Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание

Сколько существует государство, столько же времени существует государственная служба. Еще древнегреческий философ Платон выделял в идеальном государстве наряду с правителями и ремесленниками также стражников, которые с полным основанием могут рассматриваться не иначе как государственные служащие в их современном понимании. Вот почему государственная служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Одновременно она является одним из основных институтов административного права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государственной службы и ее признаки…………………………………………………………………...4
1.1 Государственная Служба России в историко-правовом аспекте……………………………………………………………………...4
1.2 Понятие государственной службы……………………………………8
1.3 Принципы государственной службы: содержание и классификация…………………………………………………………….11
Глава 2. Виды государственной службы……………………………...14
Глава 3. Должность государственной службы: понятие, категории, группы……………………………………………………………………..27
Глава 4. Государственные служащие………………………………….34
Глава 5.Прохожление государственной службы……………………..39
5.1 Поступление на государственную службу…………………………...39
5.2 Подготовка государственных служащих и переподготовка при повышении квалификации………………………………………………..44
5.3 Аттестация государственного служащего……………………………48
5.4 Прекращение государственной службы……………………………...53
Заключение………………………………………………………………...54
Список использованных источников…………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Должности категории "помощники (советники)".

Высшая группа должностей: Советник Губернатора края, Председателя Правительства края.

Главная группа должностей: Помощник-референт Губернатора  края, Председателя Правительства края, Помощник Губернатора края, Председателя Правительства края.

Ведущая группа должностей: Помощник вице-губернатора края, Помощник первого заместителя Председателя Правительства края, Помощник заместителя Председателя Правительства края, Помощник заместителя Председателя Правительства края – министра, Помощник заместителя Председателя Правительства края - руководителя аппарата Губернатора и Правительства края, Помощник министра.

Должности категории "специалисты".

Старшая группа должностей: Консультант, Главный специалист, Ведущий специалист.

Должности категории "обеспечивающие специалисты".

Старшая группа должностей: Главный специалист, Ведущий  специалист.

Младшая группа должностей: Специалист I категории, Специалист II категории, Специалист.

Государственные должности категории «Б» — должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности РФ и государственные должности субъектов РФ. В качестве примера государственных должностей данной категории можно назвать должности Руководителя Администрации Президента РФ, советника федерального министра, помощника депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе, работающего на постоянной основе по трудовому договору. В юридической науке государственные должности категории «Б» получили наименование патронатные государственные должности. Дело в том, что срок полномочий лиц, замещающих государственные должности категории «Б», ограничен сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих государственные должности. Должности, аналогичные российским государственным должностям категории «Б», предусмотрены законодательством многих современных демократических государств. Их существование объективно обусловлено и ни в коей мере не ущемляет конституционные права граждан в сфере государственной службы, что убедительно подтверждается опытом организации государственной службы в правовых демократических государствах современности.

Государственные должности категории «В» — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. В юридической науке государственные должности категории «В» получили наименование административные государственные должности. Государственные должности категории «В», как правило, замещаются на неопределенный срок, тогда как государственные должности категории «Б» замещаются на определенный срок. Лица, их замещающие, являются государственными служащими. Должности указанных категорий учреждаются в распорядительном порядке по решению руководителя государственного органа, который утверждает штатное расписание государственного органа в рамках средств, предусмотренных в федеральном бюджете или бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации на содержание этого органа. Ст. 79 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ устанавливает, что штаты, а значит, предусмотренные ими государственные должности государственной службы, утверждаются Председателем Государственной Думы по представлению руководителя Аппарата Государственной Думы, согласованному с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, в пределах сметы расходов на содержание Государственной Думы. Однако сути дела данный подход не меняет: государственные должности государственной службы учреждаются и упраздняются в распорядительном порядке.

Государственные должности категорий «Б» и «В» делятся на пять групп: высшие (5-я группа), главные (4-я группа), ведущие (3-я группа), старшие (2-я группа), младшие (1-я группа). Весьма наглядным способом это было представлено выше.

