Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:56, реферат

Описание

Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.

Содержание

Понятие государственной службы
Виды государственной службы
Принципы функционирования
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

админ.docx

— 37.42 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

Понятие государственной  службы

Виды государственной  службы

Принципы функционирования

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

Введение

Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени  его развития, служба оформилась и  существовала задолго до возникновения  государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных  организаций и т.д. параллельно  шел процесс укрепления службы и  разделения службы и служащих на соответствующие  социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию  одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства  и его специализации, а в целом  наблюдается непрерывный рост численности  видов службы и количества служащих.

В современных российских условиях разделение службы на виды с  учетом перспектив ее развития проводится в нашем законодательстве также  применительно к социальной структуре общества и государственному механизму.

Следует выделить прежде всего такой вид службы, как государственная служба. Выделение ее на первое место оправдывается как наибольшей численностью государственных служащих в сравнении с другими группами служащих, так и правовым регулированием: государственная служба - наиболее отрегулированный и обеспеченный в правовом отношении вид службы, другие виды службы заимствуют для регулирования своих служебных отношений многие нормы государственной службы.

Государственные служащие, составляющие государственную службу и ее осуществляющие, служат государству, выполняют государственные задачи и задания. Но что такое государство  в рассматриваемой ситуации? Это  государственный аппарат, т.е. те же государственные служащие. Поэтому  более точным будет сказать, что  государственные служащие выполняют  волю государства, выраженную в его  предписаниях, - в законе, других нормативных  правовых актах. В правовом государстве  государственный служащий служит закону, а не должностным лицам. Только в  этом случае государственная служба способна выполнять свое предназначение, решать конкретные задачи, обеспечить социальную и правовую защиту каждого  государственного служащего и всего  их контингента.

Вторым признаком государственной  службы является оплата труда государственных  служащих: он оплачивается государством, притом, как правило, из государственного бюджета.

Наконец, отметим и ту особенность государственной службы, что организация государственной  службы и деятельность государственных  служащих регулируется государственными предписаниями в виде законов  о службе, указами и иными нормативными правовыми актами.

Государственная служба опосредует и охватывает в настоящее время  три сферы государственной деятельности, применительно к которым и  должны быть выделены в рамках государственной  службы два ее вида: государственная  служба в органах государства (представительных, исполнительных, правосудии и т.д.). К сфере государственной службы относится и последний ее вид - воинская служба (вооруженные силы, другие вооруженные формирования). Она имеет, как известно, свое специфическое  содержание и назначение, отличное от двух других видов государственной  службы, но полностью отвечает тем  критериям, которые характеризуют  государственную службу, - выполняет  задачи государства, оплата труда и  т.д.

Государственная служба не исчерпывает всего объема социальной службы, наряду с ней функционирует  значительный ряд других видов службы - муниципальная служба, служба в  аппарате политических партий (оплачиваемая), служба в аппарате общественных организаций (тоже оплачиваемая), в кооперативных  организациях, служба в частных предприятиях, учреждениях и организациях, некоторые  виды индивидуально-трудовой деятельности также содержат признаки служебной  деятельности. Возможно выделение самостоятельного вида службы в смешанных объединениях, предприятиях, учреждениях.

Все названные виды службы имеют, каждая, свои цели и задачи, они  осуществляются в обособленных организационных  структурах и имеют в известной  мере отдельное нормативно-правовое регулирование. Отметим, однако, то общее, что свойственно всем этим видам, вместе взятым: эти виды службы не являются государственными. Это означает, что  они решают свои, специфические задачи, отличные от задач государственной  службы, это означает далее отсутствие повседневного, оперативного руководства  этими видами службы со стороны государства. Вместе с тем, законодательное регулирование  основных начал каждого из данных видов службы остается за государством в виде, главным образом, законов по видам службы (Закон о местном самоуправлении, Закон о кооперации и т.д.).

Представляется целесообразным, с учетом сказанного, обозначить все  эти виды негосударственной службы одним понятием - гражданская служба, т.е. служба непосредственно в интересах  гражданского общества и его социальных групп. Тем самым подчеркивается отделение ее от государственной  службы.

Что касается правового регулирования, то следует, очевидно, иметь или общий  закон о гражданской службе, или  законодательные акты по каждому  виду гражданской службы.

В соответствии с разделением  службы на виды можно разделить на виды и осуществляющих службу лиц-служащих. Таковыми окажутся: государственные  служащие и гражданские служащие, с подразделением первых на служащих государственного аппарата, военнослужащих, а вторая группа - гражданских служащих - будет включать муниципальных служащих, служащих аппарата политических партий, общественных объединений и организаций, служащих кооперативных организаций, служащих частных организаций, служащих, выполняющих служебные функции  в порядке индивидуально-трудовой деятельности.

