Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:21, реферат

Описание

Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения производства главным образом в интеллектуальном отношении. Недаром долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.

Содержание

1. Понятие. 3
2. Виды. 6
3. Принципы государственной службы. 7
4. Список литературы. 15

Работа состоит из  1 файл

сделала 1.docx

— 33.27 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Понятие. 3

2. Виды. 6

3. Принципы государственной службы. 7

4. Список литературы. 15 

 

  1. Понятие.

     Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие  для нормальной жизнедеятельности  общества и как средство обеспечения  других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения  производства главным образом в  интеллектуальном отношении. Недаром  долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.

     Решающим  фактором здесь является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный. Служба зародилась и развивалась вместе с обществом, в рамках общества и для общества.

     В процессе служебной деятельности между  участниками складываются отношениях двух видов. Во-первых, отношения между  лицом, осуществляющим служебную деятельность, с одной стороны, и объектом воздействия, т.е. другим лицом, с другой. Во-вторых, отношения, которые складываются не в процессе труда, а по поводу труда - отношения данного лица (служащего) с другими лицами по месту его службы.1

     Во  внутреннем содержании службы различимы  две стороны: во-первых, организация, налаживание службы (установление должностей, определение полномочий по каждой должности, установление порядка замещения  должностей, прохождения службы, оснований  и порядка увольнения со службы); во-вторых, сама служебная деятельность (весь процесс и временной период реализации должностных полномочий).

Формальным  признаком службы (ее организации) всегда выступает замещение должности. Под должностью понимается учрежденная  в установленном порядке первичная  структурная единица той или  иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего, ее лица.

     Государственная служба функционирует практически  во всех сферах жизнедеятельности государства  и общества, таких, как: а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных  ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической  деятельностью); в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией).

     Государственную службу можно рассматривать как  объект теоретического исследования, с одной стороны, и в плане  нормативно-правового понимания, с  другой. Теоретически государственная  служба может быть представлена в  аспектах: социальном, политическом, социологическом, правовом, организационном, нравственном. В правовом смысле исследуется юридическое  установление государственно-служебных  отношений, при реализации которых  и достигается практическое выполнение задач государственной службы. Государственная  служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения  служебных отношений. С точки  зрения традиционной теории под государственной  понимается служба в государственных  учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Так, А.П. Алехин государственную  службу в широком смысле понимает как выполнение служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах. Относить ли службу во всех государственных организациях к государственной службе зависит от государства. В условиях централизованного государства, когда все хозяйственные и социальные сферы были государственными, безусловно, такая служба относилась к государственной. Нынешнему нормативно-правовому закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных органах способствует сложившееся в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, "состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом"; а суть государственной службы в этом плане состоит в "формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом".2

     Необходимо  различать государственную службу как деятельность, с одной стороны, и как совокупность норм права, т.е. правовой институт государственной  службы, с другой

     Государственная служба осуществляется в аппаратах  органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов  РФ к государственной службе. Понятием государственного органа в настоящее время государственная служба законодательно отграничивается от других видов деятельности в системе организации и функционирования государственной администрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятий и объединений. Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти. На практике возник вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой.

  1.   Виды.

   В соответствии с действующим законодательством, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма, выделяются следующие  виды государственной службы: федеральная  государственная служба, находящаяся  в ведение РФ, и государственная  служба субъектов РФ, находящаяся  в их ведении.

   Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных  органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ.

   Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных  органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции  и отнесенных его законодательными актами к государственной службе. Законодательные акты, регулирующие государственную службу в субъектах  РФ, приняты в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) и  др.), а также краев, областей (Воронежская, Иркутская, Тульская и др.) и городе федерального значения Москве.

   Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной  деятельности. Поэтому к государственной  службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах  налоговой полиции и других органах, т.е. специализированные виды государственной  службы.

Общепризнанным  является подразделение государственной  службы на два вида: гражданскую и милитаризованную (например, военная служба, служба в” органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба). Гражданская служба может быть обще функциональной - осуществление государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации субъекта РФ, министерствах); специальной - реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих выраженную отраслевую компетенцию, которая определяет специфику деятельности персонала (например, деятельность в аппарате судов, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте). Однако, подразделение гражданской государственной службы на основе наличия специфики функций весьма условно, т.к. вся система государственных органов, в особенности органов исполнительной власти, базируется на принципе отраслевого построения.3

  1. Принципы  государственной  службы.

   Принципы  государственной службы - это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института. И принципы эти именно правовые, т.е. нормативно закреплены и прослеживаются во всех правовых источниках, регулирующих данную сферу. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность государственно-служебных отношений.

   В литературе имеются разные подходы  к классификации принципов государственной  службы. Можно выделить из всего  комплекса принципов те, которые  относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются  с государственной службой. Д.Н. Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям:

законность; демократизм; профессионализм. Существует выделение конституционных и  организационно-функциональных принципов  государственной службы (по аналогии с системой принципов государственного управления).4 Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

     С точки зрения организации и функционирования государственной службы ее принципы можно разделить на две группы: принципы организации государственной  службы; принципы ее практического  функционирования. В зависимости от занимаемого места в структуре правового регулирования института государственной службы можно ст. 5 ФЗ "Об основах государственной службы РФ" закрепляются основные принципы государственной службы.

     Принцип верховенства Конституции  РФ и федеральных  законов над иными  нормативными правовыми  актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими должностных  обязанностей и обеспечении  их прав (развивает положение ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Этот принцип иначе называют принципом законности. Этот принцип является всеобщим.

Государственный служащий обязан осуществлять отраслевые и конкретно-институционные принципы осуществлять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную  должность, и в соответствии с  законодательством РФ; в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с должностными обязанностями. Отказ или уклонение  от действий, предписанных федеральными законами, влечет установленную законом ответственность государственных служащих.

Верховенство  федеральной Конституции и федеральных  законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность  и стабильность всей правовой системы  и ее отдельных элементов.

В структуру  принципа верховенства Конституции  и законов входят принцип верности государственных служащих государству  при осуществлении служебных  обязанностей и принцип доверия  служащим со стороны, как государства, так и граждан; также важное значение приобретает и соразмерность  в государственном управлении, т.е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам  и целям управления. 

      Принцип приоритета прав и  свобод человека и  гражданина. Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод. В конечном счете, данный принцип определяет главный смысл и сущность деятельности государственных служащих.

Информация о работе Государственная служба