Современное состояние PR в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:40, реферат

Описание

Развитие Public Relations в Республике Беларусь непосредственно связаны с развитием технологий общественных связей в соседних России, Украине, Литве, Латвии и других странах постсоветского пространства. Однако своеобразие политического и экономического подхода к развитию суверенного государства обусловили особенные, национальные черты развития белорусского PR.

Работа состоит из  1 файл

Пиар Беларуси.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования Республики Беларусь

 

Белорусский государственный университет

 

Исторический факультет

 

 

 

 

 

Реферат

«Современное состояние PR в Беларуси»

 

 

 

 

Подготовил студент 4 курса 11 группы

Календо Евгений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012


Развитие Public Relations в Республике Беларусь непосредственно связаны с развитием технологий общественных связей в соседних России, Украине, Литве, Латвии и других странах постсоветского пространства. Однако своеобразие политического и экономического подхода к развитию суверенного государства обусловили особенные, национальные черты развития белорусского PR.

Первой вехой в самостоятельном развитии рынка PR Белоруссии стало создание Белорусской ассоциации по связям с общественностью (БАСО) в 1993 году. Если обратиться к периодизации Марины Шишкиной, можно сказать, что данное событие явилось частью второго, институционального, периода развития Public Relations после общего для большинства постсоветских стран доинституционального периода. В этот период БАСО устанавливает связи с Международной ассоциациией по связям с общественностью (IPRA), Европейскую конфедерацию по связям с общественностью CERP, Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Лондонским институтом PR. В этом же году создается Белорусский институт PR, играющий в течение 11 лет роль социально-ответственного субъекта белорусского PR-рынка по продвижению PR-технологий и повышению профессионального мастерства PR-специалистов Белоруси.

 

Пиком институционализации белорусского PR в 90-е годы XX века является открытие в Белорусском государственном университете на факультете журналистики специальности «информация и коммуникация», готовящей специалистов в области связей с общественностью. Институте журналистики БГУ, в Минском государственном лингвистическом университете, Белорусском государственном университете культуры и искусства.

Выделяется два направления развития PR-технологий: по вертикали и по горизонтали. Развитие по вертикали предполагает эволюцию во времени. Это объективный естественный необратимый процесс, происходящий под естественного развития всех сфер жизни общества, а также под влиянием развития подобных технологий соседних стран. Так бурная политическая жизнь середины 90-х годов XX века стран СНГ и в особенности России способствовала распространению такого понятия как «черный PR».

На каждом временном отрезке наблюдается развитие PR-технологий по горизонтали, а именно: определенных направлений PR, общественных PR-организаций, как студенческих, так и профессиональных, частного и государственного PR-образования. Наиболее иллюстративно о тенденциях говорят факты. Так:

на сегодняшний день в Минске в пяти вузах читается курс по Public Relations;

за последние два года в Белоруси создано два профессиональных конкурса в области Public Relations: PR-профи и PRемiя;

в начале 2005 года запланированы третьи Белорусские PR-чтения.

Количество операторов рынка PR, по мнению  эксперта,  составляет 5-6 специализированных PR-агентств и около 8 рекламных агентств, которые иногда оказывают разовые PR-услуги своим клиентам.

Характерной чертой развития Public Relations в Белоруси в 2004 году также явилось активное применение PR-технологий в узкоспециальных сферах, таких как здравоохранение, оборона, культура. При формирования имиджа и установлении связей с сегментами общественности стали активно применять PR-технологии больницы, наркологические и реабилитационные центры, структуры Министерства внутренних дел, музеи и театры. Особая заслуга последних — в инициировании спонсорских, благотворительных и меценатских программ, формирующих социальную ответственность белорусского бизнеса.

 

Также одной из существенных тенденций первых пяти лет становления PR в Белоруссии явилась отстройка PR от рекламы. Так одной из тем Первых белорусских PR-чтений стала тема «Реклама и PR: точки несоприкосновения». Похоже, отстройка удалась. Потому как теперь, спустя 10 лет «войны», реклама и PR потянулись друг к другу. Когда прошел этап становления, технологии Public Relations столкнулись с необходимостью интеграции с другими средствами маркетинговых коммуникаций. Таким образом, сегодня, в соответствии с классификацией тенденций развития PR-рынков в «Стратегии доверия» Филиппа Буари, белорусский рынок PR ближе к американской модели интегрированных маркетинговых коммуникаций, нежели к европейскому подходу «чистоты жанра» в виде независимых технологий рекламы, маркетинга и PR.

Все мы являемся свидетелями или сторонними наблюдателями, а иногда и участниками профессиональной деятельности наших самых лучших PR-специалистов: Натальи Громадских (IPR), Романа Костицына директор по развитию коммуникационного агентства «АРС Коммюникейшнз», Андрей Эзерин, директор коммуникационного агентства EZERIN’COM, Валентин Лопан, директор маркетинговой и PR-компании «Агентство Деловых Связей»: Ольги Белорусовой (ЮНФПА), Ильи Прохорова (Атлант М) и многих, многих других.

 

Несмотря на большую популярность аббревиатуры «PR» в Беларуси, далеко не все руководители имеют реальное представление о том, что же это такое? Именно поэтому иногда довольно сложно объяснить клиенту, за что, собственно, он будет платить деньги. Такое положение вещей приводит белорусских пиарщиков к необходимости сведения своей PR деятельности к банальному предоставлению рекламных услуг

– размещению в прессе заказных статей, например. Что такое реклама, сегодня знают почти все и понимают ее значимость для бизнеса. Стоимость той или иной рекламы легко определить, и заказчик понимает, за что он платит деньги. Измерить и оценить PR-услуги сложнее. В том, что на белорусском рынке PR сложилась такая ситуация, виноваты и сами пиарщики. Они неправильно «пиарят» сами себя. Но время идет. Все меняется. Постепенно бизнесмены начинают понимать, в чем суть PR, и какие реальные результаты он может дать. Те, кто уже когда-то прибегал к помощи PR, сегодня осознают всю его ценность, необходимость и, самое главное, его финансовую эффективность.

