Анализ современного состояния акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Акцизам – разновидности косвенных налоговых платежей – законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты………………………………………………4
1.1.История становления акцизов…………………………………….4
1.2. Характеристика акциза по элементам…………………………..8
1.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации……………………………………..14
2. Анализ современного состояния акцизов……………………….18
2.1. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов…………………………………………………………18
2.2.Рост акцизов в Российской Федерации………………………...25
2.3. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов…………………………………….32
Заключение………………………………………………………………38
Список используемых источников и литературы………………….40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

2.Анализ современного  состояния акцизов

     2.1. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 

     Акцизы  зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами6, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. Используя понятия предложения и спроса, а также эластичности, можно определить, кто реально платит акцизы. Предположим что на рис. 1 показан рынок какой-либо продукции, подлежащей налогообложению, и что равновесная цена без учета налогов составляет 4 условных денежных единицы за единицу продукции, а равновесное количество потребляемых единиц продукции – 15 млн.шт.

     

     Предположим, что правительство вводит новый акцизный налог, равный 1 у.е. в расчете на единицу продукции. Поскольку по законодательству РФ акцизами облагаются продавцы (поставщики), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сместится вверх на величину налога. Продавцы должны теперь заработать на 1 у.е. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 1 с положения S до St.

     Новая равновесная цена составит 4,5 у.е. В  данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину – производители в виде более низкой цены после уплаты налогов. Потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.

     Из  графика видно, что распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения. Данный вывод иллюстрируется следующими графиками.

     На  рис.2 видно, что при эластичном спросе большую часть бремени берет  нас себя продавец (производитель). При этом значительно сокращается производство облагаемого акцизами продукта.

           

          

     Рис.  2 
 

     При менее эластичном спросе большую  часть бремени берет на себя покупатель. Производство остается практически на том же уровне.

         

     Рис.  3

     Чем более эластично предложение, тем к большему росту цен приводит введение акцизного налога, тем большую часть бремени возьмут на себя покупатели.

         

     Рис.  4

     И, соответственно, наоборот, чем менее  эластично предложение, тем большую часть налогового бремени возьмут на себя покупатели.

         

     Рис.  5

     Исходя  из данных графиков можно сделать  выводы о том, в каких случаях государство должно повышать или понижать налоги. При внесении проектов акцизного налогообложения по конкретному товару целесообразно ввести обязательный анализ эластичности спроса и предложения по каждой группе облагаемых товаров. В настоящий момент, когда государство нуждается в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении ставок акцизов на те или другие товары. На графиках ясно видно, что повышение ставки акцизов далеко не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений.

     Увеличение  налогов возможно только в случае неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что немалая часть подакцизных товаров как раз относятся к группе товаров неэластичного спроса, это прежде всего акцизы на бензин, нефть,  газ (для внутреннего потребления) и недорогие табачные изделия. Но в то же время введение акцизов на такие товары как пиво, автомобили, вина,  экспортируемые нефть и газ может самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.

     Но  помимо того, что уменьшаются доходы продавцов (производителей) и увеличиваются расходы потребителей на сумму равную площади прямоугольника acef, вторым эффектом введения налога будет уменьшение равновесного количество производимой и потребляемой продукции. Тот факт, что до введения налога спрос и предложение были на 2,5 млн. ед.  больше, означает, что выручка от них превышала издержки производства. Это можно увидеть из

 следующего простого исследования. Сегмент ab кривой спроса D на рис.1 демонстрирует готовность платить – предельную выручку – за каждую из 2,5 млн. ед., купленных до введения налога.  С другой стороны, сегмент cb кривой предложения S отражает предельные издержки на каждую единицу продукции. Мы видим, что для всех 2,5 млн. ед. за исключением самой последней предельная выручка превышает предельные издержки. Ухудшение благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5 млн. ед. продукции показано треугольником abc.

     Этот  треугольник указывает на избыточное налоговое бремя или потерю эффективности для общества, которые являются результатом введения налога. Таким образом, все налоговое бремя, которое несет общество, превышает 12,5 млн. у.е., фактически полученных государством в виде налогов. Общие издержки налогоплательщиков состоят из налоговых поступлений efac плюс треугольник abc-  чистую потерю для общества.

     Во  многих случаях задачи налогообложения  могут быть более важными, чем минимизация избыточного налогового бремени. Ярким примером может служить стремление сократить потребление таких общественно вредных продуктов как водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные ставки приводят к нелегальному производству и продаже подакцизных продуктов, увеличению преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

     Как и распределение налогового бремени, величина избыточного налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения: чем эластичней спрос или предложение, тем больше избыточное налогообложение.

     Любое обсуждение принципов платежеспособности и налогообложения получаемых благ приводит в конечном счета к вопросу о налоговых ставках и о способе изменения ставок по мере роста дохода плательщиков данного налога.

     Налоги  обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Так, налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода, - регрессивным, если средняя налоговая ставка понижается, и – пропорциональным, если ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. Это определение базируется на соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что все налоги – независимо от того объекта

налогообложения, - в конечном счете выплачиваются  из чьего-либо дохода.

     На  первый взгляд кажется, что акцизы являются пропорциональным налогом. Однако на деле по отношению к доходу они являются регрессивными. Причина регрессивности этого налога заключается в том, что он затрагивает значительную часть дохода малообеспеченных слоев населения в отличие от дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать налога на часть своего дохода, которая откладывается в виде сбережения, в то время как бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.

     С другой стороны существует некоторый  набор подакцизных товаров, покупаемых практически всеми. К таким относятся алкогольная и табачная продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную долю в общем объеме собираемых акцизов. С ростом благосостояния расходы на данную продукцию редко значительно увеличиваются и меняют свою структуру. Состоятельные люди начинают, например, потреблять вино вместо крепких ликероводочных изделий.

