Состояние современного рынка туризма Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ─ выявить и изучить особенности механизма функционирования туристского рынка Республики Беларусь и проанализировать спрос на услуги туристской отрасли.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рыночного туристского механизма;
2) привести теоретические сведения о спросе на туристские продукты и факторы, его определяющие;
3) изучить методы анализа и прогнозирования туристского спроса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты…………………………….6
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг……………..…6
1.2 Механизм функционирования туристского рынка……………………..……8
1.3 Спрос в туризме и факторы, его определяющие………………..…………..11
1.4 Анализ и прогнозирование спроса…………………………………….…….15
2 Состояние современного рынка туризма Беларуси……………………………21
2.1 Механизм функционирования туристского рынка
в Республике Беларусь…………………………….……………………………..21
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского
рынка по итогам 2008-2009 гг..……………………………….………………...27
2.3 Прогноз развития международного туризма на перспективу….………….29
3 Пути совершенствования механизма функционирования
туристского рынка Беларуси………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38

Работа состоит из  7 файлов

21-31) 2 Раздел.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

2 Состояние современного рынка туризма Беларуси

 

2.1 Механизм функционирования туристского рынка в Республике Беларусь

 

Слабость развития туризма  в Беларуси (по доле туристского комплекса в ВВП менее 1%), низкие инвестиции в туристскую инфраструктуру, широкое использование бартерных расчетов между туроператорами, турагентами и туристами в перестроечный период позволяют отнести туристский рынок Беларуси к неразвитому рынку.

Любой рынок должен регулироваться как с помощью своего собственного внутреннего механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение, так и с помощью государства, прямо или косвенно, через госзаказы, налоги (в Беларуси носящие конфискационно-карательный характер) и другие способы. Причем крайне важно найти оптимальное сочетание собственно внутреннего механизма рынка и государственного регулирования.

Связь и взаимодействие этих двух рычагов регулирования рынка носит мониторинговый характер, свидетельствующий об усилении то внутреннего рыночного механизма, то государственного регулирования. Отказ государства от регулирования рынка, так же как и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения, приводит к деформациям рынка. Туристский рынок Беларуси в этом отношении является одновременно и неразвитым, и деформированным.

Разработки ВТО свидетельствуют, что для сбалансированного туристского рынка типична пропорция: один въездной - один выездной - четыре внутренних туриста. [20, с. 78] Согласно статистическим данным за 2009 год в Беларуси на 10 выезжающих приходится один внутренний турист, а на 1 въехавшего иностранного туриста приходится 3 выехавших. И в первом и во втором случае несбалансированность туристского рынка Беларуси налицо.

Проводимые государством экономические реформы в сфере  туризма продолжают приводить к серьезным деформация белорусского туристского рынка. Основные черты деформации рынка туризма в Беларуси:

- несбалансированность спроса и предложения на туристские продукты, которая продолжает возрастать;

- «оккупация» белорусского рынка иностранными (в первую очередь, российскими) туроператорами и турагентствами;

- практическая ликвидация  социального туризма;

- чрезмерный рост цен  с одновременным «вымыванием»  дешевых туристских продуктов;

- диспропорциональность  между выездным и въездным туризмом, выездной туризм составляет основу оттока капитала из страны;

- сращивание туристского  рынка с теневой экономикой;

- отсутствие у туриста  реального права выбора качественного  турпродукта.

Структурные характеристики национального туристского рынка (уровень и условия конкуренции между компаниями, конкурентные стратегии фирм) составляют один из важнейших элементов в обеспечении конкурентоспособности туристского комплекса. На туристском рынке Беларуси взаимодействуют и дополняют друг друга компании с различными типами конкурентной стратегии. Высокий уровень конкуренции между отечественными производителями туристских услуг - важное условие успеха в конкурентной борьбе на внешних рынках. Вместе с тем туристский рынок Беларуси сегодня находится в состоянии децентрализации и раздробленности, преобладают мелкие компании (свыше 700 субъектов хозяйствования), неспособные конкурировать на внешних рынках. Согласно статистическим данным, в 2009 году в Республике Беларусь туристскую деятельность осуществляли 720 предприятий (приложение А, таблица А.1). Абсолютное большинство фирм на сегодняшний день ориентировано не на прием иностранных туристов, а на более доступную и привлекательную в коммерческом отношении организацию зарубежных путешествий (приложение А, таблица А.2).

