Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание

Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений.
Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.

Содержание

Основы методологии государственного регулирования экономики. Регулирование воспроизводственного процесса в макроэкономике. Механизм государственного воздействия на социально – экономические процессы.
Система экономических процессов
Рынок труда: сущность, стратегия и меры государственного управления.
Налоговая политика как часть финансовой политики государства
Государственная антимонопольная политика: сущность и причины возникновения.
Муниципальное управление использования земли и природных ресурсов. Муниципальная собственность на землю.
Муниципальный заказ. Роль муниципального заказа в экономике муниципального образования. Способы размещения муниципального заказа. Процесс организации муниципального заказа
Система управления муниципальными финансами.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

В результате экономическая жизнь  стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно- технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции  на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное де регулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках де регулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом фексибилилизации рынка  труда не может быть тотальный  демонтаж системы его регулирования  и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к  серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

Рынок труда понимается в настоящей  работе как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен  и использование труда. Принципиальным отличием данного выше определения от ряда других является то, что к рынку труда мы относим не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала и сферу использования труда. Такой подход к определению основного объекта исследований выработан нами в процессе участия в практических  работах по анализу рынка труда, в ходе которых выяснилось, что фиксация внимания на сфере обмена может искажать общую картину происходящего. Например, на определённых временных интервалах может наблюдаться сокращение регистрируемой безработицы в России, что иногда интерпретируется зарубежными специалистами как начало оздоровления рынка труда в экономики в целом. Однако нарастание диспропорций в сфере использования труда подготавливает новый период дестабилизации сферы обмена труда в отдалённой перспективе.

В России широко распространено понятия  рынка труда, использовавшееся бывшей Федеральной службой занятости для аналитических целей и при разработке прогнозов. В его основе лежит отождествление рынка труда с процессами и механизмами трудоустройства. В настоящей работе эта разновидность процессов рассматривается как текущий рынок труда.

Применение понятия «рынок»  к анализу трудовой сферы не уравнивает труд с обыкновенными товарами. Труд в первую очередь представляет собой  процесс экономической деятельности людей и только после этого  и в дополнение к этому может рассматриваться как ресурс или товар. Человек как носитель способности к труду в нормальном обществе обладает свободой воли. Поэтому в современных обществах работники не могут быть куплены или проданы, они могут быть только наняты. Решение, принимаемое человеком о продаже своего труда,- это социально-психологический процесс, отличающийся от принятия решения о продаже, например, партии телевизоров, произведённых заведомо для рынка. От товаров в вещественной форме труд отличается тем, что он не производится заблаговременно и не храниться. Но труд отличается и от большинства услуг своей незаменяемостью. Услуги, как и товары в вещественной форме, во многих случаях заменяемы, но труд вообще даже на автоматизированных производствах не может быть полностью заменён капиталом. Конкретные виды труда взаимозаменяемы, но труд вообще выступает как безальтернативный ресурс. Ключевые моменты анализа и прогнозирования рынка труда – предложение, спрос и цена.

Предложение труда на уровне народного  хозяйства рассматривается нами как сложившийся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу.

В необходимых случаях базовое  определение предложения труда  через численность экономически активного населения могут заменяться ещё более широкими – «трудовые ресурсы» и «население трудоспособного возраста».

Спрос на труд на соответствующем  уровне выступает как сложившаяся  при данных условиях суммарная численность  занятых и вакантных рабочих  мест. Рабочие места в данном контексте рассматриваются в их социально-экономическом, а не физическом понимании.

Наши определения спроса и предложения  охватывают все контингенты работающих и желающих работать и всю численность  функционирующих и временно свободных  рабочих мест. Встречающиеся в публикациях специалистов Министерства труда и соцразвития РФ и некоторых других трактовки соотношения спроса и предложения труда как численности только вакантных рабочих мест и безработных мы считаем недостаточным для целей анализа и прогнозирования в условиях России.

Гипотетическая ситуация равенства  спроса и предложения на рынке  труда именуется равновесием  или равновесным состоянием. Понятие  равновесия на рынке труда близко к понятию полной занятости, которая  определяется нами, как полное обеспечение работой всех трудоспособных людей, желающих трудиться. Близость указанных понятий приводит некоторых авторов к их отождествлению. Но такое отождествление не всегда оправдано. Возможны неравновесные состояния национального рынка труда и при полной занятости – ситуации дефицита кадров. Поэтому понятие «равновесие рынка труда» и «полная занятость» не полностью идентичны и употребление каждого из них должно соотноситься с контекстом исследования.

Рынок труда как социально-экономический  механизм существенно отличается от других типов рынка. Товарные рынки, как правило, находятся в динамических состояниях, стремящихся к равновесию. Несмотря на ряд отклоняющихся факторов, в числе которых и регулирующие воздействия государства и межгосударственных органов, спрос и предложение на рынках большинства товаров балансируются через цены. Напротив, на рынках труда неравновесие-норма, а совпадение спроса и предложения приходится рассматривать как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние.

Основное влияние на конъюнктуру рынка труда оказывает социально-экономические, демографические и природно-ресурсные факторы. Обеспеченность российской экономики природными ресурсами, одна из самых высоких в мире, служит в настоящее время и будет в перспективе, вплоть до послекризисного восстановления производственно-технического, финансового и интеллектуального потенциалов общества, основным стабилизатором экономики и занятости.

Рассмотрим теперь некоторые особенности  структуризации российского рынка  труда.

В некоторых исследованиях рынка труда делается акцент на мобильность работников и её направления. Так, в российской научной литературе распространено деление рынка труда на внешний и внутренний. В России пока управление персоналом зачастую понимается как манипуляция людьми ради достижения краткосрочных целей, поставленных руководителем предприятия. Поэтому эффективное применение теорий внутреннего рынка и человеческого капитала на микроэкономическом уровне в нашей стране на практике встречается довольно редко. В то же время некоторая польза от использования понятий внешнего и внутреннего рынков труда может быть извлечена при анализе открытого и скрытого рынков труда, реально развившихся на российской почве. Скрытый рынок труда включает две группы явлений – потенциальную безработицу и неформальную занятость.

Таким образом, российский рынок труда  представляет собой сложно структурированную  схему, сложившуюся под влиянием инерции прежней планово-централизованной системы организации труда и  вследствие экономического кризиса  и позитивных процессов преобразования хозяйственной системы. Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное приближение к образцам развитых стран с российской спецификой и национальными трудовыми традициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Налоговая политика как часть финансовой политики государства.

Налоги, как известно, являются одним  из источников финансирования всех направлений  деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

 Положение налогового права  служат отправным моментом в  осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий  органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально- экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

 Экономическая обоснованная  налоговая политика преследует  цель оптимизировать централизацию  средств через налоговую систему.

 В условиях высокоразвитых  рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

 Задачи налоговой политики  сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

 Можно выделить три типа  налоговой политики.

 Первый тип - политика  максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена

 “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не  сопровождается приростом государственных  доходов. Предельная граница ставок  определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

 Второй тип - политика  разумных налогов. Она способствует  развитию предпринимательства, обеспечивая  ему благоприятный налоговый  климат.

 Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

 Третий тип - налоговая  политика, предусматривающая достаточно  высокий уровень обложения, но  при значительной социальной  защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

 При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  России характерен первый тип  налоговой политики в сочетании с третьим.

Стратегия и тактика налоговой  политики

 Налоговая политика как совокупность  научно обоснованных и экономически  целесообразных тактических и  стратегических правовых действий  органов власти и управления  способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

 Налоговая политика, проводимая  с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи: экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов; социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения; фискальные - повышение доходов государства; международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"