Федерации признается и защищается муниципальная форма собственности; в ст. 9 закреплено, что земля и  другие природные ресурсы могут  находиться в муниципальной собственности; согласно ст. 15 органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны  соблюдать Конституцию РФ и законы; в ст. 18 установлено, что права  и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления; согласно ст. 24 органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; в ст. 32 установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в ст. 33 закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40 закрепляет обязанность органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, создания условий для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную плату предоставлению жилья из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; в ст. 41 указывается о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения; ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и предоставляет каждому право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении; в ст. 46 установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд; согласно ст. 72 установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Федеральное  законодательство.

Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические  принципы местного самоуправления и  определяет государственные гарантии его осуществления.

Указанный Федеральный закон  определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в  различных сферах жизнедеятельности  общества и государства определяются также в следующих правовых актах  Российской Федерации.

Кодексы:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"; "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

"Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан";

"Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации";

"О приватизации государственного  и муниципального имущества";

"О связи"; "О почтовой  связи";

"Об образовании"; "Основы  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан";

"О ветеранах"; "О  социальной защите инвалидов  в Российской Федерации"; "О  беженцах"; "Об основах социального  обслуживания населения в Российской  Федерации";

"О милиции"; "Об  основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних".

В Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных нормативных  правовых актах федеральных органов  исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов  местного самоуправления в различных  сферах жизнедеятельности муниципальных  образований. Особое значение здесь имеют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России, - о Совете по местному самоуправлению, о Конгрессе муниципальных образований, утверждающие программы государственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации), а также решения Правительства РФ и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-территориальных образованиях и др.

Среди актов федеральных  органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической  науке судебный прецедент традиционно  не считался источником права. Однако в настоящее время постановления  и определения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются  правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием  нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ.

3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация  является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками  муниципального права России. В Федеральном  законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Акты местного  самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов. Это уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и правовые акты глав местных администраций, многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.

Особое значение среди  актов местного самоуправления имеет  устав муниципального образования. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы  об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном  образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом  и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и  принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного  права также являются источниками муниципального права России. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"