Государственная служба как публичный социально- правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать определение государственной службе как социально – правового института и дать определение государственной службе как профессиональной служебной деятельности.. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственной службы как социального института;
- дать определение государственной службы как правового института.;
- исследовать государственную службу как профессиональная служебная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

гос служба как публичный социально правовой институит.docx

— 53.79 Кб (Скачать документ)

Введение. 

    Практика государственного управления  свидетельствует, что государственная  служба – это не только аппарат  государственных органов, это  правовой, социальный институт. Поэтому  вполне обоснованно в понимании  государственной службы рассматривать  институциональный подход. Федеральная  программа «реформирование и  развитие системы государственной  службы Российской Федерации»  ставит в качестве первого  направления этого реформирования  и развития формирование системы  государственной службы Российской  Федерации как целостного государственного  – правового института.

    В ходе становления и развития  современной государственной службы  первостепенной значение приобретает  ее формирование как социального  и правового института. Это  было самым слабым звеном советской  административной службы, что на  ряду с другими объективными  и субъективными факторами ускорили  крах советской системы. В настоящее  время возросло понимание первостепенной  важности развития государственной  службы как социального и правового  института. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

В действующем  законодательстве государственная  служба Российской Федерации конституируется  как профессиональная служебная  деятельность. То есть государственную  службу следует рассматривать в  комплексе всех ее аспектов.

Цель данной работы – дать определение государственной службе как социально – правового института и дать определение государственной службе как профессиональной служебной деятельности.. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:

       - дать определение государственной службы как социального института;

       - дать определение государственной службы как правового института.;

      - исследовать государственную службу как профессиональная служебная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственная служба как социальный институт.
 

    Государственная служба – это  прежде всего общественное явление,  имеющее не только правовую, организационную,  но и собственно социальную  природу.

    Тема государственной службы как социального института стола разрабатываться сравнительно недавно усилиями ученых – социологов. Важны в этом плане работы, в которых анализируется особенности государственной службы как социального института. Среди них выделяются труды В.Д. Граждана, Б.В. Лытова, В.С. Нечипоренко и ряда других ученных.                      В социологии под социальным институтом понимается совокупность правил , принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. В развитом виде социальные институты обычно представляют собой системные образования, отличающиеся устойчивой структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью, динамичностью функций.

    В обществе в соответствии  с его функциональными качествами  действуют самые различные социальные  институты – политические, экономические,  духовные и т.д. В пределах  названной классификации существует  и такой институт, как государственная  служба, имеющий в первую очередь  политико – административный  характер.

    В социальном смысле слова  понятие «служба» имеет несколько  значений: вид общественной деятельности  людей; работа, занятие служащего,  место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное  напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.

    Уяснение социальной природы  государственной службы является  важным условием познания ее  сущности и особенностей, определения  ее места и роли в системе  социальных институтов государства  и общества.

    В силу специфики своего предмета  понятие «государственная служба»  как социальный институт отличается  от его нормативного понятия,  данного законодателем в федеральных  законах о государственной службе  в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует  не институциональный, а деятельный  подход. В российском законодательстве  о государственной службе отсутствует  упоминание о ее общественном  предназначении. На Западе именно  на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется  публичной.

    Впервые на государственном уровне  определение государственной службы  как социального института прозвучало  в 2001 г. в Концепции реформирования  системы государственной службы  РФ, утвержденной Президента РФ. Там было сказано, что государственная  служба является комплексным  – публичным, социальным, правовым, организационным – институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства.

    Социальное понятие «государственная  служба» очень многогранно, и  в широком смысле слова под  государственной службой как  социальным институтом понимается:

    •исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;

    •особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге  на реализацию функций государства,  на обеспечение прав и свобод  граждан, на создание благоприятных  социальных условий для их  достойной жизни;

    • функция особого социального  слоя людей – государственных  служащих, которым присущи свои  корпоративные интересы, социальные  потребности и запросы;

    • срез общественных отношений,  складывающихся в процессе выполнения  государственным аппаратом функций  по обеспечению связи государства  и гражданского общества;

    • инструмент формирования и  повышения уровня социального  статуса чиновника;

    • носитель культуры и традиций  общества, должной морали и духовности.

    Будучи механизмом государственного  управления, государственная служба  имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

    1)социальный характер, поскольку  представляет собой социальную  сферу профессиональной деятельности  особой социальной группы общества  – государственных служащих; всем  своим содержанием, формами и  методами эта деятельность направлена  на обеспечение исполнения полномочий  государства и государственных  органов;

    2) социальную ориентацию – ее  приоритетами является реализация  социальных функций государства,  направленных на производство  социальных услуг для населения  (безопасность, образование, здравоохранение  и т.д.);

    3) социальную природу, так как  представляет собой особую социальную  группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности  и социальные интересы;

    4) защита прав и свобод человека  и гражданина как главная социально  – политическая ценность;

   5) служба  чиновников социуму – обществу, которое содержит институт государственной  службы за счет своих налоговых  отчислений.

    Эти особенности подчеркивают  социальный смысл и характер  государственной службы в любом  демократическом государстве, в  том числе и России.

    Чем определяется социальный  характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что  он определяется как минимум  тремя факторами:

    • сущностью политического строя  и политическим режимом в стране;

    • процедурами и технологией  управленческой деятельности чиновников;

    • профессиональным уровнем развития  государственных служащих, их деловыми  и нравственными качествами.

    1. Тоталитарный политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы. В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована, жестко формализована, строго централизована и направлена в конечном счете против гражданского общества. В обществе с демократическим режимом правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.

    2. Социальный характер функционирования государственной службы во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих. К таким процедурам следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений; учет и контроль за ходом выполнения принятых решений; наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом; демократический стиль управления персоналом государственной службы и т.д.

    3. Социальный характер государственной службы в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих. К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба. К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные. К морально – нравственным качествам относится честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д. Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными – это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать. Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба. 

    Учитывая все сказанное, можно  определить социальные цели, задачи  и функции государственной службы  Российской Федерации как социального  института. Есть две стратегические  социальные цели государственной  службы современной России: построение  социального государства и качественная  реализация социальной функции  государства.

    Типология социальных задач и  функций государственной службы  разнообразна.

    К социальным задачам государственной  службы можно отнести: защиту  и реализацию интересов, прав  и свобод граждан; эффективное  решение социальных задач и  обязательств государства перед  обществом; производство социальных  государственных услуг (безопасность, здравоохранение, образование и  т.д.); борьбу с безработицей; разрешение  социальных конфликтов в обществе; регулирование социального статуса  чиновников; формирование корпуса  государственных служащих в соответствии  с конституционной нормой равного  доступа граждан к государственной  службе.

    К социальным относятся следующие  функции государственной службы:

    •социальной организации;

    • социальной коммуникации;

    • социальной информации;

    • социального регулирования;

    • контроля;

    • образовательная и воспитательная.

    Социальный характер государственной  службы проявляется на трех  уровнях: высшем – это уровень  общества и государства; среднем  – уровень государственной службы  как института государства; нижнем  – уровень социального статуса  государственного служащего, его  социального статуса.

    1.На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику – заботится о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью и т.п. В целом должна быть демократичная и гуманная социальная политика государства, проводимая в жизни структурами государственной и муниципальной службы.

Информация о работе Государственная служба как публичный социально- правовой институт