Состояние современного рынка туризма Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ─ выявить и изучить особенности механизма функционирования туристского рынка Республики Беларусь и проанализировать спрос на услуги туристской отрасли.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рыночного туристского механизма;
2) привести теоретические сведения о спросе на туристские продукты и факторы, его определяющие;
3) изучить методы анализа и прогнозирования туристского спроса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты…………………………….6
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг……………..…6
1.2 Механизм функционирования туристского рынка……………………..……8
1.3 Спрос в туризме и факторы, его определяющие………………..…………..11
1.4 Анализ и прогнозирование спроса…………………………………….…….15
2 Состояние современного рынка туризма Беларуси……………………………21
2.1 Механизм функционирования туристского рынка
в Республике Беларусь…………………………….……………………………..21
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского
рынка по итогам 2008-2009 гг..……………………………….………………...27
2.3 Прогноз развития международного туризма на перспективу….………….29
3 Пути совершенствования механизма функционирования
туристского рынка Беларуси………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38

Работа состоит из  7 файлов

21-31) 2 Раздел.doc

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

32-35) 3 Раздел.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

3 Пути совершенствования  механизма функционирования туристского  рынка Беларуси

 

Исследование факторов конкурентоспособности  туристского комплекса Беларуси свидетельствует о наличии естественных конкурентных преимуществ, связанных  с выгодным транзитным положением страны, природными и историко-культурными предпосылками создания туристского продукта, гостеприимством местных жителей. Вместе с тем конкурентные преимущества инвестиционного и инновационного характера в рамках туристского комплекса Беларуси не сформированы, что определяет общий низкий уровень его международной конкурентоспособности и требует активизации туристской политики на национальном и региональном уровне. Выявленная тенденция отражает архаичный характер туристского комплекса страны и свидетельствует о необходимости скорейшего перехода от естественно-ресурсной к инвестиционно-инновационной модели его развития в соответствии с общими направлениями эволюции мирового туристского рынка. [9]

Важнейшими концептуальными  направлениями национальной туристской политики Беларуси должны стать:

1) совершенствование организационно-управленческой структуры туристского комплекса с учетом межведомственной координации его развития;

2) создание пространственного базиса развития туристского комплекса путем формирования сети ключевых туристских центров международного и национального значения (Минск, Брест, Витебск, Гродно, Мир, Несвиж, Новогрудок, Пинск, Полоцк, Слоним); создание законодательной регламентации и расширение системы рекреационно-туристских территорий: зон отдыха, курортов, национальных парков, рекреационных заказников, ландшафтно-туристских («Раубичский», «Верховья Птичи») и архитектурно-исторических парков (Мир — Несвиж — Коласовский заказник; Новогрудок — Щорсы — Заосье — оз. Свитязь), культурно-туристских зон, экскурсионных центров; разработать и обустроить сети национальных туристско-экскурсионных маршрутов;

3) формирование благоприятной рыночной среды в целях активизации инвестиционной деятельности в сфере туризма; предоставление системы льгот в области налогообложения, кредитования, страхования для субъектов хозяйствования, обеспечивающих программы обслуживания иностранных посетителей, признание экспортного характера их деятельности; привлечение иностранного капитала в целях освоения туристских ресурсов;

4) создание конкурентоспособного регионально дифференцированного национального продукта с ориентацией на внутренний спрос и приоритетные зарубежные рынки;

5) активное внедрение инновационных технологий создания и продвижения туристского продукта (использование современных информационных технологий; дальнейшее развитие приоритетных видов туризма: экологического, агротуризма, создание этнические, фольклорно-этнографических туров; применение анимационных технологий — участие туристов в фольклорных мероприятиях, инсценировках исторических событий, традиционных праздниках и обрядах, обучение народным ремеслам, дегустации блюд национальной кухни и др.);

6) информационное обеспечение развития въездного туризма путем формирования привлекательного туристского имиджа Беларуси, организация сети туристских информационных центров на территории республики;

7) обустройство пограничных переходов и трансъевропейских транспортных коридоров, упрощение пограничных формальностей для иностранных посетителей;

8) поддержка научно-исследовательской деятельности в туризме и системы подготовки профессиональных туристских кадров.

Поскольку полномасштабная  реализация предложенной системы мер  в настоящее время имеет существенные финансовые ограничения, на данном этапе  представляется целесообразным осуществление стратегии избирательного роста в сфере экспорта туристских услуг, направленной на ускоренное развитие приоритетных видов въездного туризма, разработку и реализацию планов развития транзитного и трансграничного, экологического, сельского, охотничьего и этнического туризма. Ключевое значение в развитии туристского комплекса страны имеет активизация региональной туристской политики, учитывающей особенности рекреационного потенциала, внутреннего и внешнего спроса, приоритеты туристского освоения регионов и центров Беларуси.

