Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа

Описание

Главная цель дипломной работы: анализ бюджета муниципального образования, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования местного бюджета в современных условиях.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть значение местного бюджета в бюджетной системе России,
 рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти,
 рассмотреть состав и структуру местного бюджета,
 проанализировать формирование и исполнение бюджета МО «Братский район»,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................…….....3
1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................……..6
1.1. Местный бюджет, как звено бюджетной системы РФ….. ..............................6
1.2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура..........................................12
1.3. Основные направления использования средств местных бюджетов............17
1.4. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании
(на примере МО «Братский район»)............................................................……...22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН») .............................................…......28
2.1. Динамика структуры бюджета МО «Братский район»
за период с 2000 по 2003 г.г..............................................................................……29
2.2. Мобилизация доходов местного бюджета...........................................….......36 2.3. Анализ расходной части бюджета МО «Братский район»....................…..58
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА .............................................….....67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................

Работа состоит из  1 файл

диплом таня полный.doc

— 628.00 Кб (Скачать документ)

   

Расходы по разделу «Государственное управление и местное самоуправление» первоначально были предусмотрены в размере 38235 тыс. руб., в течении года план уточнён до 38933 тыс. руб.

Фактические расходы  на  органы управления  за 2003 год составили 38723 тыс. руб. Основной удельный вес затрат в расходах на управление, как и во всей бюджетной сфере, составила зарплата с начислениями 80,7% (31230 тыс. руб.), материальные затраты  19,3%,   что выше уровня прошлого года на 2,3%.

За  2003 год текущего года в бюджет района поступило 2249 тыс. руб. от возвратов бюджетных кредитов прошлых лет. По состоянию на 01.01.2004 г. сумма остатка невозвращенного кредита – 6378 тыс. руб., в том числе от СХПК – 6378 тыс. руб.

В течение  2003 года кредиты из местного бюджета выданы на сумму 2064 тыс. руб.

Общий объем расходов по статье «Обслуживание государственного долга» планировался в 2003 году в сумме 1500 тыс. руб. Фактические расходы составили 1789 тыс. руб. За счет этих средств, в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, осуществлена уплата процентов по принятым долговым обязательствам.

Для осуществления необходимых расходов, в связи с возникшим кассовым разрывом и дефицитом бюджетных средств, район  получил  бюджетных ссуды из областного бюджета на общую сумму 10237 тыс. руб.,  кредит в ООО «Промсервисбанк» на сумму 13000 тыс. руб.

При проведении мероприятий по дополнительному изысканию внутренних резервов финансовых ресурсов в бюджете сэкономлено 31932 тыс. руб., в том числе:

-               при контроле за ценами на электроэнергию, тепловую энергию, другие услуги сокращены расходы в размере 12390 тыс. руб.;

-               дополнительно получено от оказания платных услуг населению – 9424 тыс. руб.;

-               экономия расходов по образованию – 6639 тыс. руб.;

-               введение муниципального заказа позволило сократить стоимость закупаемых товаров на 1304 тыс. руб.;

-               экономия расходов по другим бюджетным отраслям – 2175 тыс. руб.

Таким образом, формирование и финансирование расходов бюджета района осуществляется в пределах реальных возможностей местного бюджета, с учётом обеспечения приоритетного финансирования социальной сферы и осуществления мероприятий по экономии бюджетных средств.

 

 

          3  ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

              ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

 

          Формирование бюджетной и налоговой политики района осуществляется в соответствии с Бюджетным и Налоговым Кодексом РФ , Законами РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Иркутской области «О межбюджетных отношениях в Иркутской области», Уставом муниципального образования «Братский район», с учетом исполнения районного бюджета за 2002 год и прогноза социально – экономического развития района на 2003 год.

В связи с переходом российской экономики на рыночные отношения изменились условия формирования и исполнения местного бюджета.

Для большинства муниципальных образований России характерным является несоответствие полномочий органов местного самоуправления имеющимся  в их распоряжении материально-финансовым ресурсам.

Обеспеченность муниципалитетов местными финансовыми ресурсами напрямую зависит от развитости межбюджетных отношений, которые требуют постоянного совершенствования. Централизация финансовых средств в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ, наличие значительных встречных финансовых потоков между бюджетами всех уровней, огромный дефицит местных бюджетов – всё это лишает органы местного самоуправления возможности решать жизненно важные проблемы населения.

Развитие межбюджетных отношений должно опираться на прочную законодательную базу, закрепляющую правовые гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления. Однако, как показывает практика, в России ещё мало сделано для создания реальных правовых и экономических  гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления в плане формирования его финансовой основы, которой является бюджет муниципального образования.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 2000 года, определил принцип самостоятельности бюджета, как право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов, законодательно закреплённые  регулирующие доходы, самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств, а также определять источники покрытия дефицита. Принцип сбалансированности бюджета означает, что предусмотренные в нем расходы должны соответствовать суммарному объёму доходов и поступлениям из источников финансирования его дефицита.

Однако, между законодательством и практикой межбюджетных отношений существуют огромные различия.

Серьёзной проблемой современного российского местного самоуправления является недостаточность его собственной доходной базы.

Между тем, если муниципальное образование  не располагает какими либо существенными собственными источниками доходов, ни о какой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может быть и речи. В обмен на получение финансовой помощи из вышестоящих  бюджетов органы местного самоуправления вынуждены изменять свою политику в сфере решения вопросов местного значения в соответствии с указаниями органов государственной власти. Это лишает муниципальные образования возможности планирования даже на краткосрочную перспективу и уж тем более реализовать долгосрочные программы комплексного развития. Низкая доля собственных доходов в бюджетах муниципальных образований заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала, в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему.

