Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа

Описание

Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
 рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
 рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
 проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................

Работа состоит из  1 файл

диплом таня полный.doc

— 628.00 Кб (Скачать документ)

Планирование и разработка, составление, исполнение бюджета района, контроль за исполнением и целевым использованием средств бюджета района, составление отчета об исполнении бюджета района являются функцией администрации района и ее структурных подразделении. Непосредственное планирование и разработку, составление бюджета района, контроль за целевым расходованием средств бюджета района осуществляет финансовое управление администрации МО “Братский район”.

Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением, а также утверждение отчета об исполнении бюджета района является функцией Братской районной Думы.

Координацию деятельности участников бюджетного процесса (за исключением районной Думы) осуществляет комиссия по бюджету, возглавляемая главой района.

Работа над составлением проекта бюджета района начинается не позднее чем за 4 месяца до начала очередного финансового года.

В целях составления проекта бюджета района на очередной финансовый год соответствующими подразделениями администрации района должны быть подготовлены следующие документы и материалы:

- прогноз социально-экономического развития района;

- сводный баланс финансовых ресурсов района;

- структура муниципального долга по видам задолженности и программа муниципальных заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета района;

- районные целевые программы, предусмотренные к финансированию из бюджета района на очередной финансовый год.

Получатели бюджетных средств в срок до 10 ноября текущего года представляют в финансовое управление и отдел экономики заявки на финансирование из бюджета района на очередной финансовый год.

Комитет по управлению имуществом администрации района в срок до 10 августа текущего года представляет в финансовое управление и отдел экономики прогноз поступления в очередном финансовом году доходов от использования муниципального имущества и от приватизации муниципального имущества, поступления средств от земельного налога и сдачи в аренду земельных участков с соответствующими расчетами и обоснованиями.

На основе полученных исходных данных финансовое управление формирует проект бюджета района на очередной финансовый год.

По итогам рассмотрения проекта бюджета района на очередной финансовый год Бюджетная комиссия организует подготовку проекта бюджета района в полном его объеме со всеми необходимыми для представления в районную Думу документами и материалами.

Глава района вносит на рассмотрение районной Думы проект бюджета района одновременно со следующими документами:

- прогноз социально-экономического развития территории района на очередной финансовый год;

- прогноз сводного финансового баланса на территории района на очередной финансовый год;

- проекты районных целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета района на очередной финансовый год;

- проект структуры муниципального долга по видам задолженности и проект программы муниципальных заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета района;

- проект программы предоставления муниципальных гарантий на очередной финансовый год;

- проект программы предоставления средств бюджета района на возвратной основе.

Проект бюджета района направляется в районную Думу с расчетами и обосно­ваниями по статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и дефициту бюджета района.

Проект бюджета района рассматривается и утверждается на заседаниях районной Думы в трех чтениях.

Окончательное утверждение бюджета района должно быть осуществлено до 31 декабря текущего года .

При принятии проекта бюджета района в первом чтении утверждаются:

- общий объем доходов бюджета района;

- общий объем расходов бюджета района;

- дефицит бюджета района и источники его покрытия;

- источники финансирования дефицита в соответствии с бюджетной    классификацией;

- предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

- предоставления муниципальных гарантий третьим лицам на  заимствования.

При принятии проекта бюджета района во втором чтении утверждаются:

- расходы бюджета района по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов бюджета района, утвержденного в первом чтении;

-  расходы бюджета района по ведомственной классификации расходов;

- расходы бюджета района на финансирование районных целевых программ, районной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах общего объема расходов бюджета района утвержденного в первом чтении;

- программа предоставления гарантий администрации района на очередной финансовый год;

- программа предоставления средств бюджета района на возвратной основе;

- программа муниципальных заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета района.

При постатейном рассмотрении и утверждении расходной части бюджета района в составе статей функциональной классификации выделяются части расходов текущего и капитального характера. Сумма ассигнований по текущим расходам составляет бюджет текущих расходов, а сумма ассигнований по расходам на ка­питальные вложения составляет бюджет развития.

При рассмотрении в третьем чтении указанный проект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

При утверждении бюджета района в окончательном варианте в решении районной Думы должно быть закреплено следующее:

- общий объем доходов бюджета района;

- общий объем расходов бюджета района;

- дефицит бюджета района и источники его покрытия;

-прогнозируемые доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета Российской Федерации;

- расходы бюджета района по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета района;

- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета района;

- лимиты предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам;

- предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

- предел предоставления муниципальных гарантий третьим лицам на заимствования.

Организация исполнения бюджета района, управление счетами бюджета района и бюджетными средствами возлагается на финансовое управление.

Отчет об исполнении бюджета района составляет финансовое управление совместно с отделом экономики на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета района за прошедший финансовый год глава района представляет в районную Думу не позднее 15 марта года, следующего за отчетным .

Итак, на примере МО «Братский район» мы наглядно видим, что органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают бюджет и осуществляют бюджетный процесс на своей территории. Однако, несмотря на достаточно широкий спектр бюджетных прав, в современных условиях местные бюджеты не обладают устойчивой финансовой базой, которая позволила бы им решать важные социальные задачи.

         2  АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 

             МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   ( НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»)

Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые, налоговые органы, органы федерального казначейства, контролирующие органы, депутатский корпус и др .

Особенно возрастает значимость анализа при:

- формировании проекта бюджета;

- отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования;

- решении вопросов регулирования бюджетов, построении межбюджетных отношений;

- реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.

Рассмотрим динамику структуры бюджета МО «Братский район» за последние годы.

 

 

2.1 Динамика структуры бюджета МО «Братский район» за период                      с 2001 по 2003 г.г.

