Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание

Сколько существует государство, столько же времени существует государственная служба. Еще древнегреческий философ Платон выделял в идеальном государстве наряду с правителями и ремесленниками также стражников, которые с полным основанием могут рассматриваться не иначе как государственные служащие в их современном понимании. Вот почему государственная служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Одновременно она является одним из основных институтов административного права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государственной службы и ее признаки…………………………………………………………………...4
1.1 Государственная Служба России в историко-правовом аспекте……………………………………………………………………...4
1.2 Понятие государственной службы……………………………………8
1.3 Принципы государственной службы: содержание и классификация…………………………………………………………….11
Глава 2. Виды государственной службы……………………………...14
Глава 3. Должность государственной службы: понятие, категории, группы……………………………………………………………………..27
Глава 4. Государственные служащие………………………………….34
Глава 5.Прохожление государственной службы……………………..39
5.1 Поступление на государственную службу…………………………...39
5.2 Подготовка государственных служащих и переподготовка при повышении квалификации………………………………………………..44
5.3 Аттестация государственного служащего……………………………48
5.4 Прекращение государственной службы……………………………...53
Заключение………………………………………………………………...54
Список использованных источников…………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

                                                   

                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………...3 

Глава 1. Понятие государственной службы и ее признаки…………………………………………………………………...4

1.1 Государственная Служба  России в историко-правовом аспекте……………………………………………………………………...4

1.2 Понятие государственной службы……………………………………8

1.3 Принципы государственной службы: содержание и классификация…………………………………………………………….11

Глава 2. Виды государственной  службы……………………………...14

Глава 3. Должность  государственной службы: понятие, категории, группы……………………………………………………………………..27

Глава 4. Государственные  служащие………………………………….34

Глава 5.Прохожление  государственной службы……………………..39

5.1 Поступление на государственную  службу…………………………...39

5.2 Подготовка государственных  служащих и переподготовка при повышении квалификации………………………………………………..44

5.3 Аттестация государственного  служащего……………………………48

5.4 Прекращение государственной  службы……………………………...53

Заключение………………………………………………………………...54

Список использованных источников…………………………………..56

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Сколько существует государство, столько же времени  существует государственная служба. Еще древнегреческий философ  Платон выделял в идеальном государстве  наряду с правителями и ремесленниками также стражников, которые с полным основанием могут рассматриваться не иначе как государственные служащие в их современном понимании. Вот почему государственная служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Одновременно она является одним из основных институтов административного права.

        Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы.

        Государственные служащие имеют особый правовой статус, который проявляется в их служении только государству в лице его органов, назначении на должность соответствующим должностным лицом, возможности осуществления организационно – распорядительных и административных мер, предоставлении им особых государственно – правовых и властных полномочий для выполнения функций государства.

Данная тема является одной из наиболее сложных и интересных тем изучаемой дисциплины, что позволяет творчески подойти к написанию курсовой работы.

 

Глава 1. ПОНЯТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЁ ПРИЗНАКИ

    1. Государственная Служба России в историко-правовом аспекте

 

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине “первым среди равных”.1

Активно стала  развиваться государственная служба в период образования Московского  государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат. Основой новой государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.2

Формируется принцип  местничества, связывающий возможность занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали.

Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно-воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 года.

Восшествие  на престол в 1682 году молодого Петра - I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром - I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. 3

Логическим  продолжением Указа о единонаследии  стал Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга  становятся определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине - II система золоченная Петром - I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины - II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная служба в  первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее, он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят “Устав о службе гражданской”, в 1834 году “Правила о порядке производства в чины гражданской службы”, в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так далее. Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу.4

При советской  власти все это законодательство было отменено. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты “Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях”, в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей

служащих и  ряд других актов. В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

 

    1.  Понятие государственной службы

 

В современной  России в основном создана и продолжает непрерывно совершенствоваться правовая база, на основе которой развивается институт государственной службы. Ее ядром являются нормы Конституции РФ 1993 г., где государственная служба упоминается трижды (ч. 4 ст. 32, п. «т» ст. 71, ч. 3 ст. 97). В ч. 4 ст. 32 закрепляется право гражданина РФ на равный доступ к государственной службе. По действующему законодательству оно реализуется через конкурсный порядок замещения государственных должностей на государственной службе. Что касается п. «т» ст. 71, то там закрепляется отнесение федеральной государственной службы к исключительному ведению РФ. Отнеся федеральную государственную службу к исключительному ведению РФ, она создала правовую основу для федерализации государственной службы. На практике это привело к бурному развитию в субъектах РФ собственного законодательства о государственной службе. В результате наряду с Федеральной государственной службе в России сложилась государственная служба субъектов РФ. Наконец, в ч. 3 ст. 97 конституции РФ установлен запрет для депутата Государственной Думы находиться на государственной службе. Такой запрет оправдан.5

Действительно, депутат служит не государству в  лице его органов, а непосредственно  гражданам, его избравшим, чьи интересы он призван, выражать и защищать. Детально регулировать отношения на государственной службе призван ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Кроме того, с недавних пор в России существует Концепция реформирования системы государственной службы РФ, утвержденная резолюцией Президента РФ от 15 августа 2001 г. Первым результатом реализации Концепции с полным основанием можно считать ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Наряду с  Конституцией РФ и базовыми федеральными законами правовые основы государственной службы также составляют нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов государственной власти субъектов РФ, а также ряд важных судебных решений". Как видно, правовые основы государственной службы в значительной степени составляют именно подзаконные акты. Такое положение обусловлено незавершенностью процесса формирования именно законодательных основ государственной службы. Попытки определить понятие государственной службы известны отечественной юридической науке. Самое общее определение предлагал, например, видный русский государствовед Н.М. Коркунов. По его мнению, службой государству в широком смысле слова можно назвать всякую деятельность на пользу государству. Конкретизируя далее свою позицию, он определял государственную службу как особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности. Если говорить о законодательстве, то там в отличие от юридической науки дело обстоит заметно хуже. Долгое время понятие «государственная служба» в нем не фиксировалось. Впервые это понятие было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 ФЗ «Об основах государственной службы РФ», где под государственной службой понималась профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Позднее оно было скорректировано в ст. 1 ФЗ «О системе государственной службе РФ». Поэтому в настоящее время государственная служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий:

Российской  Федерации; федеральных органов  государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий субъектов РФ.6

Таким образом, современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле.

Работа на государственных  предприятиях, в государственных  учреждениях и организациях уже  не рассматривается как государственная  служба. Статус лиц, которые ее выполняют (учителя, врачи и др.), определяется главным образом трудовым законодательством. Специальное законодательство о государственной службе на них не распространяется.

Информация о работе Государственная служба