Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:56, реферат

Описание

Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.

Содержание

Понятие государственной службы
Виды государственной службы
Принципы функционирования
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

админ.docx

— 37.42 Кб (Скачать документ)

Федерации регламентируются их конституциями и  иными  правовыми  актами;  в- четвертых,   Конституция   Российской   Федерации   не   исключает   издания федеральными органами актов по вопросам государственной службы  в  субъектах Российской  Федерации.  Например,  на  государственных  служащих   субъектов Российской  Федерации  распространяется,  за  установленными   исключениями действие  трудового  законодательства,   находящегося,   как   известно,   в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В таком же ведении находится установление  общих  принципов  организации органов  государственной  власти,  которому  могут   сопутствовать   вопросы государственной службы в соответствующих органах. Закон Российской Федерации об основах государственной службы является, в сущности,  «стержневым»,  ибо  содержит  по  определенным  вопросам   нормы, которые   обязаны   соблюдаться   при   регламентации   и   функционировании государственной службы также в  субъектах  Российской  Федерации.  Например,

понятие служащего,  квалификационные  требования  к  нему,  ограничения  при прохождении им государственной службы и т.д.

В настоящее время важные полномочия  в  области  государственной  службы субъектов  Российской  Федерации  осуществляются  на   федеральном   уровне. Например,  Указом  Президента  Российской   Федерации   установлен   порядок назначения на должность  и  освобождения  от  должности  глав  администраций субъектов Российской Федерации;  Законом  Российской  Федерации  о  краевом, областном Совете  народных  депутатов  и  краевой,  областной  администрации предусмотрены  основания   для   досрочного   прекращения   ее   полномочий. Следовательно,   решение   кадровых   вопросов   относится   не   только   к правоохранительным органам, о чем  имеется  прямое  указание  в  Конституции Российской Федерации, но и к другим органам субъектов Российской Федерации.

Однако с точки зрения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба  субъектов  Российской Федерации находится в их ведении.

В зависимости от принципа разделения властей различается  государственная служба в органах представительной, исполнительной  и  судебной  властей.  За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, которая также  является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры  к  той  или иной власти остается проблематичным. Включение статей о прокуратуре в  главу Конституции Российской Федерации «Судебная  власть»  является  механическим, то есть не имеющим концептуальной основы. Государственная  служба  организуется  и  осуществляется  с  непременным учетом  многообразия  и  специфики  сфер  государственной  деятельности.   В специальном  смысле  к  государственной   относится   служба   в   различных специализированных отраслях и сферах —  военная  служба,  служба  в  органах внутренних дел, таможенных, налоговых  органах,  налоговой  полиции  и  др.

Характерным для регулирования  этих и подобных им видов службы  является  то, что оно обычно  является  системным,  охватывающим  службу  в  органах  всех уровней или отрасли (сферы) в целом.