Законодательство  предусматривает принятие реестров должностей государственной службы. Согласно ст. 9 Федерального закона «О системе государственной службы РФ», должны быть созданы реестр должностей федеральной государственной службы, который образуют перечни государственных должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни типовых воинских должностей, перечни типовых должностей правоохранительной службы, и реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной службы субъектов РФ составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ. Однако указанные реестры пока не приняты. 16

 

                         Глава 4. ГОСУДАРСТЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

 

Одной из важнейших  составляющих института государственной службы является понятие «государственный служащий», которое закреплено нормативно в п. 1 ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ» государственным служащим признается гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Таким образом, государственными служащими могут быть только сотрудники аппаратов государственных органов. Следовательно, государственная служба отныне понимается в узком смысле. Государственный служащий имеет следующие признаки:

1) это гражданин  РФ;

2) он замещает  государственную должность государственной  службы;

3) он выполняет  полномочия, определяемые соответствующей  должностью;

4) он получает  за выполнение полномочий денежное  содержание.

Исходя из объема полномочий по должности, государственных служащих классифицируют на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

Руководители  — это те государственные служащие, которым предоставлено право давать указания и поручения. Руководители имеют в своем служебном подчинении других государственных служащих. В соответствии с Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» руководящими признаны государственные должности от заместителя начальника отдела и выше. Особенностью государственной службы является то, что она построена иерархически. Существуют несколько уровней управления. Следовательно, есть и руководители различных уровней. Условно можно выделить руководителей высшего, среднего и нижнего звена. Обычно сами руководители ту или иную работу сами не выполняют, распределяя ее среди подчиненных. Их основное назначение — организовать работу подчиненных, нацелить их на достижение заданного результата, а также контролировать исполнение поставленной задачи. Руководители наделены представительскими полномочиями, т.е. выступают от имени государственного органа во внешних отношениях. Только руководители, как правило, высшего, реже — среднего звена наделены правом подписывать документы на официальных бланках государственного органа. Также руководителям принадлежит право визирования документов, которым подтверждается официальная позиция государственного органа по тому или иному вопросу.

Специалисты — это те государственные служащие, которые, как правило, не имеют в своем подчинении других сотрудников. Они обладают специальными знаниями в той или иной области. Именно на них лежит основная нагрузка по обеспечению реализации функций государственных органов. Применяя свои специальные знания, они прорабатывают поставленные вопросы, подготавливают варианты их решения и предлагают эти варианты руководителям, составляют справки, готовят проекты правовых актов. Однако принимать окончательное решение по тому или иному вопросу они не могут, поскольку это исключительная прерогатива руководителя. Также специалисты обычно участвуют в различного рода контрольно-надзорных мероприятиях. Они проводят ревизии финансово-хозяйственной деятельность, выездные и камеральные налоговые проверки, участвуют в работе аттестационных и аккредитационных комиссий. Круг вопросов, в решении которых они принимают участие, весьма широк.

Исполнители — это те государственные служащие, которые содействуют руководителям и специалистам в осуществлении ими их должностных полномочий. Речь идет об обеспечивающем персонале. Техническими исполнителями могут быть признаны те государственные служащие, которые выполняют курьерские функции, машинописные работы, включая стенографирование, занимаются делопроизводством. Следует отметить, что в штатном расписании государственных органов не предусмотрены должности курьеров или, скажем, машинисток. Лица, исполняющие соответствующие обязанности, находятся на государственных должностях ведущих специалистов, специалистов I и II категорий. Хотя технические исполнители выполняют второстепенную с точки зрения осуществления функций государственного органа деятельность, но без нее нормальная работа государственного органа невозможна. Должностные лица являются специфической категорией государственных служащих. Закон «Об основах государственной службы РФ» не содержит развернутого универсального определения понятия «должностное лицо». Оно лишь однажды упоминается в ч. 7 ст. 21 данного Закона, где говорится о том, что назначение на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» осуществляется соответствующим должностным лицом. Нет его и в Законе «О системе государственной службы РФ». Между тем это одно из центральных понятий социально-правового института государственной службы, административно-правовой науки в целом. Понятие «Должностное лицо» тесным образом связано с юридической ответственностью, применением мер ответственности за те или иные правонарушения. Не случайно, поэтому, понятие «должностное лицо» нашло закрепление на федеральном уровне в УК РФ (примечание к ст.285) и в КоАП РФ (примечание к ст. 2.4). Следует признать, что оба определения весьма близки по своему содержанию. Поэтому в качестве примера достаточно привести определение понятия «должностное лицо», содержащееся в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Там должностное лицо понимается как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее Функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России. Должностными лицами являются руководители всех уровней. Возможны случаи, когда таковыми могут быть и другие государственные и муниципальные служащие, прежде всего те, кто являются представителями власти, например, санитарные врачи, сотрудники патрульно-постовой службы милиции, ветеринарные инспектора.