     При этом акцизы выплачиваемые данными  людьми даже сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку. Можно сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в доходах в абсолютном выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может даже уменьшаться. 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.2. Рост акцизов  в Российской Федерации7 

     Понятие "Налог на грех" было введено  в США, где таковым считаются не только повышенные акцизы для производителей алкоголя и табака, но и завышенная стоимость продукта для конечных покупателей. В ближайшее время, усилиями отдельных губернаторов, столкнувшихся с "дырами" в бюджетах штатов, "налог на грех" будет взиматься и с производителей/потребителей марихуаны и порнографии.

     Вице-премьер  Виктор Зубков на совещании "О мерах  по регулированию рынка алкогольной  продукции и производства спирта" сообщил, что за первые пять месяцев 2009 года поступления снизились на 12,8 процента — до 28,7 миллиардов рублей. При этом отрицательная динамика начисленных акцизов наблюдается, несмотря на то, что их ставки растут. В 2008 году рост составил 7 процентов, в 2009 — 10.

     Он  связывает снижение сборов с уходом производителей в тень. В 2008 году Россия произвела 121,4 миллиона декалитров водки и ликероводочных изделий, а продано было 177,6 миллиона декалитров этой продукции. "Вывод — 46 процентов водки и ликероводочных изделий в 2008 году произведено и реализовано через розничную сеть нелегально, — подсчитал вице-премьер. — Это самый оптимистичный показатель, некоторые эксперты говорят о том, что доля теневого оборота достигает полвины рынка".

     В то же время, Зубков считает, что ключевая задача заключается в легализации  алкогольного рынка. По мнению первого  вице-премьера, нужно сделать систему  налогообложения алкогольной продукции  простой и эффективной.

     Пополнять казну правительство планирует  также за счет сокращения доли "серой" водки. Специальная служба по регулированию алкогольного рынка — "Росалкогольрегулирование" сейчас анализирует ситуацию с тем, "чтобы найти дополнительные источники выплаты акцизов, чтобы больше производить легальной водки и чтобы меньше ее уходило в тень", — говорил Зубков.

     "Важно,  чтобы этот сектор экономики  работал легально, чтобы продукция  стоила бы столько, сколько  она должна стоить с учетом  уплаты акцизов, а вырученные  средства не шли бы в теневой  сектор и на коррупцию, как это сейчас имеет место, а пополняли бы бюджеты и шли бы на решение социальных программ, увеличение пенсий, пособий, что крайне необходимо делать в условиях сокращающихся доходов и в условиях кризиса", — призвал он.

     По  проблеме противодействия нелегальному обороту алкоголя Минфин предлагает ввести требование гарантии уплаты акциза и НДС при выдаче федеральной специальной марки или, как вариант, перейти на полную предоплату акциза при выдаче марки. Необходимо лицензировать перевозку спирта и ввести уголовную ответственность, если информация не зафиксирована в ЕГАИС, а ресурсы ЕГАИС разрешить для налогового контроля, написано в мобилизационном плане Минфина.

     Между тем производители убеждены, что  повышение акцизов приведет лишь к росту теневого бизнеса.

     "Одностороннее  повышение акциза без серьезных  контрмер по пресечению нелегалов  будет губительно для легального  рынка", — убежден совладелец  ГК "Парламент" (водка Parliament) Сергей  Куприянов. По его сведениям,  с началом кризиса цифра "тени" растет на глазах.

     Впрочем, другие легальные производители  водки поддерживают меры по борьбе с "серым" алкоголем. Как заявил "Интерфаксу" председатель совета директоров "Nemiroff Холдинг" Александр  Глусь, "сегодня у государства  есть уникальный шанс установить четкие правила игры для легальных производителей". По его словам, это создаст устойчивую базу для кардинального повышения собираемости налога с отрасли.

     Табачные  компании — единственные, кто не против идеи повышения акцизов. "Но это повышение должно быть постепенным и последовательным", — настаивает директор по корпоративным отношениям "ВАТ-Россия" Александр Лютый. "Компания с пониманием относится к разумному повышению акцизов", — говорит представитель Japan Tobacco International Антон Сарайкин. По словам Лютого, сейчас в России нелегально продается не более 1 процента сигарет.

     Однако, собеседник "Коммерсанта" в одной  из табачных компаний заявил, что 235 рублей за 1 тысячу сигарет (предложение на 2010 год) — "максимум, что может  потянуть рынок": увеличение ставки только спровоцирует рост контрабандных поставок, сейчас на рынке не распространенных.

     Алкоголь

     Меньше  всего от повышения пострадают производители  этилового спирта - увеличение составит всего 2,6 и 0,6 процентов на 2010 и 2011 годы соответственно (31,3 и 33,8 рублей вместо 30,5 и 33,6 рублей на 1 л безводного спирта). Максимально же повышение затронет производителей готовой алкогольной продукции. Сейчас они платят акциз в 191 рубль за 1 л безводного спирта. В 2010 году для производителей крепкого алкоголя (содержание спирта выше 9 процентов) ставка акциза увеличивается с 210 до 245,3 рублей, в 2011 году - с 231 до 294,4 рублей (рост 16,8 и 27,4 процента соответственно). Аналогично ставки вырастут и для производителей слабого алкоголя (до 9 процентов): с 133 до 155,4 рублей в 2010 году и с 146 до 186,5 рублей в 2011 году соответственно. Для натуральных и игристых вин предполагается увеличить ставки на 13-17 процентов в 2010 году по сравнению с запланированными и на 25-27,5 процентов в 2011 году.

Информация о работе Анализ современного состояния акцизов