Шпаргалка по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:34, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".

Работа состоит из  1 файл

трудовое право теория.docx

— 218.30 Кб (Скачать документ)

В ст. 43 Конституции РБ отражен  отраслевой принцип трудового права  – принцип обеспечения права на отдых. В трудовом праве РБ принцип права на отдых сочетается с такими его гарантиями как ограничение продолжительности рабочего времени, предоставление ежедневного и еженедельного отдыха, выходных дней во время государственных праздников и праздничных дней, а также трудовых отпусков.  Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели и в течение суток. Нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной или сокращенной его норме. Полная норма согласно ст. 112 ТК не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы ограничиваются, а если допускаются, то подлежат повышенной оплате (ст. 69, 119, 120, 121, 122). Виды времени отдыха предусмотрены трудовым законодательством: перерывы в течение рабочего дня, выходные дни, трудовые отпуска. Продолжительность основного минимального трудового отпуска не может быть менее 24 календарных дней (ст. 155 ТК).

В Конституции РБ получил  отражение принцип обеспечения справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42).

 Оплата труда должна  производиться без дискриминации  и не ниже установленного государством  минимального уровня. Правовое требование  о справедливом вознаграждении  означает, что каждый работающий  имеет право на справедливое  и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека  существование для него самого  и его семьи. Вознаграждение  должно обеспечивать, как минимум,  всем трудящимся удовлетворительное  существование для них самих  и их семей. 

Каждый имеет право  на пользование возможностями в  области профессиональной ориентации с целью выбора занятий, соответствующих  личным способностям и интересам. Таким  образом, конституционный принцип права на образование конкретизируется таким отраслевым принципом трудового права, как принцип содействия профессиональному развитию работника на производстве, сочетания труда с обучением, повышением квалификации. Принцип нашел отражение в институтах занятости и трудоустройства, заработной платы, совмещения работы с обучением.

ТК РБ закрепляет высокий  уровень условий труда для  всех работников с учетом специфики  отдельных отраслей производства, профессиональных, половых, возрастных особенностей работников. Поэтому принцип единства и дифференциации условий труда базируется не только на общих нормах трудового законодательства, но и специальных, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям труда или особенностям работников. Содержание принципа единства и дифференциации условий труда как правового принципа означает, что нормы, устанавливающие высокий уровень условий труда, обязательных для всех нанимателей. Они распространяются на всех работников независимо от характера выполняемых трудовых функций. Дифференциация условий труда проводится по следующим устойчивым факторам: характеру и особенностям производства,   половозрастным, квалификационным особенностям работников, местоположению организации.

Принцип установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников дополняется и конкретизируется принципом реализации права на индивидуальные трудовые споры. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован главой 17 ТК. Государство гарантирует работникам: право обращения в установленные ст. 242 ТК сроки за разрешением трудовых споров в КТС или суд; быстроту рассмотрения трудовых споров, которая обеспечивается краткими сроками; бесплатность рассмотрения споров; возможность обжалования решений по трудовым спорам; обеспечение реального исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам, в том числе и в принудительном порядке.

Принцип обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда означает, что защиту трудовых прав работников и пресечение нарушений норм трудового законодательства. Надзор и контроль в данной области осуществляются специально уполномоченными органами и характеризуются следующими особенностями: всеобщность надзора и контроля, т.е. распространение на всех нанимателей, действующих на территории РБ; независимость органов надзора и контроля при осуществлении ими своих полномочий; приоритет трудовых прав, жизни и здоровья работников по отношению к результатам  производственной деятельности; систематичность проведения проверок деятельности нанимателей в сфере трудовых отношений и охране труда; взаимодействие надзорно-контрольных органов.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на свободу объединений, создание профсоюзов и вступления в них для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23). Данное право  – составная часть одного из основополагающих принципов права в сфере труда  – свободы объединений. Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Принцип социального партнерства означает участие работников и их представителей в управлении производством и установлении условий труда, коллективных переговорах, заключении коллективных договоров и соглашений. Указанный принцип предполагает: равноправие сторон, соблюдение норм законодательства, полномочность, добровольность и обязательность принятых обязательств.

Принцип социального партнерства  дополняется принципом защиты экономических  и социальных интересов путем  реализации права на коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, который конкретизируется в главе 36 ТК. Данный принцип трудового права предполагает: участие представителей работников в разрешении спора, что свидетельствует о   демократическом порядке этого разрешения; равноправие спорящих сторон как социальных партнеров; принятие решений по взаимному соглашению; примирительный характер разрешения коллективного трудового спора на всех этапах (примирительная комиссия, посредничество и (или) трудовой арбитраж); забастовка также является способом разрешения коллективного трудового спора; свободное и добровольное участие в забастовке; соблюдение порядка объявления и проведения забастовки; обязательность исполнения соглашений, достигнутых сторонами.

 

Национальные  источники трудового права:

- Конституция Республики Беларусь. Обладает высшей юридической силой.  Законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Правовые акты либо их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы. Закрепляет:

  • право на труд,
  • запрет принудительного труда,
  • право на здоровые и безопасные условия труда,
  • право на заключение коллективных договоров (соглашений),
  • право на объединение в профсоюзы;
  • право на забастовку,
  • право на отдых;
  • право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в др. случаях.

