Государственная служба как публичный социально- правовой институт

Автор работы: a*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать определение государственной службе как социально – правового института и дать определение государственной службе как профессиональной служебной деятельности.. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственной службы как социального института;
- дать определение государственной службы как правового института.;
- исследовать государственную службу как профессиональная служебная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

гос служба как публичный социально правовой институит.docx

— 53.79 Кб (Скачать документ)

    Поэтому реализация социальных  функций государства является  приоритетной задачей государственной  службы в ходе разработки проектов  и реализации решений по вопросам: соблюдения прав и свобод человека  и гражданина; усиление социальной  защищенности населения; безработицы; системы образования и здравоохранение; пенсионного обеспечения; поддержка малоимущих слоев населения; борьба с преступностью; предотвращение социальных и национальных конфликтов. Все это должно приводить к снижению социальной напряженности в обществе, повышению уровня жизни людей, к стабильности общественной и государственной жизни.

    2. На уровне государственная служба как система рассматривается в первую очередь как социальный слой людей – чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности. По официальным данным, сейчас насчитывается около 900 тыс. гражданских служащих.

    3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том , что государственные служащие имеют свои статусные особенности – запреты и привилегии. Это прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности, высокий уровень организованности, служебной дисциплины и юридической ответственности, профессионализма, компетентности и образованности, доступ к информации, к государственным ресурсам и т.д.

    У государственных служащих имеются  корпоративные интересы, которые  требуют удовлетворения со стороны  государства. Это потребности  в стабильности своего положения,  в признании общественной значимости  их труда, создание системы социальной защиты государственных служащих и членов их семей. Когда государство об этом забывает, чиновники удовлетворяют такого рода интересы за счет граждан и хозяйствующих субъектов, прибегая к коррупции. Поэтому в Федеральной законе «О государственной гражданской службе  Российской Федерации » от 27 июля 2004 г. предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии гражданским служащим. Но проблема преодоления коррупционности государственной службы остается одной из самых актуальных.

    Государственная служба содержится  за счет налогоплательщиков. В  связи с этим граждане вправе  предъявлять к государственной  службе и чиновникам высокие  требования. Но многие гражданский  государственные служащие считают,  что они служат не обществу, а только государству, и более  того – только своему руководителю.  Проводимые социологические опросы  подтверждают этот факт. На вопрос  о том, чем руководствуются  государственные служащие при  выполнении своих должностных  обязанностей, лишь 13,8 % респондентов  из числа государственных служащих ответили, что руководствуются интересами общества. Это седьмое по рангу место из восьми предложенных вариантов ответа.

    Итак, государственная служба как  социальный институт, проявляя себя  на трех социальных уровнях,  является важной гранью системы  государственной службы, недооценивать  которую нельзя.

    Вместе с тем на сегодняшний  день состоянии государственной  службы Российской Федерации  как социального института характеризуется  значительным количеством нерешенных  проблем и противоречий, обусловленных  становлением и развитием новой  российской государственности. В  числе таких проблем: 

    • неэффективность государственной  кадровой политики в государственной  службе (высокая текучесть кадров, недемократичные, авторитарные формы  подбора и расстановки кадров, частые структурные изменения,  нестабильность государственной  службы);

    • недостаточный уровень профессионализма  и компетентности гражданских  служащих, несовершенная система  их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации  и стажировки, особенно в сфере правовых и социальных знаний и навыков;

    • непрозрачность, закрытость государственной службы для гражданского общества и самих государственных служащих;

    • отсутствие законодательно утвержденного федерального органа управления системой государственной службы, который бы занимался в том числе вопросами защищенности государственных служащих;

    • недостаточно высокий социальный статус и престиж государственных гражданских служащих в обществе;

    •высокий уровень коррупции на государственной службе.  
 
 
 
 
 
 

  1. Государственная служба как правовой институт.
 

    Одним из главных направлений  реформирования и развития системы  государственной службы РФ в  современных условиях является  формирование системы государственной  службы Российской Федерации  как целостного государственно  – правового института. Говоря  о государственной службе Российской  Федерации  как государственно  – правовом институте, следует  прежде всего рассмотреть ее  законодательную базу.

    История существования российской  государственности насчитывает  более тысячи лет, но нормативное,  законодательное регулирование  государственной службы начинается с Табели о рангах Петра Великого. В настоящее время в Российской Федерации государственная служба в целом регулируется двумя общефедеральными законами, двумя десятка указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Это на порядок меньше, чем было в монархической России. На начало 20 века российское законодательство насчитывало около 200 крупных нормативных правовых актов, которые регулировали государственную службу (законы, царские указы, постановления правительства, уставы и т.д.). Еще более обширное современное законодательство о государственной службе а США, Германии, Франции, Японии и других развитых странах.

    Законодательство о государственной  службе образует прежде всего  нормы права, т.е. нормативные  правовые акты, регулирующие ее  организацию и правовое положение  государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой РФ, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

    На федеральном уровне источниками  права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон  «О системе государственной службы  Российской Федерации» от 27 мая  2003 г. №58 – ФЗ; Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»  от 27 июля 2004 г. №79 – ФЗ и некоторые  другие федеральные законы; указы  Президента РФ; постановления Правительства  РФ; нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти.

