Состояние современного рынка туризма Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ─ выявить и изучить особенности механизма функционирования туристского рынка Республики Беларусь и проанализировать спрос на услуги туристской отрасли.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рыночного туристского механизма;
2) привести теоретические сведения о спросе на туристские продукты и факторы, его определяющие;
3) изучить методы анализа и прогнозирования туристского спроса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты…………………………….6
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг……………..…6
1.2 Механизм функционирования туристского рынка……………………..……8
1.3 Спрос в туризме и факторы, его определяющие………………..…………..11
1.4 Анализ и прогнозирование спроса…………………………………….…….15
2 Состояние современного рынка туризма Беларуси……………………………21
2.1 Механизм функционирования туристского рынка
в Республике Беларусь…………………………….……………………………..21
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского
рынка по итогам 2008-2009 гг..……………………………….………………...27
2.3 Прогноз развития международного туризма на перспективу….………….29
3 Пути совершенствования механизма функционирования
туристского рынка Беларуси………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38

Работа состоит из  7 файлов

21-31) 2 Раздел.doc

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

32-35) 3 Раздел.doc

— 46.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 31.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 35.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3) Содержание.doc

— 29.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

4-5) Введение.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6-20) 1 Раздел.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

1 Туристский  рынок и спрос: теоретические  аспекты

 

1.1 Сущность и отличительные  черты рынка туристских услуг

 

Категория «рынок» в  настоящее время является одной из наиболее распространенных как в экономической теории, так и в хозяйственной практике. В действительности существует множество толкований понятия «рынок» и, в частности, «туристский рынок».

В самом общем виде, рынок представляет собой институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. [6, с. 74]

Рынок в сфере туризма можно  рассматривать в качестве:

- совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;

- инструмента   согласования   интересов  покупателей и  продавцов туристского продукта;

- сферы реализации туристского продукта;

- сферы проявления   экономических  отношений между   покупателями и продавцами туристского продукта. [2, с.62]

Туристский рынок определяется как совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений. [9, с.77]

Таким образом, туристский рынок выступает  как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Рынок в данном случае – это своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для конкретного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, которые заинтересованы в туристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра. [2, с. 63]

В сфере туризма  существует также понятие «субрынки» - это элементы рынка при его дифференциации на сегменты в зависимости от особенностей туристского продукта. В качестве «субрынков» могут выступать гостиничный рынок (рынок гостиничных услуг), ресторанный рынок (рынок услуг питания) и т.д. [6, с. 74]

Сущность туристского  рынка выражается в его экономических  функциях:

1) туристский рынок  обеспечивает согласование производства  и потребления туристских продуктов  в ассортиментной структуре, а также поддерживает сбалансированность спроса и предложения по объему и по структуре. Эту функцию регулирования пропорций туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туристских предприятий и туристов посредством купли-продажи туристских продуктов;

2) туристский рынок обеспечивает экономическое стимулирование эффективности оказания туристских услуг и побуждает производителей к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением необходимой и достаточной прибыли; [9, с.78]

3) туристский рынок  организует процесс доведения туристского продукта до потребителя через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации;

4) туристский рынок  обеспечивает установление ценностных  эквивалентов для обмена туристских  продуктов. При этом туристский рынок сопоставляет индивидуальные затраты по производству туристских продуктов с общественными, соизмеряет затраты и результаты и, таким образом, выявляет ценность туристского продукта. [2, с.64]

Сущность и функции  туристского рынка определяют его  роль как категории экономики туризма, которая в целом сводится к следующему:

─ выдавать сигнал туроператорам с помощью обратных связей, какие туристские продукты, в каком объеме и в какой структуре следует производить;

─ уравновешивать спрос и предложение туристских продуктов, обеспечивать сбалансированность туристской экономики;

─ дифференцировать туроператоров, турагентов и их контрагентов в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

─ очищать туристский комплекс и его экономику от неконкурентоспособных продуктов и предприятий. [9, с. 78]

Рынок туризма, представляющий собой рынок услуг, не похож на другие рынки и, таким образом, имеет  специфические черты, непосредственно связанные с особенностями туристского продукта:

─ основным предметом купли-продажи являются услуги;

─ услуга не существует до момента ее предоставления, а, значит, невозможны сравнение и оценка услуг до их получения, таким образом, сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные;

─ услуге присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в затруднительное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок; [7, с. 53]

─ кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;

─ туристский рынок характеризуется высокой фондоемкостью отрасли, низкой эластичностью и комплексностью предложения; [10, с. 70]

─ сложность функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов;

─ значительное влияние на туристский рынок оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и т.д.