- декреты и указы Президента РБ (например, Декрет от 26.07.1999 г. № 29 с изменениями и дополнениями «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»);

- кодифицированный закон – это юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт. ТК РБ 1999 г. (вступил в с силу с 1.01.2000 г.) состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, в которых насчитывается 468 статей.

- специальные законы. Например, закон «О занятости населения Республики Беларусь» устанавливает правовые меры по материальному обеспечению безработных и их трудоустройству, запрещает принуждение к труду в административном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве (например, исправительные работы по приговору суда), закон «О профессиональных союзах» и др.

Законы, входящие в систему  трудового законодательства, а также  законы, содержащие нормы трудового  права, действуют в части, не противоречащей ТК. В случае коллизии норм ТК и других законов необходимо руководствоваться  правилами ТК.

- постановления Правительства РБ (Совета Министров). Издаются на основе и во исполнение законов, декретов и указов в целях их конкретизации. Они содержат и иные нормы, не противоречащие законам, декретам и указам. Например, постановление от 26.05.2000 г. № 764 «Об утверждении примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми наниматели могут заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности» и др.

- соглашения. Они заключаются на республиканском уровне (генеральные соглашения), отраслевом (тарифное соглашение) и на местном (местное соглашение). Предметом соглашений могут быть положения: об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха и т.д.

- постановления Минтруда и социальной защиты РБ. Например, постановление от 5.04.2000 г. № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка», Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников РБ (от 20.09.2002 г. № 123) и др.

- ведомственные акты. Они издаются министерствами, комитетами и ведомствами. Юридическая сила ведомственного акта зависит от функций издавшего органа. Так, акт, изданный в порядке осуществления межотраслевых функций, распространяется на другие ведомства, он обладает более широкой сферой действия по сравнению с нормативным актом, регулирующим отношения внутри министерства, ведомства или комитета.

- акты местных органов власти. Они определяют режим работы организаций, а также регулируют деятельность органов по трудоустройству населения.

- локальные нормы права. Локальные нормативный акт – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Эти нормы принимаются нанимателем с учетом мнения, совместно либо по согласованию с профсоюзом.  К локальным нормативным актам относятся уставы, ПВТР, положения о премировании, коллективный договор и др.

Локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению  с законодательством о труде. Вместе с тем в локальных нормативных  актах могут быть установлены  дополнительные гарантии для работников по сравнению с законодательством  о труде.

От локальных нормативных  актов следует отличать акты применения. Акты применения – это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения определенного дела. Локальные акты распространяются на персонально неопределенный круг лиц и используются неоднократно. Акты применения имеют разовый характер, и в результате их издания не появляются нормы права, а возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности их адресатов. Примером правоприменительного акта может служить приказ нанимателя об увольнении либо о переводе работника.

- заключения  Конституционного Суда РБ;

- постановления  Пленума Верховного Суда РБ. Дают разъяснения по применению трудового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дайте понятие субъекта трудового права. Перечислите виды субъектов трудового права. Охарактеризуйте правовой статус работника и нанимателя как основных субъектов трудового права.

Субъекты трудового  права – это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать определенными правами и обязанностями и реализовывать их.

Содержание правового  статус субъектов трудового права:

- трудовая правосубъектность (право- и дееспособность);

- основные субъективные  права и обязанности, закрепленные  законодательством;

- юридические гарантии  этих прав;

- ответственность за нарушение  обязанностей, предусмотренная законодательством.

Трудовая правосубъектность заключается в признаваемой трудовым законодательством способности иметь и своими действиями осуществлять права и обязанности, составляющие содержание конкретных правоотношений. Для возникновения трудовой правосубъектности необходимо наличие определенных условий – например, достижение конкретного возраста для гражданина, организационные предпосылки для нанимателя или трудового коллектива.

Основу правового статуса  субъекта трудового права составляют субъективные права и обязанности, непосредственно вытекающие из действия закона. Они называются статутными, в отличие от тех прав и обязанностей субъектов, которые составляют содержание конкретных правоотношений. Основные статутные права и обязанности работника содержатся в ст. 41-43 Конституции, ст. 11 и 53 ТК, нанимателя – в ст. 12, 54, 55 ТК, профсоюзов – в Законе о профсоюзах.

В содержание правового статуса  субъектов трудового права включаются также гарантии осуществления прав и ответственность за невыполнение обязанностей.    Правовые нормы, закрепляющие гарантии и устанавливающие ответственность, призваны обеспечить возможность реализации субъектами своих прав или воздействовать на них путем применения санкций, если они не выполняют обязанности или выполняют их ненадлежащим образом.

Виды субъектов  трудового права:

    • органы занятости и трудоустройства;
    • граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства (работники);
    • наниматели – юридически или физические лица, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками;
    • трудовые коллективы работников;
    • профсоюзные комитеты, их совместные органы или иные уполномоченные работниками органы, действующие у нанимателей;
    • социальные партнеры на республиканском, отраслевом или территориальном уровнях в лице соответствующих профсоюзов, их объединений, нанимателей и их объединений, органов государственного управления;
    • органы правоохраны и примирения – КТС, суды, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, органы контроля и надзора за охраной труда и трудовым законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовое право"