Все эти группы служащих, осуществляющие к настоящему времени  свои полномочия в условиях российского  общества и государства, могут быть и, вероятно, будут пополнены новыми группами в связи с формированием  крупных ассоциаций предпринимателей, и др. Такая перспектива в развитии групп служащих составляет дополнительный аргумент за то, чтобы иметь общий закон о службе и служащих, который предусматривал бы возможность формирования новых групп служащих и заведомого определения хотя бы основ их правового статуса.





Понятие государственной службы

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное,  а следовательно, общепринятое понятие государственной  службы.  В  специальной литературе чаще  всего  оно  определяется  на  основе  действующих  правовых

актов, исходя из признания  того, что государственная служба есть:

а)   разновидность   труда  работников   государственных организаций, являющихся государственными служащими .

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная  служба   понимается   в   широком   и   узком   смысле. Государственная служба в широком  смысле  сводится  к  выполнению  служащими своих  обязанностей  (работы)  в  государственных  организациях:  в  органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях,  иных  организациях; в  узком  смысле  —  это   выполнение   служащими   своих   обязанностей   в

государственных органах.

Государственная служба осуществляется на  профессиональной  основе.  Это обусловлено  необходимостью  непрерывного,  преемственного  и  компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых  норм, регламентирующих правовой  статус  государственных  служащих,  в  том  числе условия и порядок  прохождения  государственной  службы,  виды  поощрений  и ответственности   служащих,   основания   прекращения   и   другие   вопросы государственной службы, образуют правовой институт  государственной  службы. В него входят нормы конституционного, трудового,  гражданского,  финансового и других отраслей права.  Административно-правовые  нормы,  регламентирующие

вопросы  государственной  службы,  составляют  часть   этого   института   и самостоятельный институт административного права.

Административное  право  обслуживает   прежде   всего государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус  главным  образом государственных служащих системы государственного управления.

Специфическая концепция  государственной службы  положена  основу  Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной  службы Российской   Федерации»  (далее    Закон    Российской    Федерации    о государственной службе). В трактовке этого Закона  она  под  государственной службой понимается профессиональная деятельность по  обеспечению  исполнения полномочий  государственных  органов.  При  этом  к  государственной  службе относится   исполнение   должностных   обязанностей   лицами,    замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в  самом законе. То  есть,  не  все  лица,  занимающие  должности  в  государственных

органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе.  Под этим углом зрения должности  в  государственных  органах  подразделяются  на государственные    и    негосударственные     должности.     Разновидностью государственных являются государственные должности государственной службы.

Государственные должности  делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А»  относятся  государственные  должности,  устанавливаемые Конституцией Российской  Федерации,  федеральными  законами,  конституциями, уставами субъектов Российской  Федерации  для  непосредственного  исполнения полномочий государственных органов Президент  и  Председатель  Правительства Российской Федерации, министры и др.

К категории  «Б»  относятся  государственные  должности,  учреждаемые  в соответствии с законодательством Российской  Федерации  для посредственного обеспечения  исполнения  полномочий  лицами,   замещающими   государственные должности вышеуказанной категории.

К  категории  «В»  относятся  должности,  учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности  категорий  «Б»  и  «В»  образуют  государственные   должности государственной  службы,  с  понятием  которой   и   связывается   служебная деятельность лиц,  замещающих  такие  должности.  Государственные  должности категории «А» не  признаются  государственными  должностями  государственной службы, следовательно, деятельность лиц,  занимающих  их,  по  осуществлению полномочий    соответствующих    органов,    не    охватывается     понятием государственной службы.

Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное значение,  ибо  оно указывает на то, что действие закона об основах  государственной  службы  не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и они,  с  точки зрения этого  закона,  не  являются  государственными  служащими.  Одним  из подтверждений этого может служить, то,  что  депутаты  Государственной  Думы занимают  должности  категории  «А»,  но  они   не   могут   находиться   на государственной службе (п. 3 ст. 97  Конституции  Российской  Федерации)  и, следовательно не являются государственными служащими.

Представляется, что такое  решение вопроса с депутатами следует отнести к особому случаю. Что касается  других  лиц,  занимающих  должности  категории «А», то они являются государственными служащими, и  их  статус  должен  быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

Перечень  государственных  должностей   и   государственных   должностей государственной  службы,  дается  соответственно  в Реестре государственных должностей  Российской  федерации  и,  являющимся   его частью,   Реестре государственных должностей государственной службы  Российской  Федерации.  К последнему прилагаются  перечень  специализаций  государственных  должностей государственной  службы  и   квалификационные   требования   к   лицам,   их замещающим.

К негосударственным относятся  должности, включаемые в штатные  расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности.

