Контрольная работа по "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующих однородные правоотношения. В. И. Фадеев определяет систему муниципального права как объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное право России.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

               Полагаю, стоит поставить точку в споре ученых о необходимости или необязательности главы муниципального образования в системе местного самоуправления в пользу безусловной важности этого института. А во всех региональных и муниципальных нормативно-правовых актах необходимо предусмотреть должность главы муниципального образования и более четко определить его правовой статус и роль в структуре местной власти.

               Законодатель с учреждением в статье 34 Закона № 131-ФЗ обязательных представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) пытается на местном уровне установить принцип разделения властей, что является прогрессивным аспектом реформы местного самоуправления. Конечно, такая степень организационного разделения, которая присуща государственной власти, на муниципальном уровне нецелесообразна. Система органов местного самоуправления должна быть устроена более компактно, функции ее органов - более тесно переплетены, те более, что задачи, стоящие перед местным самоуправлением, по своему характеру конкретнее задач, стоящих перед государством. Но их распределение, препятствующее сосредоточению у одного органа и обеспечивающее эффективность управления, необходимо. Б.Н. Топор-нин правильно отмечает, что в местном самоуправлении нецелесообразно применение принципа разделения властей, хотя здесь допустимо использование общих подходов, связанных с предотвращением возможного монополизма. Исследование места и роли главы муниципального образования в системе местного самоуправления позволяет сформулировать следующие выводы:

               Во-первых, глава муниципального образования может возглавлять местную администрацию (в этом случае он избирается на муниципальных выборах) или быть председателем представительного органа муниципального образования (и тогда он, согласно ч. 2 ст. 36 Закона № 131-ФЗ, избирается либо населением, либо представительным органом из своего состава). Одно лицо не может совмещать должности главы местной администрации и председателя представительного органа – это обеспечивает взаимный контроль органов местного самоуправления, что особенно важно в бюджетном процессе. Местную администрацию в соответствии с уставом муниципального образования может возглавлять так называемый «исполнительный менеджер» (официальное название должности - глава местной администрации), назначаемый представительным органом по контракту на конкурсной основе (ст. 37 Закона). При этом в муниципальном районе и городском округе одна треть состава конкурсной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению губернатора.

               Во-вторых, невозможно предложить какую-либо универсальную модель местного самоуправления для такой страны, как Россия с ее многонациональным составом, различными культурными, географическими, хозяйственными и иными особенностями. Поэтому нельзя следовать примеру Великобритании, в которой существует унифицированная система местного самоуправления для всех муниципальных образований, а роль главы муниципального образования сводиться лишь к представительским, церемониальным функциям и к председательствованию на заседаниях совета.

                В-третьих, выбор той или иной модели местного самоуправления зависит от нескольких факторов. При этом место и роль главы муниципального образования во многом зависит от размеров данного муниципального образования и численности населения в нем. Также при выборе модели организации местного самоуправления необходимо учитывать и, так называемый, человеческий фактор. Главное – чтобы схема организации местного самоуправления и роль главы муниципального образования в ней, в максимальной мере способствовали решению стоящих перед местным сообществом задач, и, конечно же, соответствовали закону.

                Под правовым статусом главы муниципального образования следует понимать законодательно закрепленную систему взаимосвязанных структурообразующих элементов, позволяющих определять положение последнего как субъекта права, его место в системе местной власти, а также полномочия и ответственность за свою деятельность. Круг нормативных актов, определяющих выделенные ранее структурные элементы правового статуса главы муниципального образования, весьма широк: Конституция РФ, федеральные законы, иные нормативные акты федерального уровня, принятые на их основе региональные и муниципальные правовые акты. Правовой статус главы муниципального образования состоит из трех компонентов: 1) Статический компонент правового статуса главы муниципального образования отражает положение данного лица как субъекта права. В эту группу входят: официальное наименование, порядок приобретения данного статуса, срок нахождения в должности, ограничения и гарантии деятельности главы муниципального образования, его место в системе местного самоуправления. 2) К функциональному компоненту можно отнести: предметы ведения, разграничение полномочий главы муниципального образования и иных органов власти, систему правовых актов, принимаемых данным лицом по вопросам местного значения. 3) Юрисдикционный компонент составляют ответственность главы муниципального образования, контроль и надзор за его деятельностью. Правовой статус главы муниципального образования - это статус специальный, основанный на общем статусе гражданина. Взаимосвязь общего и специального правового статуса проявляется по двум направлениям: с одной стороны, специальный статус дополняет общий статус его носителя. Например, глава муниципального образования наряду с общими для всех возможностями обладает и рядом дополнительных прав и гарантий. А с другой стороны, правовой статус главы муниципального образования может ограничивать общий правовой статус конкретного гражданина, возлагая дополнительные обязанности, существуя в определенной системе ограничений, предписаний и запретов.

