Шпаргалка по "Международной торговле"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 72 вопроса по "Международной торговле"

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля.docx

— 151.28 Кб (Скачать документ)

3. Национальный доход (НД) – это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны; первичные доходы включают оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт. Национальный доход отличается от внутреннего продукта на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу, т.е. отличается количественно. С точки зрения содержания, различие между этими показателями состоит в том, что внутренний продукт (валовой или чистый) характеризует поток товаров и услуг (конечных), а национальный доход – поток доходов (первичных).

Показатели  СНС позволяют охарактеризовать следующие элементы:

1. Объем  произведенного национального (внутреннего)  продукта. Этот показатель часто  интерпретируется как показатель  размеров рынка, так как он  измеряет совокупную стоимость  конечных товаров и услуг, произведенных  в данной стране за тот или  иной период. Показатель ВВП в  расчете на душу населения  обычно используется для характеристики  уровня экономического развития (по отношению к другим странам  или другим периодам времени).

2. Темпы  экономического роста, исчисляемые  на основе показателей ВВП  за разные периоды времени  в сопоставимых ценах; это один  из критериев успеха экономической  политики, эффективности проводимых  реформ и программ.

3. Отраслевую  структуру экономики. Для этой  цели используются данные об  отраслевой структуре ВВП; они  показывают, какая доля в экономике  приходится на отдельные отрасли  народного хозяйства. Данные об  отраслевой структуре ВВП за  разные периоды отражают изменения  в структуре экономики за тот  или иной период.

4. Структуру  использования произведенного продукта  на потребление, накопление и  экспорт, и многие другие макроэкономические  показатели 

Степень участия  национального государства на мировом  рынке определяется на основании  основных показателей - экспортной, импортной и внешнеторговой квот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие, цель и общая направленность торговой политики.

 

Разные  страны занимают в мировой экономике  в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для  защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается  совершить определенные действия, т. е. проводит определенную политику в  данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области  международной торговли:

• внешнеторговая политика;

• международная  торговая политика.

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются: изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т. п.); изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существует  два основных направления внешнеторговой политики:

1. Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Гос-во заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам;

2. Протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Виды внешнеторговой политики и их эволюция.

 

Основой хозяйственной политики многих стран в XV-XVIII вв. являлся меркантилизм. Меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле как источнику увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Для превышения поступления золота и серебра из-за границы над их оттоком использовались жесткие меры. Соответствующая экономическая политика получила название протекционизма; ее сутью является создание отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранцами.

Протекционизм – это экономическая  политика государства, заключающаяся  в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции. Активная протекционистская политика отдельных стран неизбежно вызывает аналогичную реакцию иностранных  контрагентов.

Интенсивное развитие внешнеэкономической  деятельности в условиях промышленного  переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало  появление в конце XVIII в. принципа свободной торговли – фритредерства. Соответствующая политика связана с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII – середине XIX в. сделало  ненужным использование протекционистских  мер защиты ее национального хозяйства. Протекционизм в этот же период получил  распространение в экономически менее развитых странах.

Экономическая мысль и хозяйственная  практика XX в. развиваются в дискуссии  приверженцев свободной торговли и  протекционизма. Доминируют фритредерские  взгляды, однако в отдельные периоды  наблюдается оживление протекционистских  подходов. Факторами, обусловившими  их возрождение, стали экономический  кризис 1929-1933 гг., Первая и Вторая мировые  войны.

К началу XXI в. достаточно прочное место  заняли концепции, рассматривающие  национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной  на мировой рынок. Но и в наши дни  торговая политика колеблется между  более-менее либеральными и протекционистскими мерами. Практика демонстрирует большую  или меньшую степень государственного регулирования внешней торговли. Она зависит от конкретно-исторических, экономических, политических и социальных задач в стране и обстановки в  мире.

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической  деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической  политики. Она, в свою очередь, выступает  составной частью экономической  политики, в том числе внешней  – общего курса государства в  международных делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Средства торговой политики и их классификация.