Самостоятельной разновидностью должностного лица является представитель власти. Важным характерным признаком представителя власти является предоставление ему законом широких возможностей по применению мер административного принуждения. Вместе с тем представитель власти действует в пределах полномочий, опять же определенных не иначе как законом. Представителями власти являются, например, сотрудники милиции, сотрудники таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Учитывая федеративное государственное устройство России, государственные служащие подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ. Статус государственных служащих субъектов РФ имеет существенные особенности, обусловленные тем, что на них распространяется наряду с федеральными законами о государственной службе, также обширное, и достаточно основательно проработанное законодательство о государственной службе субъектов РФ. Наиболее обширные социальные гарантии предоставляются государственным служащим в тех субъектах РФ, которые являются регионами — донорами федерального бюджета.17

 

       Глава 5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

       5.1.  Поступление на государственную службу

 

У государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», прохождение государственной службы выражается в последовательной смене этих должностей начиная с момента поступления на службу и кончая увольнением с нее. Однако их правовое положение характеризуется не только замещаемыми должностями, но и такими фактическими данными, как квалификационный разряд (например, воинское звание или дипломатический ранг), ученая степень, ученое звание, почетное звание. С ними законодательством также связываются определенные права, льготы и преимущества. Разумеется, у каждого прохождение службы разное, так как оно отражает его индивидуальный жизненный путь.

Федеральным законом  «Об основах государственной  службы РФ» определено, что право  поступления на государственную  службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие другим установленным для них требованиям. Согласно статье 32 Конституции, наши граждане имеют равный доступ к государственной службе. Общие положения о равенстве прав на доступ к госслужбе не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
  • наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • близкого родства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
  • отказа от представления сведений о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Порядок представления таких сведений определен Законом, который предусматривает, что лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно принимают на себя установленные Законом ограничения. Принятие ограничений, как уже отмечалось, отражается в письменном обязательстве.

При поступлении на государственную  службу гражданин представляет требуемые  документы о себе (об образовании, состоянии здоровья и др.) и оформляет трудовой договор на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Сведения о подавшем заявление подлежат проверке в установленном порядке.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется  приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы. Этот приказ - юридический акт, являющийся основанием для вступления гражданина в должность с предоставлением ему общих прав и возложением на него обязанностей государственного служащего согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также конкретных должностных прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим положением о государственном органе или должностной инструкцией.

Деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по выявлению, изучению и оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов с целью определения их пригодности для выполнения функциональных обязанностей на конкретных должностях, именуется подбором кадров. Назначение же на должность, выдвижение на высшую должность или перевод на равную должность в другой государственный орган это расстановка кадров. Если процесс подбора заканчивается решением вопроса о пригодности или непригодности для замещения конкретной должности, то завершается он изданием юридического акта (как правило, приказа) о назначении на должность.

Различаются три вида назначения впервые или вновь  поступающих на государственную  службу граждан в зависимости  от характера замещаемых должностей.

1. На государственные  должности государственной службы  категории «Б» назначение производится  по представлению лиц, замещающих  должности категории «А», либо  уполномоченных ими лиц или  государственных органов

Согласно статье 14 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ», начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители, советники Генерального прокурора Российской Федерации, его помощники по особым поручениям и заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

2. На государственные  должности государственной службы 1-й группы (младшие) категории «В» впервые или вновь поступающие на государственную службу граждане назначаются соответствующим руководителем.

Информация о работе Государственная служба