Однако низкая оценка в данном случае не отрицает саму возможность  въездного туризма, а скорее вынуждает  искать нетрадиционные направления  его развития. Предпочтительным становится развитие тех видов и форм туризма, которые не требуют значительных расходов на создание инфраструктуры (экологический и агротуризм с проживанием в сельских домах, этнический, охотничий туризм, кратковременные программы обслуживания транзитных и трансграничных туристских потоков).

На начальном этапе развития комплекса международного туризма в целях привлечения иностранных посетителей представляется целесообразным снижение стоимости въездной визы, по крайней мере, для организованных туристских групп, а также максимальное упрощение процедуры ее получения для граждан из развитых стран с низкой степенью риска нелегальной миграции. Следует отметить, что негативное восприятие иностранцами пограничных формальностей при въезде в Беларусь возрастает по мере постоянной либерализации условий туристских поездок в Европе и в мире в целом.

Региональная туристская политика в Республике Беларусь должна быть направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития территорий.

Для этого должно быть предусматривается:

1) Повышение эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через реализацию следующих мероприятий:

- развитие придорожного сервиса (мотели, бистро);

- создание инфраструктуры вдоль основных транспортных коридоров и автомагистралей для обеспечения развитие транзитного, спортивного, познавательного туризма;

- приведение материальной базы санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, профилакториев в соответствие с международными стандартами по сервису обслуживания в целях развития въездного и внутреннего, оздоровительного и лечебного туризма;

- использование материальной базы сельскохозяйственных кооперативов и агрогородков для создания агротуристских комплексов для обеспечения развитие агроэкотуризма, познавательного, спортивного и оздоровительного туризма;

- создание системы экологического и культурологического просвещения учащейся молодежи, используя основные маршруты туристских зон и материальную базу центров, станций, туристских баз для обеспечения развития социального, познавательного, спортивного, оздоровительного туризма, агроэкотуризма;

- развитие сети одно-, двух-, трехзвездочных отелей посредством ремонта, реконструкции имеющихся гостиниц, повышения сервиса обслуживания, оказания дополнительных услуг для обеспечения развития транзитного, познавательного, делового туризма;

- развитие сети усадеб, сдача в аренду жилых домов в сельской местности, используя туристско-рекреационные ресурсы, обеспечив развитие оздоровительного, спортивного, агроэкотуризма, повышая благосостояние местного населения;

- развитие сети домов охотника и рыболова для обеспечения  рационального использования природного потенциала, организации охотничьего, оздоровительного, познавательного и спортивного туризма, развития системы по оказанию дополнительных услуг;

- приведение в соответствие с мировыми стандартами объектов общественного питания и обслуживания в них, организация гастрономических туров, туров выходного дня с целью развития въездного и внутреннего туризма;

- развитие инфраструктуры туризма вблизи объектов историко-культурного наследия (в том числе объектов религиозных конфессий, относящихся к памятникам архитектуры) с целью развития социального, познавательного, религиозного, ностальгического туризма;

- развитие индустрии развлечений и организации досуга, использование объектов культуры и спорта, театров, кинотеатров, концертных залов, спортивных сооружений, создание новых комплексов, аквапарков, боулингов, туристско-спортивных комплексов и т.д.;

- обеспечение выпуска сувенирных изделий через открытие организаций по возрождению старинных национальных технологий; развитие центров ремесел и промыслов, организация выставок-продаж изделий народных мастеров.

2) Совершенствование системы управления туризмом на региональном уровне путем реализации следующих мероприятий:

- создание региональных туристских центров, их представительств и филиалов в каждой туристской зоне;

- открытие областных  и региональных туристско-информационных центров и бюро в целях создания и продвижения туристского продукта в регионах.

3) Развитие международных связей, обеспечение развития въездного туризма через:

- налаживание деловых  партнерских связей с зарубежными  странами;

- проведение традиционных мероприятий, фестивалей, конкурсов, выставок международного уровня.

Ко всему вышеперечисленному стоит  добавить создание твердой законодательной  базы в соответствии с международными стандартами для эффективного развития туристского комплекса и облегчения работы в области туристского бизнеса, поскольку постоянные реформы в сфере туризма лишний раз доказывают несовершенство рыночной системы и туристского механизма.




Заключение.doc

— 31.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 35.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3) Содержание.doc

— 29.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

4-5) Введение.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6-20) 1 Раздел.doc

— 202.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Состояние современного рынка туризма Беларуси