─ туристский пакет создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания выработают и будут придерживаться общих целей. [22]

Туристский рынок характеризуется  емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями  реализации туристского продукта. Емкостью рынка называют объем реализуемых на нем туристских услуг в течение определенного промежутка времени. Емкость рынка рассчитывается как в натуральном (количество туристов), так и в стоимостном (объем поступлений от туризма в денежных единицах) выражениях. [10, с. 76]

Современный туризм действует  в рыночной среде, контролируемой и  регулируемой государством и другими  финансовыми и экономическими институтами  и организациями. Данные отношения  с субъектами туристского рынка, а также взаимосвязь основных составляющих рынка туристских услуг (спроса, предложения, цены, качества и т.д.) проявляются через его механизм функционирования, речь о котором пойдет в следующем подразделе данной главы.

 

1.2 Механизм функционирования  туристского рынка

 

Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта. [12, с.123]

Функционирование туристского  рынка можно представить следующей схемой (рисунок 1):

     

Рисунок 1 – Схема функционирования туристского рынка

Примечание – Источник: [2, с. 72].

 

Приведенная выше схема  показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов: людей с туристскими потребностями и желанием путешествовать; людей с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.); людей с покупательским поведением. В свою очередь, покупательское поведение потребителей туристских услуг определяется природными, психологическими, социальными и другими причинами, которые заставляют их определенным образом реагировать на рекламу. Данный экономический фактор требует разделения туристского рынка на отдельные секторы, изучение которых помогает в достижении самого оптимального сочетания предложения и спроса на услуги туризма.

Развитие туризма и  туристского рынка требует динамичного  развития всех отраслей хозяйства и  имеет большое экономическое значение для государства, так как помогает решить общие экономические проблемы. При увеличении экономической отдачи от туристской индустрии одна часть дохода используется для удовлетворения новых туристских потребностей, другая может быть направлена на развитие других сфер экономики, в том числе и промышленности. [20, с.88]

Туристский рынок по отношению к экономике любой  страны характеризуется двухцикличностью (рисунок 2). Это выражается в том, что высокоразвитый туристский рынок  ведет к богатству государства, а несовершенный и слаборазвитый туристский рынок характеризует его бедность. [2, с. 73]

Рисунок 2 – Двухцикличность  туристского рынка

Примечание – Источник: [2, с. 72]

 

Развивающаяся же  экономика туризма не имеет возможностей удовлетворить все потребности и желания туристов. Изобилие туристских ресурсов предполагает создание сложной и многообразной материально-технической базы туризма.

На туристском рынке  происходит непрерывное движение потоков  денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.

Туристский  кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности. [12, с. 124]

Туристский кругооборот  осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3:

 

Рисунок 3 – Схема туристского  кругооборота

Примечание – Источник: [2, с. 75]

 

1 - турист платит турфирме  деньги за турпутевку;

2 - турфирма выдает  туристу турпутевку;

3 - турист обменивает  туристскую путевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;

4 - в процессе реализации  турпродукта турист получает туристские впечатления, т. е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;

5 - турфирма производит  инвестиции в развитие туристского  рынка, туристской индустрии и на создание новых видов туристского продукта;

6 - турфирма получает новые виды турпродукта;

7 - турфирма платит  налоги и различные сборы в  бюджет.

Скорость кругооборота во многом определяется сезонностью  туризма.

В основе функционирования механизма туристского рынка  лежат также законы стоимости (ценности), полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др. Они реализуются через различные типы цен туристских продуктов: цены эквивалентного обмена (определяемые полезностью и затратами), равновесные, монопольные, дискриминационные и другие цены.

Туроператоры, турагенты и производители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики и т. д.) в своей хозяйственной деятельности неизбежно руководствуются коммерческими интересами. Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием множества факторов. [20, с.88]

Конъюнктура туристского  рынка — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень и динамику цен на них. [10, с. 74]

При изучении конъюнктуры  туристского рынка ставится задача не только определения его состояния  в тот или иной момент, но и  предсказание вероятного характера  дальнейшего развития. Конъюнктурный прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия. Качество прогноза определяется, главным образом, тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры, в том числе спроса, детальное описание которого представлено в следующем подразделе.

 

1.3 Спрос в  туризме и факторы, его определяющие

 

Спрос - это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара. [11, с. 85]

В сфере туризма  спрос рассматривается с точки  зрения мотивации и психологии. Исходя из этого, туристский спрос - это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства и работы. [18, с. 24]

Туристский  спрос состоит из трех основных элементов:

1) Действительный (фактический) спрос – это фактическое число 
участников туризма, то есть тех, кто в действительности путешествует. 
Этот элемент спроса легче всего поддается измерению, и основная часть 
статистических данных по туризму относится именно к фактическому спросу.

2) Скрытый спрос характеризует ту часть населения, которая хочет, но не может путешествовать по какой-либо причине. Данный вид спроса подразделяется на:

- потенциальный  спрос, который относится к  тем, кто будет путешествовать  в будущем, в случае благоприятного  изменения обстоятельств;

Информация о работе Состояние современного рынка туризма Беларуси