Анализ современного состояния акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Акцизам – разновидности косвенных налоговых платежей – законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты………………………………………………4
1.1.История становления акцизов…………………………………….4
1.2. Характеристика акциза по элементам…………………………..8
1.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации……………………………………..14
2. Анализ современного состояния акцизов……………………….18
2.1. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов…………………………………………………………18
2.2.Рост акцизов в Российской Федерации………………………...25
2.3. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов…………………………………….32
Заключение………………………………………………………………38
Список используемых источников и литературы………………….40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

      4) передача в структуре организации  произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

      5) передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров для  собственных нужд;

      6) передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров в  уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

      7) и другие

      Не  подлежат налогообложению (освобождаются  от налогообложения) следующие операции:

      1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

      2) реализация подакцизных товаров,  помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

      3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

     Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

      1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном  выражении - по подакцизным товарам,  в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

      2) как стоимость реализованных  (переданных) подакцизных товаров,  без учета акциза, налога на  добавленную стоимость - по подакцизным  товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

      3) как стоимость переданных подакцизных  товаров, исчисленная исходя из  средних цен реализации, действовавших  в предыдущем налоговом периоде,  а при их отсутствии исходя  из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

     Налоговым периодом признается календарный месяц.

     Налоговые ставки3 бывают твердые и комбинированные. К смешанным относятся товары : Сигареты с фильтром, Сигареты    без     фильтра, папиросы. Все остальные подакцизные товары имеют твердые ставки.

     Налогоплательщик  имеет право уменьшить сумму  акциза по подакцизным товарам. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

      При передаче подакцизных товаров, произведенных  из давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные  товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенного в свободное обращение, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве.

      Вычетам подлежат суммы  акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному  для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

      Вычетам подлежат суммы  акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных  товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или  отказа от них.

      В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

     Уплата  акциза4 при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

      Уплата  акциза по прямогонному бензину5 и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации 

     Подобно практике применения различных ставок импортных пошлин, механизм и ставки взимания акцизов с ввозимых подакцизных товаров также дифференцированы в зависимости от страны происхождения товаров. Так, наибольшее фискальное значение среди всех табачных изделий имеют сигареты – на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. Ко всем остальным видам табачных изделий применяются дифференцированные ставки, причем к сигарам и табаку для трубок – повышенные, во-первых, в перераспределительных целях – потребление данных видов табачных изделий в большей степени присуще более обеспеченным гражданам, во-вторых, в социальных целях – курение сигар и трубок приносит больший вред здоровью, нежели курение остальных табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курительного табака, используемого для так называемых «самокруток», так как последние способны заместить в потреблении сигареты фабричного производства.

     В Германии акциз на табачные изделия  уплачивается путем приобретения налоговых  марок на сумму акциза. Уплата акцизов  производится при выходе табачных изделий из под режима «налогового склада», в случаях, если они в дальнейшем не подпадают под аналогичный режим или экспортируются владельцем «налогового склада».

     Базой для расчета налога служит розничная  цена одной сигареты, сигариллы, сигары, килограмма курительного табака, установленная производителем или импортером, причем эта цена должна быть не меньше розничной цены на аналогичную продукцию. Запрещается продавать табачные изделия по цене выше установленной производителем или импортером и указанной на марке или предъявленной к расчету акциза.

     В Великобритании обязательство по уплате акциза возникает в момент пересечения  ее таможенной границы или достижения табачным изделием стадии готовности, на которой он может быть потреблен. Начисление акциза производится в момент, когда изделие покидает зарегистрированное место производства, отгружается со склада или покидает место, куда оно было импортировано на территории ВБ. Акциз уплачивается производителем или импортером табачного изделия.

     Применяется смешанная ставка, в процентах от розничной цены и в фунтах стерлингах за тысячу сигарет (за фунт). При этом если длина сигареты превышает 9 см, то специфическая часть акциза с каждой сигареты уплачивается как с двух, также, если уровень смолы превышает установленную норму – увеличивается специфическая часть акциза. Ставка может быть изменена Министерством Финансов не более чем на 10% на год.

     Розничная стоимость подакцизного товара, включая  все налоги и платежи, установленная  производителем или импортером на момент расчета налога, служит базой для расчета налога.

     Контроль  за реализацией осуществляется государственными органами. В случае обнаружения реализации по цене выше той, с которой в соответствии с документами был уплачен  акциз, налог взимается с продавца.

     Во  Франции действует следующая  схема взимания акциза на табачные изделия. В случае перемещения табачных изделий внутри территории ЕС налог  взимается: а) при выставлении табачных изделий на реализацию на территории Франции (при выходе из под режима «отсрочки по уплате налога» или импортировании из-за пределов ЕС) налог уплачивается лицом, выставляющим продукцию на реализацию; б) при обнаружении недостачи ответственными государственными органами; в) в случае прибытия из страны, входящей в ЕС, в которой данная табачная продукция была выпущена в реализацию, налог уплачивается получателем, либо представителем продавца; в) в случае складирования табачной продукции, с которой ранее во Франции не уплачивался налог, с целью ее последующей реализации, налог уплачивается владельцем склада. В случае производства табачного изделия на территории Франции или ввоза на ее таможенную территорию из страны, не входящей в ЕС, налог уплачивается официально зарегистрированным поставщиком табачных изделий.

     Акцизы  на дизельное топливо в Европе, равно как в Японии, заметно ниже, чем на бензин, и объясняется это соображениями перераспределительного характера (бензин используется более состоятельными гражданами).

     Различные легальные и нелегальные способы  ухода от налогообложения ГСМ  связаны, как правило, с занижением стоимости ГСМ или использованием пониженных ставок налогов на ГСМ. Возможны также и более серьезные нарушения – такие как контрабанда ГСМ из стран или регионов, где их стоимость значительно ниже, или же существуют неконтролируемое производство и реализация ГСМ внутри данной страны.

     Благодаря тому, что в каждой стране существует относительно ограниченное количество производителей ГСМ, и особенно топлива, а также учитывая необходимость  установления специального оборудования для продажи (например, бензоколонок), возможность контроля за реализацией ГСМ выше, нежели у других товаров.

     Основополагающими принципами реформирования акцизного  налогообложения является установление таких правил их уплаты, которые  бы в максимальной степени ограничили возможность ухода от налогообложения как законными, так и незаконными методами.

     Табачное  налогообложение и налогообложение  ГСМ в целом предлагается оставить без изменений, за исключением введения в число подакцизных товаров  масел для двигателей и дизельного топлива. Момент уплаты акциза при налогообложении автомобилей предлагается перенести, и взимать налог в момент государственной регистрации автомобилей.

     В этой связи, с учётом опыта западных стран, предлагается изменить систему  акцизного налогообложения алкогольной продукции, являющейся значительным источником поступлений для территориальных бюджетов. С этой целью предлагается, во-первых, изменить правила взимания акциза с помощью акцизных марок, а именно сделать их способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода, во-вторых, ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащегося в конечном продукте, с последующим кредитованием при налогообложении конечного продукта, и, наконец, в-третьих, установить шедулярное налогообложение готовой алкогольной продукции с применением дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольных изделий. Кроме того, необходимо развивать систему гарантирования платежей по акцизу аккредитованными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства неподакцизных товаров. 

Информация о работе Анализ современного состояния акцизов