В Законе об  основах  государственной  службы  имеется неопределенность относительно того, в каких органах  учреждаются  государственные  службы.  В нем  сказано  —  «в  федеральных  органах  государственной  власти,  органах государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также  в  иных государственных  органах,   образуемых   в   соответствии   с   Конституцией Российской Федерации». Во-первых, не  все  государственные  органы  являются органами  исполнительной  власти; во-вторых, необходимо  уточнить,   какие государственные органы подразумеваются  под  «иными».  Несомненно,  что  ими являются   территориальные   органы,   создаваемые   федеральными   органами исполнительной власти для  осуществления  своих  полномочий  (п.  1  ст.  78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией Российской  Федерации  обозначена Администрация  Президента  Российской  Федерации.  При  всех  различиях   во взглядах  на   ее   организационно-правовую   природу,   здесь   учреждаются государственные должности, не входящие в  категорию  «А».  Хотя  Конституция Российской  Федерации  в  прямой  форме   не   предусматривает   образование Центральной избирательной комиссии  Российской  федерации,  в  ее  структуре также имеются государственные должности, Закон Российской Федерации об основах государственной службы  умалчивает об «иных государственных органах» субъектов  Российской  Федерации,  имеющих законные основания для образования их и  учреждения  в  них  государственных должностей. Таким образом по букве и смыслу Закона об основах государственной службы государственную  службу  осуществляет  юридически  ограниченный  круг   лиц: только те лица, которые замещают государственные  должности  государственной службы. За этот круг  выведены  лица,  реально  концентрирующие  в  своих  руках власть, определенную компетенцией соответствующих органе  («элита  власти»), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции. Это означает  также, что деятельность  служащих  в  соответствии  с  занимаемыми  должностями  на государственных предприятиях,  государственных  учреждениях  и  организациях данный закон не рассматривает как государственную службу. Однако Закон об  основах государственной службы  не  является  актом,

содержащим   универсальную   трактовку   понятия   государственной    службы исключающим  иные  аспекты  раскрытия  этого  понятия.   Например,   Законом Российской Федерации от 11 февраля  1993  года  «О  воинской  обязанности  и военной службе» военная служба определяется «как особый вид  государственной службы в Вооруженных Силах Российской  Федерации,  других  войсках,  органах внешней разведки  федеральных  органах  государственной  безопасности».  Для такого понимания государственной  службы  имеются  объективные  предпосылки, заключающиеся  прежде   всего   в   целях,   характере   задач   и   статусе военнослужащих, призванных их выполнять.

Виды государственной  службы

Деление  государственной  службы  на   виды   обусловлено  федеративным устройством   Российской   Федерации,    принципом    разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности.

В соответствии с принципом  федерализма различаются:

а) Федеральная государственная  служба, находящаяся в ведении  Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации);

б) государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаяся  в их ведении (п. 3, ст. 2 Закона об основах государственной службы).

В совместном ведении Российской Федерации  и  ее  субъектов  находятся лишь кадры судебных и правоохранительных  органов  (кстати,  судьи  являются лицами, замещающими  государственные  должности  государственной  службы  со всеми  вытекающими  из  этого  последствиями,  в   частности   на   них   не распространяется действие Закона об основах: государственной службы).

Актом,   специально   посвященным   регламентации   основных    вопросов федеральной   государственной   службы,   является    Закон    об    основах государственной службы. Однако правовая основа  федеральной  государственной службы  не  ограничивается  только  этим  Законом.  Она   осуществляется   в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными  и  иными правовыми актами. Более того, Закон не  подменяет  во  всем  ранее  изданные правовые акты, регулирующие государственную  службу  в федеральных  органах государственной власти ряда специализированных отраслей и  сфер  управления.

В  соответствии  с  этим  Законом  могут  приниматься  федеральные   законы, устанавливающие     особенности     государственной     службы     отдельных государственных органов.

Законом об основах государственной  службы регламентируется широкий  круг вопросов, связанных с организацией  федеральной,  службы,  ее  прохождением, социальной защитой государственных служащих и т.д.

Как отмечалось, Конституция  Российской  Федерации  в  прямой  форме  не затрагивает  вопроса  о  государственной  службе  в   субъектах   Российской Федерации. Но,  относя  к  ведению  Российской  Федерации  лишь  федеральную службу,  тем  самым  предрешает,  что  государственная  служба  в  субъектах Федерации находится в их ведении. Однако во-первых, вопросы государственной службы не  во  всех  субъектах  Российской  Федерации  получили  специальную регламентацию,  подобно  федеральной государственной   службе;   во-вторых, государственная служба здесь осуществляется в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  иными  правовыми  актами;  в- третьих, отдельные вопросы государственной  службы  в  субъектах  Российской

Информация о работе Государственная служба