     На уровне субъектов РФ вопросы  государственной гражданской службы  регламентируются конституциями  (уставами), законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов РФ, а так же нормативными правовыми  актами государственных органов  субъектов РФ. Например, в Москве  гражданская служба регулируется  законом города Москвы «О государственной  гражданской службе города Москвы»  от 26 января 2005 г. № 3.

    Из перечисленных источников  законодательства России о государственной  службе вытекает, что это законодательство  имеет конституционное происхождение.

    Теперь к конкретным источникам, и прежде всего к Конституции  РФ. В ней нет ни отдельного  раздела, ни статьи, регламентирующей  основы государственной службы  России. Понятие «государственная  служба» в ней упоминается  всего 3 раза: в ст. 32, где говорится,  что граждане РФ имеют равный  доступ к государственной службе, в ст. 71, где сообщается, что к  ведению РФ отнесена федеральная  государственная служба, и в ст. 97, в соответствии с который  депутаты Государственной Думы  не могут находится на государственной  службе.

    Но это вовсе не означает, что  этими положениями исчерпываются  знания и возможности Конституции  РФ для государственной службы. Конституция содержит исходные  основы и принципы организации  и функционирование российской  государственной службы, кадровой  политики в системе государственной  службы, а так же основы правового  положения государственных служащих  современной России. В ней, в  частности, закрепляются: верховенство  конституции РФ и федеральных  законов на всей территории  Российской Федерации (ч. 2 ст.4); единство  системы государственной власти  и разграничение предметов ведения  между Российской Федерации и  субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав  и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанности государства соблюдать  и защищать права и свободы  человека и  гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной  и судебной власти (ст. 10); равный  доступ граждан к государственной  службе (ч. 3 ст. 32); некоторые обязанности  высших должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч.3 ст. 46 и др.).

    Конституция РФ устанавливает,  что федеральная государственная  служба находится в ведении  Российской Федерации. Конституция в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе в субъектах РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах РФ находится в их ведении. Такой подход был принят в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119 – ФЗ. В новом Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58 – ФЗ введено важное положение, дополняющее конституционную норму и укрепляющее вертикаль исполнительной власти в стране. В п. 4 ст. 2 разделяются понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной гражданской службы.

    Правовое регулирование и организация   федеральной гражданской службы, как и прежде, находятся в ведении  федерального центра. Что касается  гражданской службы субъектов  РФ, то теперь ее правовое регулирование  находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее  субъектов, а ее организация  - в ведении субъекта РФ, т.е.  в правовом отношении регионы стали всецело зависимы от центра. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся так же кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариат.

    Федеральное законодательство о  государственной службе представлено  законодательными актами двух  уровней.

    Первый уровень – это законы. Базовый – Федеральный закон  «О системе государственной службы  Российской Федерации» № 58 –  ФЗ, вступивший в юридическую  силу 27 мая 2003 г. Он определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой. Это закон регулирует общие основы российской государственной службы.

    Федеральный закон « О государственной  гражданской службе Российской  Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает правовые, организационные  и  финансово – экономические  основы государственной гражданкой  службы РФ. Это первый из так  называемых видов законов. В  соответствии с федеральной программой  ожидается принятие новых федеральных  законов о военной и  правоохранительной  службе.

    Особый правовой статус других  видов государственной службы  устанавливается специальными нормативными  актами, например федеральными законами  «О прокуратуре Российской Федерации», «О федеральных органах налоговой полиции», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и т.д.

    Пока не приняты новые видовые  федеральные законы, эти акты  регулируют отдельные виды государственной  службы, в основном воанную и  правоохранительную.

    Второй уровень федерального  закона – подзаконные нормативные  правовые акты Российской Федерации.  Это указы Президента и постановления  Правительства РФ, которые играют  большую роль в оперативном  регулировании государственной  службы.

    В ряду президентских указов, регулирующих государственную службу  РФ, важен указ Президента РФ  от 10 марта 2009 г. №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)»». На основание этого документа в стране осуществляется реформирование и развитие системы государственной службы, целью которых является создание целостной системы государственной службы Российской Федерации.

    Среди наиболее важных указов  Президента РФ о государственной  гражданской службе  - цикл указов  от 1 февраля 2005 г.: №110 «О поведении  аттестации государственных гражданских  служащих Российской Федерации», № 111 «О порядке сдачи квалификационного  экзамена государственными гражданскими  служащими Российской Федерации  и оценке и знаний, навыков  и умений», № 112 «О конкурсе  на замещение вакантной должности  государственной гражданской службы  Российской Федерации», № 113 «О  порядке присвоения и сохранения  классных чинов государственной  гражданской службы Российской  Федерации федеральными государственными гражданскими служащими», а так же указ  № 159 от 16 февраля 2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

    Эти и ряд других нормативных  правовых актов дополняют и  конкретизируют нормы и положения  законов о государственной гражданской  службе. Ожидаются, к примеру,  указы Президента РФ о федеральном  кадровом резерве, о федеральном  органе по управлению государственной  службой РФ.

    Современное законодательство России  о государственной гражданской  службе создает единую общефедеральную  правовую базу гражданской службы  Российской Федерации, обеспечивает  ее профессиональный характер, способствует  утверждению единой системы государственной  службы Российской Федерации.

Информация о работе Государственная служба как публичный социально- правовой институт