 

 

Данные об укрупнённой структуре доходов бюджета в 2000-2003 г.г. представлены в табл. 2.1 и графически на рис. 1.1. в Приложении А. 

 

Таблица 2.1

 

Динамика структуры доходной части бюджета МО «Братский район» за период   с 2001 по 2003 г.г.

 

Доходы

2000

(факт)

Уд.вес в %

2001 (факт)

Уд.вес в %

2002

(факт)

Уд.вес в %

2003

(факт)

Уд.вес в %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего доходов:

214150

100

260940

100

360520

100

468965

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Налоговые доходы, тыс. руб.

188484

88

226670

86,9

228644

63,5

255732

54,5

Из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль, тыс. руб.

25581

11,9

48716

18,7

26724

7,4

6666

1,4

Налог на доходы физических лиц, тыс. руб.

66053

30,8

96100

36,8

139370

38,7

178438

38,1

НДС, тыс. руб.

4031

1,9

0

0

0

0

0

0

Лицензионные и регистрационные сборы, тыс. руб.

156

0,07

203

0,08

107

0,03

26

0

Налог с продаж, тыс. руб.

16172

7,6

13433

5,1

4056

1,1

5050

1,1

Налоги на совокупный доход, тыс. руб.

635

0,3

1690

0,6

6721

1,9

3854

0,8

Налог на имущество предприятий,    тыс. руб.

22328

10,4

30619

11,7

17557

4,9

25289

5,4

Налог на имущество   физических лиц, тыс. руб.

198

0,1

203

0,08

288

0,08

730

0,2

Продолжение таблицы 2.1

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Платежи за пользование природными ресурсами, в т. ч.

30742

14,4

28049

  10,6

32034

8,9

33715

7,2

- земельный налог

4077

1,9

4652

1,8

6192

1,7

8879

1,9

- лесные платежи

21234

9,9

23035

8,8

25220

7,0

23487

5,0

-плата за выбросы

0

0

0

0

0

0

845

0,2

Госпошлина,       тыс. руб.

302

0,1

503

0,2

527

0,1

636

0,1

Налог на содержание жилфонда, тыс. руб.

21622

10,1

6336

2,4

594

0,2

649

0,1

Прочие местные налоги и сборы, тыс. руб.

664

0,3

747

0,3

666

0,2

678

0,1

2. Неналоговые доходы, тыс. руб.

12921

6,0

11245

4,3

13745

3,8

22058

4,7

Из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от использ. муниципального имущества,         тыс. руб.

4428

2,1

913

0,4

2355

0,7

7632

1,6

Доходы от платных услуг бюджетных учрежд., тыс. руб.

4507

2,1

7069

2,7

7116

2,0

9424

2,0

Прочие неналоговые доходы (штрафы)

3986

1,9

3263

1,3

4274

1,2

5002

1,1

3.Дотации, тыс. руб.

9025

4,2

2798

1,1

59263

16,4

126238

26,9

4.Субвенции и субсидии, тыс. руб.

1458

0,7

17262

6,6

48969

13,6

59972

12,8

5.Средства, полученные по взаимным

расчетам, тыс. руб.

458

0,2

1578

0,6

2884

0,8

4932

1,1

6.Целевые бюджетные фонды, тыс. руб.

0

0

874

0,3

567

0,1

0

0

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7.Поступления от гос. Организаций, тыс. руб.

1287

0,6

513

0,2

5038

1,4

0

0

8.Прочие поступления,       тыс. руб.

517

0,2

0

0

1410

0,4

33

0

 

За рассматриваемый период резко увеличились доходы районного бюджета, доходы 2003 г. к 2000 г. составили 219 %, абсолютный прирост-254815 тыс. руб., среднегодовой прирост доходов составил 30 %.

Основная часть поступлений бюджета формируется за счёт налоговых доходов. Так, в 2000 году доля налоговых доходов составила - 88 %, в 2001 году - 86,9 %, в 2002 году - 63,5 %, в 2003 году - 54,5 %.

Наибольший вклад вносят федеральный налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество предприятий.

Особо необходимо отметить тенденцию к снижению доли налоговых доходов местного бюджета. Это является последствием изменений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство, снижением нормативов отчисления по федеральным и региональным налогам.

Так, федеральный налог на добавленную стоимость, поступавший в 2000 году по нормативу 1,9 % в местный бюджет, с 2001г. полностью зачисляется в доходы федерального бюджета.

Снижение доли поступлений по налогу с продаж с 7,6 % - в 2000 г.,        до 1,1 % - в 2002 г. произошло в связи с переходом с 01.01.2002 года на уплату единого налога на вмененный доход организаций, осуществляющих розничную реализацию ГСМ, а так же предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сферах розничной торговли и бытовых услуг. На  снижение собираемости налога с продаж повлияло также изменение в налоговом законодательстве: с 2002 года объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) только физическим лицам.

За исследуемый период удельный вес регионального налога на имущество предприятий в доходах местного бюджета снизился в 2 раза с 10,4% - в 2000 г., до 5,4% - в 2003 г., что объясняется тем, что норматив отчисления в местный бюджет по данному налогу снижен с 2002 года до 50 % , против 100 % в 2000-2001г.г.

Как видно из табл. 2.2 ,  в связи с отменой с 01.01.2001 г. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, в бюджете района резко снизилась доля собственных местных налогов и сборов.

 

Таблица 2.2

 

Доля местных налогов и сборов в бюджете Братского района

 

Показатели                                                                           

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего местных налогов и сборов, тыс. руб.

 

26053

12141

7847

10881

Удельный вес в общем объёме доходов, %

12,2

4,7

2,2

2,3

Удельный вес в налоговых доходах, %

13,8

5,4

3,4

4,3

Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы