Анализ современного состояния акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Акцизам – разновидности косвенных налоговых платежей – законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты………………………………………………4
1.1.История становления акцизов…………………………………….4
1.2. Характеристика акциза по элементам…………………………..8
1.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации……………………………………..14
2. Анализ современного состояния акцизов……………………….18
2.1. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов…………………………………………………………18
2.2.Рост акцизов в Российской Федерации………………………...25
2.3. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов…………………………………….32
Заключение………………………………………………………………38
Список используемых источников и литературы………………….40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………..2

     1. Теоретические аспекты………………………………………………4

     1.1.История  становления акцизов…………………………………….4

     1.2. Характеристика акциза по элементам…………………………..8

     1.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации……………………………………..14

     2. Анализ современного состояния акцизов……………………….18

     2.1. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов…………………………………………………………18

     2.2.Рост акцизов в Российской Федерации………………………...25

     2.3. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов…………………………………….32

     Заключение………………………………………………………………38

     Список  используемых источников и литературы………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений. Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.

     Акцизам – разновидности косвенных налоговых платежей – законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.

     Принятие  Налогового кодекса Российской Федерации  заложило фундаментальную основу правового  регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами – налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

     Вместе  с тем, анализ действующего законодательства о налогах и сборах и правоприменительной  практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса нормативного регулирования налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.

     Объектом  исследования являются отношения, по средствам которых происходит уплата акцизов.

     Предмет исследования: действующий механизм исчисления и уплаты акцизов.

     Цель  работы: исследовать действующий  механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной  налоговой системе Российской Федерации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть  теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике. 
 

     1.Теоретические аспекты

     1.1.История  становления акцизов1 

     Основной  причиной широкого распространения  акцизного обложения со времен глубокой древности и до наших дней являются его ощутимые фискальные выгоды и  высокая скорость их получения.

     В истории известны упоминания об акцизах  еще в Римской империи: налог  с оборота по ставкам от 1 до 10%, особый налог с оборота при  торговле рабами (4%'), и налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости). Алкогольные  напитки в древности, как правило, не облагались, но первое упоминание о пошлине с каждого "хмельного короба" встречается в договорной грамоте Новгорода с тверским князем Ярославом (1265г.). С 1448-1474 гг. в России было введено налогообложение на все спиртные напитки, а доходы по этой статье становятся важной и ощутимой долей в государственной казне.

     Подлинная "эра акцизов" началась в Европе примерно с XVII столетия, в России - с XVIII, и представляла собой достаточно пеструю картину их использования. В определенных ситуациях, когда  достоинства "затмевали" недостатки, акцизы восхваляли "до не- бес", иногда, наоборот, считали крайне несправедливыми, разорительными для основного населения и потому практически неприемлемыми. Но акцизное обложение распространено очень широко и в современной мировой налоговой практике, где применяется достаточно успешно. В свою очередь, в РФ оно существует с 1992 г. и часто имеет резко отрицательные результаты.

     Косвенные налоги имеют способность давать государству естественно возрастающий доход без всяких изменений в размерах налоговых ставок, и только за счет увеличения количества населения, роста благосостояния и т.д. Так, после уже указанной введенной С. Ю. Витте винной монополии и установлении пошлины 4р. 40коп. с ведра водки (без нее стоимость - 12,2 рублей), статистика отмечала резкий рост государственных доходов по этой статье до одной четверти их общей суммы.

     К сожалению, не существует достоинств без  недостатков. А недостатки у акцизного  обложения имелись и имеются  очень серьезные. При введении небольшого количества акцизов, они охватывают сравнительно небольшое количество граждан, так как не всем хочется потреблять определенные подакцизные продукты (спирт, табак). Если же ими охвачены товары первой необходимости, то такое обложение охватывает всех, не обеспечивая необлагаемого минимума и очень больно бьет по малоимущим большим семьям с большим количеством иждивенцев при одном кормильце. Вторым, очень ощутимым недостатком, является ярко выраженная регрессивность обложения. Чем меньше доход, тем большая его часть употребляется на потребности, безусловно, необходимые, и большая часть идет в налоги. Но по условиям самого устройства косвенных налогов государство должно их собирать именно с предметов массового спроса, или таких, на которые употребляются первый лишний грош. По этой причине бедный никогда не минует уплаты, так как его расходные статьи отлично государству известны и предусмотрительно обложены. С богатыми справиться значительно сложнее, так как они прихотливы, и расходы их разнообразны. Реально они могут производить громадное потребление и не платить налог.