Проблема еще и в том, что в Беларуси нет нормальной конкурентной среды, и получается, что полноценный PR может направляться только на внешнюю аудиторию. а вопрос в том, как он проявляется внутри страны. какие методы и средства допускаются и применяются

 

PR -- это в первую очередь стратегия формирования доверия, которая строится исключительно на диалоге, правде и полной информированности. Это связано отчасти с тем, что пиар в Беларуси развился из «медиа рилейшнз», т.е. связей со СМИ. На самом же деле у пиара функции гораздо более широкие.

Медиарилейшнз – это форма отношений государственных и коммерческих структур со СМИ, целью поддержания имиджа и репутации организации или первого лица.

Действительно, пиарщики сегодня рискуют потерять профессию, так как именно из-за ее популярности существует множество всевозможных слухов и домыслов. Сейчас в Беларуси происходит то, что когда-то было в России, Украине, позднее и в других странах СНГ: всего 6-8% людей понимают, что такое «паблик рилейшнз», остальные же находятся в полном заблуждении. Многие считают, что пиар – это манипулятивные трюки, управление сознанием, политические технологии, пропаганда, скрытая реклама и т.д. Вспомните, как в непростые 90-е годы с больших экранов о пиаре стали говорить, как о технологиях, способных вводить общественное мнение в заблуждение...

Остостоянии Сейчас, к сожалению, пиар слишком упрощается и часто воспринимается как обслуживание желаний генерального директора. Во многих белорусских компаниях по-прежнему работают по принципу «наш босс хочет пресс-конференцию», в итоге PR становится игрушкой в руках босса. Данная проблема влияет на весь информационный образ Беларуси как страны, открытой для зарубежных бизнес-партнеров. PR – это не только работа пресс-секретаря, который выдает информацию. Это аналитика, планирование, создание стратегии.

PR рассматривается как стратегия формирования доверия, обеспечивающая консолидацию, причастность и наличие диалога с общественностью. Реклама допускает различные преувеличения качеств, форм продукта или услуги, старается влиять на эмоции. PR-технология ориентирована на разум и способна работать только в случае построения долгосрочных отношений с общественностью, так как традиционно ориентирована на полную правду и соответствие интересов различных предприятий, ведомств, в первую очередь, интересам общества.

Из прогнозов – думаю, будет расти число PR-агентств, в том числе будет приход зарубежных. Я на это искренне надеюсь, потому что это будет развивать рынок и подстегивать игроков.

Рынок PR услуг в Беларуси все еще переживает первую стадию своего формирования

По-моему довольно точные результаты. Действительно, сегодня рынку в целом прежде всего не хватает собственно самого PR — грамотно выстроенной коммуникации, а происходит это из-за нехватки опыта и образования. Получить их (опыт и образование) многим мешает следующий названный в «апытанке» пункт — отсутствие «царя в голове». Собственно, это и есть квинтэссенция опроса. Что сдерживает развитие PR-отрасли в Беларуси, а что стимулировало бы ее рост?

 

– Недостаточный уровень профессионализма, недостаточность PR-бюджетов, скудность и отсутствие разнообразия СМИ. Одно цепляется за другое и не дает возможности быстро развиваться. Единственный способ расти – это общаться с коллегами из других стран и работать с транснациональными компаниями. Глобально сдерживает недостаточная конкуренция во многих отраслях и сегментах рынка. предприятия, которые могут оказывать в Беларуси качественно PR-услуги, можно пересчитать по пальцам

К сожалению, во многих своих проявлениях наш PR устарел, еще по-настоящему не родившись. Есть много объяснений. Одно из них – слабое развитие технологий новых медиа как следствие низкого проникновения интернета в целом. Интернет — это «штольня», которую в мире активно осваивают все пиарщики, а мы пока еще топчемся на самом верху, закладывая шурфы. Возможные грядущие запреты в сфере интернета еще более замедлят развитие новых медиа, а значит и белорусского PR в целом.

Самой востребованной услугой оказалась проведение мероприятий для прессы

Проводятся, в первую очередь, традиционные "PR-чтения" (организатор - Институт PR). Также летом состоялся  "Креативный марафон" (организаторы: ARS Communication совместно с PR-проектом CORPO и сайтом Marketing.by). В этом году "Марафон" собрал 250 участников, в т.ч. из Беларуси, России, Украины, Узбекистана и других стран. Оба названных мероприятия проводятся ежегодно. Также в октябре состоялась конференция PR-tools (организатор - AGT-Беларусь).

 

Тестовая часть

1.      Белорусской ассоциации по связям с общественностью была создана в _____ г.

2.      С какой PR организацией Беларусь не имела контактов в начале 1990-х: а) (РАСО) б) BBC в) Лондонским институтом PR

3.      Где в БГУ впервые стали обучать PR?

4.      В Белорусском государственном университете культуры и искусства обучают PR? а) да б) нет

5.      Черный PR – это _________________________________________________

6.      На сегодняшний день в Минске читается курс по Public Relations в а) 1 б) 3 в) 4 г) 5 вузах

7

 



Информация о работе Современное состояние PR в Беларуси