Также стоит отметить, в Беларуси фактически отсутствуют туристские компании, специализирующиеся на приеме иностранных посетителей и организации определенного вида туров (экологические, сельские, ностальгические, фольклорно-этнографические и другие специализированные программы), со сложившимся имиджем, активной маркетинговой деятельностью и устойчивым спросом на внешних рынках. [9]

В то же время на международной  специализированной конференции «Агроэкотуризм – состояние и перспективы  развития», организованной ОАО «Белагропромбанк» 25 февраля 2010 года, заместитель министра спорта и туризма Республики Беларусь Чеслав Шульга выступил с предложением объединить агроусадьбы в курортные зоны и создать мини-туроператоров, которые разработают комплексный продукт. Мини-туроператоры, специализирующиеся на сельском туризме, должны будут создавать программы с проживанием в усадьбе, экскурсиями и активными видами отдыха, посещением фестивалей и другими аттракциями. Заинтересовывать новых участников туристического рынка  предполагается бесплатными площадями на туристических выставках и льготными условиями работы. [3]

Согласно данным Министерства статистики и анализа, средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Беларуси составляет лишь пять дней, что свидетельствует о неразвитости программ обслуживания. Услуги, предоставляемые иностранным посетителям, как правило, ограничиваются оформлением визы и бронированием гостиницы, иногда включают традиционную экскурсию по городу. Практически отсутствуют стратегическое планирование, поиск нововведений, разработка новых маршрутов и программ. Необходимо признать, что Беларусь никогда ранее не являлась регионом повышенного туристского спроса, традиции привлечения и обслуживания иностранных туристов в республике не сформированы. На протяжении многих десятилетий туристские организации Беларуси являлись лишь исполнителями в сфере международного туризма, а все основные принципиальные решения принимались союзными органами. Большинство национальных компаний не имеют четко определенных стратегий поведения на внутреннем и внешнем туристских рынках, что снижает конкурентоспособность туристского комплекса Беларуси.

Республика Беларусь обладает богатым  туристским потенциалом, однако его  использование в полной мере осложняется в связи с радиоактивным загрязнением пятой части территории республики. Из общей площади выделенных для рекреационного освоения земель (1,68 млн. га, или 8,1% территории страны) 0,73 млн. га радиоактивно загрязнены, в том числе в Гомельской области — 100% площади зон отдыха, Могилевской — 73%, Минской — 40%. «Чернобыльский след» не только исключает перспективы развития въездного туризма в пострадавших районах (за исключением специализированных туров), но и формирует мнение обо всей территории Беларуси как потенциально опасной для здоровья пребывающих. В перспективе «чернобыльский фактор» может быть использован конкурентами для дискредитации туристского имиджа Беларуси в средствах массовой информации. Одним из главных препятствий, ограничивающих поток иностранных посетителей в Беларусь, является также крайне низкая известность национальных достопримечательностей за рубежом.

Необходимо особо подчеркнуть, что основной причиной отставания белорусского рынка в области международного туризма является не низкое качество туристских ресурсов, а их неэффективное использование и отсутствие рекламно-информационного обеспечения. В отличие от зарубежных аналогов, достопримечательности Беларуси, включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО («Беловежская пуща», Мирский замок), несмотря на свой высокий статус, в настоящее время не являются объектами массового посещения иностранными туристами. К примеру, польская часть «Беловежской пущи», значительно уступая по площади белорусской, превосходит ее в несколько раз по объему туристских посещений. Мирский замок и национальный парк «Беловежская пуща» ежегодно принимают по 55—60 тыс. экскурсантов, тогда как Тракайский замок (Литва) посещают около 250 тыс. человек. [9]

Белорусские объекты туристско-экскурсионного показа имеют значительную познавательную ценность, однако для их продвижения не используются широко распространенные за рубежом современные анимационные технологии создания туристского продукта. Таким образом, в целом естественный рекреационно-ресурсный потенциал как фактор конкурентоспособности туристского комплекса Беларуси заслуживает довольно высокой оценки, главной задачей остается лишь повышение эффективности его использования.

Важным фактором, который необходимо учитывать при создании туристского  продукта, является отношение к иностранным туристам со стороны местных жителей. Гостеприимство, дружелюбие, отзывчивость белорусов — общепризнанные черты национального характера. Однако иностранные туристы нередко сталкиваются с криминалистическими проявлениями общества, высокой частотой межличностных конфликтов, что в определенной степени ухудшает впечатление от пребывания в стране.