 

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание. В целом инструменты регулирования торговли товарами отличаются большим разнообразием — их насчитывается более тысячи. Соответственно возможны и различные подходы к их классификации. Так, классификация может осуществляться:

по характеру  и целям применения мер регулирования:

• инструменты, которые предполагают применение мер регулирования при  пересечении товаром таможенной границы (пограничные меры);

• инструменты, предполагающие применение мер, которые касаются внутреннего  рынка в целом, но затрагивают  условия доступа иностранных  товаров на внутренний рынок;

• инструменты, используемые для улучшения  условий доступа отечественных  товаров на иностранные рынки.

по характеру  применяемых инструментов:

• тарифные — таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры;

• нетарифные — все остальные инструменты регулирования;

по характеру  воздействия на условия конкуренции:

•инструменты, ограничивающие иностранную  конкуренцию на внутреннем рынке;

• инструменты обеспечения добросовестной конкуренции;

• инструменты, обеспечивающие повышение  конкурентоспособности собственных  товаров на зарубежные рынки;

• инструменты, направленные на устранение ограничений конкуренции на зарубежных рынках и облегчение доступа товаров  на эти рынки.

Кроме того, в зависимости от особенностей применения мер регулирования различают: • автономные меры (применяются в одностороннем порядке); • двусторонние меры (применяются в рамках двусторонних соглашений); • многосторонние меры (применяются в рамках многосторонних соглашений).

С точки зрения исторического развития форм протекционизма и эволюции международной  торговли можно различать также  инструменты, которые соответствуют  различным уровням развития протекционизма и интернационализации производства:

• инструменты  традиционного протекционизма. Носят в основном исключительно ограничительный характер и выражаются в создании торговых барьеров, которые препятствуют доступу иностранных товаров на внутренний рынок в целом.

• инструменты, характерные для избирательного протекционизма. Направлены в основном против недобросовестных и наиболее опасных иностранных конкурентов. Такой протекционизм в чистом виде носит не столько ограничительный, сколько корректирующий характер и направлен на устранение искажений нормальных условий конкуренции, которые могут быть связаны с вмешательством государства (в форме субсидирования) или с дискриминационной политикой частных компаний в области цен (демпинг).

• инструменты, действие которых носит глобальный (экстерриториальный) характер. В идеальном случае протекционистский эффект достигается не за счет ограничения доступа на внутренний рынок или устранения элементов недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, а благодаря воздействию на условия производства за рубежом. Страна, которая проводит такую политику, стремится воздействовать на условия использования конкурентных преимуществ и факторов производства в странах-конкурентах. Торговые ограничения применяются в тех случаях, когда структура использования факторов производства в странах-конкурентах такова, что по тем или иным параметрам они могут получить существенные преимущества с точки зрения снижения затрат (например, отсутствие в стране экологических требований или системы обеспечения социальных прав трудящихся).

 

 

 

 

 

  1. Таможенный тариф, виды: пошлина, ставка пошлины, тарифная линия.

 

Таможенные  пошлины объединяются в таможенном тарифе. Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Первоначально в мировой практике применялась  одна ставка пошлины и тариф был  одноколонным (простым). При таком  тарифе величина пошлины едина вне  зависимости от страны происхождения  товара. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры  внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. В настоящее время распространены многоколонные тарифы, устанавливающие  для каждой группы товаров две  или большее количество ставок. Они  позволяют использовать таможенные пошлины дифференцирование в  зависимости от торгово-политического  режима, применяемого к конкретной стране, группе стран, т.е. один и тот  же товар может облагаться разными  по уровню пошлинами.

Ставки таможенных пошлин:

-адвалорные, начисляемые в процентах к  таможенной стоимости облагаемых  товаров; 

-специфические,  начисляемые в установленном  размере за единицу измерения  облагаемых товаров; 

-комбинированные,  сочетающие оба названных вида  таможенного обложения.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров она может быть поделена соответственно на два вида: ввозную (импортную), и вывозную (экспортную). Существуют еще транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Однако транзитные пошлины вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

Расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования является препятствием для международной торговли. Унификацией  таможенных процедур занимается международная  организация – Совет таможенного  сотрудничества (Всемирная таможенная организация). В рамках этой организации  разработан ряд конвенций, устанавливающих  единые правила таможенно-тарифного  регулирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной торговле"