                Согласно Закону № 131-ФЗ глава муниципального образования – это высшее должностное лицо местного самоуправления. Он избирается населением на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава. В п. 2 ст.34 указано, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.                                                 Закон № 131-ФЗ устанавливает связь статуса главы муниципального образования от способа его избрания: 1) в случае избрания на муниципальных выборах населением глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 2) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава он является председателем представительного органа муниципального образования.

               Таким образом, в зависимости от специфики организация муниципально-властного аппарата в конкретном муниципальном образовании может быть подразделена на следующие виды: 1) представительный орган - глава муниципального образования, который одновременно руководит местной администрацией и местным представительным органом. В настоящее время на основании ст. 36 Закона N 131-ФЗ не допускается совмещение функций председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации; 2) представительный орган - глава муниципального образования, который непосредственно руководит местной администрацией, но не является председателем местного представительного органа и, естественно, не руководит им. Глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления на принципах единоначалия и персональной ответственности.

                     Глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, обладает правом вето на решения представительного органа, которое тот, в свою очередь, может преодолеть квалифицированным большинством голосов депутатов. Наложен запрет на совмещение функций председателя представительного органа и главы местной администрации главой муниципального образования.

                     Установленные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации (п. 3 ст. 36). Во всех случаях, когда глава муниципального образования не возглавляет местную администрацию, ее возглавляет нанятый представительным органом по контракту глава местной администрации. Это относится также к случаю, когда представительный орган муниципального района не избран, а сформирован из представителей поселений, так как в этом случае глава муниципального района независимо от способа своего избрания является председателем представительного органа.

                   В качестве оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования п. 6 ст. 36 Закона № 131-ФЗ называет следующие: смерть; отставка по собственному желанию; отрешение от должности; признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезд за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращение гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыв избирателями.

                   Рассмотрим пример из судебной практики: Так, отказывая в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству п.11 ст 6 Закона суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа исходил из того, что Дума и губернатор округа вправе дополнить перечень оснований прекращения полномочий, предусмотренный ч. 6 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полагая, что речь ведется не о главе муниципального образования, а о председателе представительного органа муниципального образования, избранном представительным органом в силу п. 3 ч. 2 ст. 36 названного Федерального закона.

                     Действительно, в силу названной федеральной правовой нормы, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя.

                    Между тем из системного анализа ст. 35, 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что наделение главы муниципального образования полномочиями председателя представительного органа не изменяет его статуса как главы муниципального образования.

                   Поэтому перечень оснований досрочного прекращения полномочий, установленный ч. 6 ст. 36 этого Федерального закона, распространяются на глав муниципального образования и в том случае, когда он избран представительным органом муниципального образования и исполняет полномочия его председателя.

 

 

Правовой  статус и структура исполнительного  органа.

Одним из обязательных элементов  системы исполнительной власти субъектов РФ выступает высший исполнительный орган, возглавляющий эту систему и предопределяющий ее основные параметры. До установления этого требования в Федеральном законе лишь несколько субъектов Федерации (в частности, Калмыкия) не имели своего высшего исполнительного органа. Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах...", наименование высшего исполнительного органа, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного региона. Тем не менее в ряде субъектов Федерации структура высшего исполнительного органа по-прежнему определяется актами высшего должностного лица, что не может быть признано правомерным. Так, прокурор Свердловской области обратился в областной суд в защиту государственных и общественных интересов к Законодательному собранию Свердловской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда статей областного закона "О Правительстве Свердловской области", в частности п. 3 ст. 5, согласно которому структура правительства определяется его председателем и утверждается губернатором области. Суд признал данное положение недействующим и не подлежащим применению, так как оно противоречит п. 3 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах..." и нарушает конституционные права граждан на участие в управлении делами государства через своих представителей в законодательном (представительном) ргане, правомочных посредством закона, отличающегося от других правовых актов стабильностью и особым порядком принятия, определять структуру государственного органа, осуществляющего высшую исполнительную власть на территории Свердловской области (решение Свердловского областного суда от 20 декабря 2001 г.). Определением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N 45-Г02-7 данное решение оставлено без изменения.

 

Руководство исполнительным органом. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации

Глава муниципального образования  в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа местного самоуправления с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. Если главу избирает представительный орган, то он является по должности его председателем. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то глава района является его председателем. Муниципальное образование в лице населения на референдуме или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т.е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, или представительным органом. Как видим, вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур местного самоуправления.

Глава муниципального образования  является высшим должностным лицом  муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и т.д.).

При характеристике правового  статуса главы муниципального образования  следует обратиться к признакам  должностного лица местного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Должность главы муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц местного самоуправления. Это положение справедливо и для глав муниципальных образований, избираемых представительным органом из своего состава, поскольку главой здесь становится депутат, избранный на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальное право"