     Если  обратиться к статистике, то в России после реформ С.Ю. Витте в доходах  обыкновенного бюджета преобладали  косвенные налоги, причем именно на товары самого широкого потребления, в  частности акцизы на табак, сахар, керосин и спички. Сюда же можно отнести и государственную винную монополию. Ставки акцизов постоянно повышались. Так, еще до реформ 1800 по 1835 гг. величина акцизного сбора с пуда сахара увеличилась с 80 коп. до 1 р. 75 коп. В июле 1909г. был принят новый повышенный акциз на табак и табачные изделия, причем наиболее высокие ставки были установлены именно на изделия низшего сорта - вместо прежних 38,14% -'51% к цене продажи. В это же время была повышена цена на казенную водку на 42 коп. за ведро. Акцизные и таможенные сборы всегда были особенно тяжелы для России ввиду очень низких доходов на душу населения, высоких, до уровня разорительных, прямых налогов и, отсюда, заниженного платежеспособного спроса. Но по абсолютной величине объема выплат косвенных налогов на душу населения Россия явно уступала практически всем развитым европейским странам.

     Чтобы оценить истинную тяжесть налогового бремени, которую несли жители России по сравнению с народами других европейских  государств, необходимо также посмотреть на цифры, характеризующие средние доходы на душу населения. Так, по данным А.Н. Шингарева, в предреволюционной России 1914г. эта цифра составила в сопоставимых исчислениях - 9 фунтов стерлингов, Германии - 30,9; Австрии - 24,9; Франции - 37; Великобритании - 49; в Италии - 24,3. Конечно, между этими цифрами и приведенными данными таблицы I нет полной сопоставимости, так как последние приведены по 191lг., а данные А.Н. Шингарева по 1914г. Но приблизительный сравнительный анализ провести можно. Так, разница в среднедушевых доходах Poccии и Англии составляла 5,44 раза, а в уровне налогообложения - 4,4 раза, аналогичная картина вырисовывается и из сравнения с другими государствами. Так что, скорее всего, реальные цифры характеризующие налоговое бремя были еще более удручающими.

     После 1917 и до 1921 г. в силу известных  событий системное налогообложение  в России прекратило свое существование, и было возобновлено только на сравнительно короткий период НЭПа. Первые советские  акцизы были введены в 1921 г., как указывалось в резолюции XI съезда партии, из-за отсутствия налаженного советского налогового аппарата и вследствие острой нужды государства в средствах (на первых порах преобладающее значение должно было получить косвенное налогообложение). В 1921 г. ввели акцизы на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина, спички, табачные изделия, гильзы и курительную бумагу, в 1922 г. - на спирт, отпускаемый для технических, химических и других специальных надобностей, на пиво, мед, квас, фруктовые и искусственные минеральные воды, соль, нефтепродукты, свекловичный и крахмальный сахар, восковые и озокеритовые свечи; в 1923 г. - на текстильные изделия, резиновые галоши. В дальнейшем, по мере укрепления финансового положения страны, на ряд товаров широкого потребления (сахар, соль, керосин, спички, чай) ставки акцизов были несколько снижены и введены новые акцизы на товары не самой первой необходимости (спиртные напитки и табачные изделия). Динамика доли акцизов в налоговых доходах с 1923 по 1930 гг. изменились соответственно в процентах: 17,7; 24,2; 31,6; 38,4; 40,2; 42,3; 41,6; 40,1.

     Новую страницу в истории развития российского  налогообложения после "небольшого" шестидесятилетнего перерыва открыли  экономическая и налоговая реформы 1992 года. Ориентируясь на западные модели, структура современной российской налоговой системы имеет все стандартные блоки - налоги на доходы, налоги на имущество и акцизную группу, полностью представленную, в свою очередь, такими составляющими ее элементами как акцизы, таможенные пошлины и НДС.

     1.2. Характеристика акциза по элементам2 

      Налогоплательщиками акциза признаются:

      1) организации;

      2) индивидуальные предприниматели;

      3) лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской Федерации,

      Подакцизными  товарами признаются:

      1) спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением спирта  коньячного;

      2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.

      3) алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

      4) пиво;

      5) табачная продукция;

      6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

      7) автомобильный бензин;

      8) дизельное топливо;

      9) моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных)  двигателей;

      10) прямогонный бензин.

      Объектом  налогообложения  признаются следующие операции:

      1) реализация на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров, в  том числе реализация предметов  залога и передача подакцизных  товаров по соглашению о предоставлении  отступного или новации.

      2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

      3) передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими из давальческого сырья  (материалов) подакцизных товаров  собственнику указанного сырья  (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

Информация о работе Анализ современного состояния акцизов