Инфраструктура как фактор конкурентоспособности  туристского рынка Беларуси в настоящее время имеет низкую оценку. Гостиничное хозяйство, транспортная система, предприятия общественного питания, индустрия развлечений не соответствуют запросам зарубежных туристов и требуют значительных капиталовложений. Степень износа материально-технической базы туризма, сформированной в основном в 1970—1980-е гг., достигла 70—80%. Потребности в реконструкции и благоустройстве туристских объектов обусловливают повышенную капиталоемкость туристского комплекса и исключительную важность такого фактора, как наличие и доступность инвестиций. Осуществление многих туристских проектов требует значительных капиталовложений. Согласно имеющимся оценкам, стоимость реконструкции гостиницы «Минск» составила 20 млн. дол., а необходимый объем расходов по дальнейшей реставрации и музеефикации Мирского замка определяется в размере около 25—30 млн. дол. Следует отметить, что в современных социально-экономических условиях возможности бюджетного финансирования относительно крупных туристских проектов жестко лимитированы, если не отсутствуют вовсе. Общий неблагоприятный инвестиционный климат в стране и неопределенные перспективы развития туристской отрасли Беларуси не позволяют рассчитывать на значительный приток иностранного капитала. Таким образом, негативное влияние инвестиционного фактора существенно ограничивает возможности использования имеющихся преимуществ туристских ресурсов.

Уровень разработанности нормативно-правовой базы не позволяет обеспечить динамичное развитие туристского комплекса  и расширение экспорта туристских услуг. Беларусь одна из последних в СНГ  приняла Закон «О туризме» (1999 г.). Его положения о приоритетном развитии внутреннего и въездного туризма до настоящего времени носят декларативный характер и не имеют реального правового и экономического наполнения. Белорусское законодательство не приравнивает обслуживание иностранных посетителей к экспортным услугам, что не соответствует нормам международного права. По этой причине туристские предприятия, которые обеспечивают программы обслуживания иностранных посетителей, в настоящее время лишены государственной поддержки.

Однако стоит отметить, что 6 октября 2010 года в силу вступил Закон Республики Беларусь "О внесении изменений  и дополнений в Закон Республики Беларусь "О туризме". Новая  редакция закона "О туризме" придает  юридический статус туристско-информационным центрам. Их могут создавать туристические организации как частной, так и государственной формы собственности. Благодаря нововведению белорусские туристско-информационные центры должны появиться в каждом районе страны, а также во многих зарубежных странах, что в будущем должно содействовать продвижению национального туристского продукта и дальнейшему созданию положительного имиджа Беларуси.

Качество туристских впечатлений  во многом определяется уровнем подготовленности персонала, его гостеприимством  и радушием. Уровень квалификации туристских кадров Беларуси сложно оценить однозначно, однако следует отметить явный недостаток опыта привлечения и приема иностранных туристов, нехватку квалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками (особенно в регионах), недостаточное знание туристских возможностей республики и конъюнктуры зарубежных рынков работниками туристских предприятий. На предприятиях государственного сектора отсутствует система эффективного материального стимулирования труда в зависимости от его результатов.

Положительным фактором следует считать появление рынка  образовательных услуг в сфере  туризма, на котором функционирует  свыше 15 высших учебных заведений, шесть  из которых имеют негосударственную  форму собственности. Однако, согласно оценкам специалистов, качество подготовки кадров на большинстве вновь созданных туристских кафедрах невысокое, так как многие из этих учебных заведений непрофильные по отношению к туристской деятельности и не обладают необходимой материальной базой, учебно-методическими материалами и квалифицированным преподавательским составом. [9]

Исследователи и практики туристского бизнеса Беларуси отмечают отсутствие благоприятного туристского  имиджа республики на внешних рынках и излишне сложные пограничные  формальности, ограничивающие поток иностранных посетителей. Беларусь, на протяжении столетий входившая в различные государственные образования (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, Советский Союз), в настоящее время мало известна абсолютному большинству потенциальных посетителей как суверенное государство и практически неизвестна на уровне отдельных туристских регионов, маршрутов и объектов. Имидж республики на международной арене в определенной степени носит негативный характер в силу сложных политических отношений со странами Запада, распространенного мнения о Беларуси как о радиоактивно загрязненном регионе и других факторов.

Формирование благоприятного туристского  имиджа страны — приоритетное направление  деятельности Национального агентства по туризму, учрежденного в 2001 г. Министерством спорта и туризма. В течение первого года деятельности Агентства были созданы печатные и видеоматериалы, посвященные отдельным достопримечательностям Беларуси. Однако крайне ограниченный бюджет организации не позволяет осуществить полномасштабное рекламно-информационное обеспечение национального туристского продукта на уровне стран с развитым рекреационным хозяйством и соседних государств, конкурирующих с республикой за привлечение туристских потоков. В то же время, государственный бюджет Литвы в 2000 г. профинансировал расходы на продвижение национального туристского продукта в объеме 5 млн. дол., что в итоге обеспечило доход в 78 дол. в расчете на каждый доллар, вложенный в рекламно-информационную поддержку.

32-35) 3 Раздел.doc

— 46.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 31.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 35.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3) Содержание.doc

— 29.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

4-5) Введение.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6-20) 1 Раздел.doc

— 202.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Состояние современного рынка туризма Беларуси