Принципы функционирования

1.Основными принципами  построения и функционирования  системы государственной службы:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации (далее государственные органы); законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. 
2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности. 
Данные принципы - это основополагающие начала, которыми следует руководствоваться при более конкретном правовом регулировании государственной службы. Все эти принципы носят конституционно-правовой характер, что обеспечивает их стабильность и неукоснительное соблюдение при регулировании государственной службы. Кроме того, нормативно установленные принципы помогают правоприменителю в сложных случаях - при возникновении коллизий и лакун. Являясь "руководством к действию", нормативные принципы позволяют понять конституционную природу и точный смысл конкретной нормы права, выявить, какая из конкурирующих норм имеет приоритет и подлежит применению в конкретном случае. 
В качестве основного принципа построения и функционирования системы государственной службы указан федерализм. Конституционной предпосылкой данного принципа выступает целый ряд статей Основного закона РФ. Здесь можно отметить и ч. 1 ст. 1, ст. 5 о федеративном устройстве России, и ст. 11 об осуществлении государственной власти, и п. "к" ст. 72, согласно которому административное законодательство, в том числе и законодательство о государственной службе, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, и ряд других конституционных норм.  Принцип федерализма нашел отражение уже в первых статьях. Так, согласно ст. 1 Закона государственная служба Российской Федерации призвана обеспечить исполнение полномочий Российской Федерации; федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. В последующих статьях также отражена двухуровневая - Российская Федерация и ее субъекты - система организации и функционирования института государственной службы. 
Принцип законности означает, что построение и функционирование системы государственной службы должны осуществляться в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовой системой субъектов Российской Федерации. 
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты вытекают из ст. 2, 3, 17, 18 Конституции РФ. Среди них необходимо особо выделить ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Конституции РФ. Согласно ст. 2 человек, его права и свободы являются высшей ценностью; ч. 1 ст. 3 устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 
Закрепление принципа равного доступа граждан к государственной службе обусловлено прежде всего ч. 2 ст. 6 и ст. 17 - 19 Основного закона России, в которых последовательно раскрывается конституционный принцип равенства прав и обязанностей граждан. Не следует забывать и ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующую свободу труда, свободу распоряжения своими способностями к труду, свободу выбора рода деятельности и профессии. Реализуя принцип равного доступа к государственной службе, российский законодатель установил единый для всех граждан порядок поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения (см. ст. 12 и комментарий к ней). 
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы означает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Данный принцип непосредственно связан с принципом равного доступа граждан к государственной службе. 
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы с можно найти в ст. 14 Закона, согласно п. 2 в которой периоды замещения выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы включаются в стаж (общую продолжительность) государственной службы. 
Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих является существенной проблемой российского государственного аппарата. Именно поэтому в настоящее время разрабатываются законопроекты (в частности, проект Федерального закона "Об административных процедурах"), регламентирующие порядок раскрытия и/или предоставления информации о деятельности органов государственной власти и государственных служащих. 
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является необходимым условием нормального и эффективного функционирования государственного аппарата. Именно поэтому действующее законодательство о государственной службе предъявляет особые требования к лицам, претендующим на должность государственного служащего, предусматривает необходимость проведения конкурсов, аттестации, сдачи квалификационных экзаменов. Все эти меры направлены на обеспечение и повышение профессионализма и компетентности государственных служащих. 
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц носит многоплановый характер. 
Применительно к неправомерному вмешательству со стороны госорганов необходимо помнить нормативные положения ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это, в частности, означает, что в повседневной деятельности Верховный Суд РФ не вправе по своему усмотрению вмешиваться в деятельность Правительства РФ, хотя в ряде случаев такое вмешательство предусмотрено действующим законодательством. Однако в последнем случае будет иметь место правомерное вмешательство в деятельность Правительства РФ. Аналогично должны быть независимы при осуществлении своей компетенции и законодательная власть, с одной стороны, и судебная - с другой. 
Другая сторона рассматриваемого принципа заключается в самостоятельности при осуществлении властных полномочий различных по своему правовому статусу государственных органов в рамках одной ветви власти, например, исполнительной. Речь идет о невмешательстве, скажем, Министерства внутренних дел РФ в деятельность Правительства РФ. Однако и в этом случае действие рассматриваемого принципа сопряжено с некоторыми законными ограничениями. В последнем случае речь будет идти уже о правомерном вмешательстве одних государственных органов в деятельность других.

Заключение

Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов  функционирования государства, государственных  органов и государственного управления, которое осуществляется в большей  мере такими субъектами права, как государственные  служащие.

Принципы государственной службы, являясь научной категорией, отражают наиболее существенные стороны организации  и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы.

Современный законодатель не дает определения  принципам государственной службы, но перечисляет их в различных  законодательных и иных нормативных  актах. Следовательно, в настоящее  время можно говорить именно о  правовых принципах государственной  службы. Правовое установление принципов  государственной службы обусловливает  функционирование государственных  органов, деятельность государственных  служащих, устойчивость государственно-правового  регулирования государственно-служебных  отношений, а также обоснование  тенденций развития законодательства о государственной службе. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной  службы, что постоянно сопутствует  системе государственно-служебных  отношений, без чего не могут существовать различные подинституты комплексного правового института государственной  службы. Основное значение принципов  государственной службы заключается  в том, что они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.

Принципы государственной службы объективно отражают сущность государственной  службы, ее наиболее важные черты; они  раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и  другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают  важнейшие закономерности в системе  организации и функционирования государственной службы. Они обусловливают  значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в  системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной  службы может повлечь за собой  произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие и несправедливость.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - (Правовая библиотека).

2. Комментарий к Федеральному  закону «Об основах государственной  службы РФ» и законодательству  о государственной службе зарубежных  государств. / Отв. ред. Л.А. Окуньков. - М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Комментарий к Федеральному  Закону «О системе государственной  службы РФ» / Отв. Ред. А.Н.  Ткач. - М.: Юстицинформ, 2007.

4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлова Ю.М. Административное право РФ: Учебник. М.: Зерцало, 2002.

5. Н.Ю. Назаренко. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2007.

6. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная служба