Основу собственных доходов местных бюджетов должны составлять местные налоги и сборы, которые являются гарантией финансовой самостоятельности муниципальных образований, поскольку непосредственно закреплены за местными бюджетами.

Однако федеральное законодательство закрепило значительное  сокращение перечня местных налогов и сборов: статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает всего 5 местных налогов, вместо 23 местных налогов и сборов, представленных на рис. 7, ранее установленных в Федеральном законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91г. №  2118-I.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Структура местных налогов и сборов до 2000 года

На рис.8 представлены местные налоги (их всего 4), установленные в настоящее время в соответствии со статьёй 21 указанного закона (в ред. Федерального закона от 11.11.2003г. № 148-ФЗ).

                        

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8  Структура местных налогов в 2004 году

 

 

По оценкам специалистов, эти налоги и сборы дают в совокупности  не более 2-3 процентов доходов муниципальных бюджетов. Так, в плане доходной части бюджета МО «Братский район» на 2004 год их удельный вес составляет 1.4 % (7460 тыс. руб.). 

Возможны следующие направления совершенствования системы местного налогообложения:

       расширение  перечня местных налогов и сборов;

       развитие концепции совместных налогов посредством введения в рамках общих федеральных и региональных налогов ставок местных надбавок к ним.

Практическое расширение перечня местных налогов может быть осуществлено путём возврата в состав местных налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, который взимался в размере 1,5 процента с оборота. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отменённый с 1 января 2001 года, занимал значительную долю в доходной части местного бюджета. В 2000 году его удельный вес в доходах бюджета МО «Братский район» составлял 10,1% или в сумме 21622 тыс. рублей. Обложению данным налогом подлежали все предприятия – как рентабельные, так и убыточные; затруднён был уход из – под налогообложения.

В качестве компенсации отмены налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, было предусмотрено зачисление в местные бюджеты 5 - процентного налога на прибыль предприятий и организаций. Однако поступления от этого источника оказались значительно меньше поступлений от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Более того, согласно положениям главы 25 «Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций» в части второй Налогового кодекса Росийской Федерации, с 1 января 2002 года ставка налога на прибыль, зачисляемая в местный бюджет, установлена в размере 2 процентов. Очевидно, что такой размер муниципальной доли разделения ставки налога на прибыль, не компенсировал упразднённый налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Поступления по этому источнику доходов в бюджет МО «Братский район» за 2002 год составили 9418 тыс. руб., за 2003 год - 2255 тыс. руб.(снижение произошло за счёт переплаты у ГУП ВСЖД за 2002 год).

В то же время, расходы местного бюджета на содержание  жилищно- коммунального хозяйства, основные фонды которого имеют высокую степень изношенности, постоянно растут  в связи с повышением стоимости материалов, топлива, сырья и др., а также в результате массового отказа предприятий от содержания своих жилищно - коммунальных объектов и передачей их на финансирование местному бюджету.

Так одной из ключевых проблем для бюджета Братского района является содержание передаваемых в муниципальную собственность объектов коммунального хозяйства, инженерных сетей и жилья. За период 2000-2002 г.г. принят жилой фонд общей площадью 64,0 тыс. м2, котельные в п. Кобляково, п. Большеокинске, инженерные сети общей продолжительностью 3,8 км., что увеличило расходы бюджета на 5103,3 тыс.руб. В 2003 году от ФГУП ВСЖД МПС РФ принят в муниципальную собственность жилой фонд о объекты коммунально-бытового назначения, расположенные в г.Вихоревка, п. Турма, дополнительные расходы на содержание которых составили 44357,84 тыс. руб.

Кроме того, при федеральном стандарте на 2004 год уровня платежей граждан - 90%, Братской районной Думой принято решение  № 132 от 29.08.02г. «О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной  защите населения Братского района», в соответствии с которым установлен предельный уровень платежей граждан в размере 70% от  экономически обоснованных затрат. Увеличение платежей населения могло бы снизить затраты местного бюджета на 23423 тыс. руб. Но из-за низкой платежеспособности населения администрация в настоящее время не имеет возможности сократить расходы бюджета на жилищно - коммунальное хозяйство за счет повышения уровня платежей граждан.

С отменой налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы объекты жилищно-коммунального и социально - культурного назначения остались без необходимого финансирования, так как именно данный налог являлся основным целевым источником покрытия расходов на их содержание.

При потребности на 2004 год в финансировании жилищно – коммунального хозяйства, составляющей 117700 тыс. рублей, план утверждён в размере  64271 тыс. рублей или 54,6 %. Расходы в сумме 53429 тыс. рублей не нашли отражения в бюджете по причине недостаточности доходной части бюджета.

В табл. 3.1 приведён расчёт налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы для бюджета МО «Братский район» при условии его введения на 2004 год.

 

Таблица 3.1

 

Расчёт налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на 2004 год

 

Показатели

Сумма

1.Выручка (валовый доход) от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов), млн. руб.

3151,0

2. Выручка (валовый доход) от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов), предприятиями агро- промышленного комплекса млн. руб.

166,5

3.Ставка налога, %

1,5

4.Сумма налога, исчисленная по установленной ставке ((стр.1-стр.2)*стр.3), тыс. руб.

44767

5.Расходы на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы, находящихся на балансе предприятий или финансируемых ими в порядке долевого участия, тыс. руб.

-

6. в т. ч. в пределах нормативных затрат, утверждённых представительными органами государственной власти, тыс. руб.

-

7. Сумма налога за вычетом расходов, подлежащая взносу в бюджет (стр.4-стр.6), тыс. руб.

44767

Информация о работе Местные Бюджеты: современное состояние и перспективы