Теория международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание

Введение.



Глава I: Элементы международной торговли.

1.1Торговцы, агенты и конфирмационные дома.

1.2Классическая теория международной торговли.

1.3Роль банков в международной торговле.

1.4Основные факторы, влияющие на предложение и спрос на валюту.



Глава II :Основные этапы в развитии мировой торговли.

2.1Структура и основные товаропотоки мировой торговли.

2.2Виды мировой торговли
Оптовая торговля.



Глава III Проблемы международной торговли.

3.1Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними.

3.2Как организовать торговлю со странами СНГ.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономическая теория.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Курсовая работа

 

«Теория международной торговли»

 

 

 

Содержание:

Введение.

 

Глава I: Элементы международной торговли.

1.1Торговцы, агенты и конфирмационные дома.

1.2Классическая теория международной торговли.

1.3Роль банков в международной торговле.

1.4Основные факторы, влияющие на предложение и спрос на валюту.

 

Глава II :Основные этапы в развитии мировой торговли.

2.1Структура и основные товаропотоки мировой торговли.

2.2Виды мировой торговли
Оптовая торговля.

 

Глава III Проблемы международной торговли.

3.1Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними.

3.2Как организовать торговлю со странами СНГ.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют? " лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется изобилие. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны — это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например, в Украине за последние 40-50 лет существенно повысилась качество рабочей силы и значительно увеличился совокупный объем основных фондов. Поэтому Украина, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье теперь вывозит в большом количестве изделия обрабатывающей промышленности. Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука радикально изменили структуру ресурсов, необходимую для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства. Короче говоря, по мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того, как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I: Элементы международной торговли.

1.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома.

Некоторые фирмы предпочитают держаться в стороне от деятельности международной торговли из-за ее рисков и сложности. Фирма, желающая купить товары за границей, может купить их через посредника, занимающегося импортом. Это международный торговец, покупающий товары у зарубежных поставщиков и получающих прибыль от перепродажи этих товаров другим фирмам в своей стране. Таким же образом, фирма может продавать товары посреднику, занимающегося экспортом, или экспортной фирме в своей стране.

Фирма может также принять решение ограничить свое участие в международной торговле, положившись на услуги представителя, агента или конфирмационного дома.

Агент представляет собой зарубежную фирму, которая берется выполнять любые из следующих функций в интересах экспортера:

получать заказы от клиентов в стране агента;

осуществлять котировку цен для потенциальных клиентов и выполнять другие требования клиентов;

заниматься рекламой и продвижением на рынок продукции экспортера;

держать экспортера в курсе дел об условиях местного рынка, ценах и т.д. ;

разбираться с претензиями клиентов.

Агент может иметь исключительное право продавать товары экспортера в своей стране. Например, изготовитель фотоаппаратов из Гонконга может дать какому-либо агенту в Великобритании исключительное право на продажу на продажу своей продукции в Великобритании.

Конфирмационнные дома действуют как агенты для зарубежных покупателей. Зарубежный Покупатель может попросить конфирмационный дом купить товары от его имени и доставить кредит покупателю, оплатив эти товары. Английский экспортер тогда будет иметь дело с конфирмационным домом в Великобритании, а не с покупателем за рубежом.

 

 

 

[1]

 

 

 

 

 

 

1.2 Классическая теория международной торговли.

А. Смит обосновал тезис, в соответствие с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров.
Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.
Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.
Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных.


Модель Хекшера - Олина


Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.
Сущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит в следующем: По причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего боСущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит в следующем: По причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон еще короче: «Международный обмен - это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии».


Парадокс Леонтьева


Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.
Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.
Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.
В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство «конкурирующего импорта». Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно для производства на 1 миллион долларов американского экспорта и «конкурирующего импорта». Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера

Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.
На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.
«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

 

 

 

 

 

 

 

[2]

 

1.3 Роль банков в международной торговле.

A) Деятельность банков на международной экономической арене.

Банки играют центральную роль на внешних валютных рынках, поскольку они: продают и покупают иностранную валюту, что, безусловно, является существенным элементом международных торговых сделок; помогают торговцам устранить или свести к минимуму экспозицию к иностранной валюте множеством способов.

Форвардные валютные контракты. Банк дает согласие продать или купить определенное количество иностранной валюты по фиксированному обменному курсу для доставки в будущем. Экспортеры и импортеры могут устранить свою экспозицию к иностранной валюте путем фиксации со своим банком обменного курса будущих поступлений и платежей.

"Чистые" валютные опционы. Альтернативой валютным контрактом, которая предоставляется банками клиентам, являются валютные опционы. Они дают право держателям (но не обязательство) покупать или продавать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена либо в момент истечения, либо до истечения периода действия этого опциона.

Ссуды в иностранной валюте. Банк может дать согласие на предоставление ссуды экспортеру на определенную сумму в иностранной валюте. Экспортер может обменять ее на отечественную валюту по текущему курсу и затем погасить ссуду из будущих доходов, полученных в той же иностранной валюте. Другими словами, экспортер может устранить свою экспозицию путем согласования активов в иностранной валюте (будущих доход от дебиторов) с пассивами в иностранной валюте (ссуда) .

Банковские счета в иностранной валюте. В случаях, когда компания получает доходы в иностранной и осуществляет платежи в иностранной валюте, целесообразно иметь банковский счет в иностранной валюте, что исключит необходимость продажи и покупки валюты в той степени, в которой согласованы поступления и платежи в иностранной валюте, и тем самым устранит экспозицию.

Международная торговля порождает более высокие риски как для покупателя, так и для продавца по сравнению с торговлей внутри страны. Для их уменьшения было разработано множество различных услуг для экспортеров и импортеров, и банки играют главную роль в предоставлении большинства этих услуг. Банки играют ключевую роль в международной торговле. В Великобритании клиринговые банки имеют зарубежные отделения в лондонском Сити и на местах, но их ведущее положение определяется наличием обширной сети отделений по всей стране и их ролью как основных депозитных банков для большинства фирм.

Каждый клиринговый банк поддерживает множество контактов с банками других стран во всем мире. Банк, с которым существует зарубежный контакт, называется банком— корреспондентом, и один английский клиринговый банк может иметь более 10 000 таких контактов в более чем в 150 странах.

Банк в Великобритании может иметь счета во многих своих банках— корреспондентах за рубежом, которые в свою очередь могут иметь счета в этом английском банке. Эта система ведения счетов друг у друга позволяет фирмам:

осуществлять платежи за границу;

получать платежи из— за границы.

Акционерный коммерческий банк может иметь международный отдел со своими отделениями (или "зарубежными отделениями") в Лондоне и провинциальных центрах. Зарубежное отделение (отделение международного отдела) действует как:

отделение банка для своих клиентов (банки-корреспонденты за рубежом) ;

клиринговая палата для международных сделок других отечественных отделений этих банков.

B) Основные функции зарубежного отделения клирингового банка:

а) Обеспечение иностранной валютой:

продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них;

предоставление ссуды в иностранной валюте;

предоставление своим клиентам, путешествующим за границей, иностранных банкнот, монет и дорожных чеков.

б) Инкассирование и перевод денежных средств. Банки могут участвовать от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих из-за границы, могут участвовать в платежах клиентов отдельным лицам или фирмам за рубежом. Эти услуги включают в себя:

перевод платежей в иностранной валюте от имени клиентов (импортеров) ;

зачисление платежей, поступающих из— за границы на кредит счетов собственных клиентов или на кредит счетов других отделений банков (экспортеров) ;

выполнение "документарного инкассо" от имени экспортера или иностранного покупателя за рубежом.

в) Предоставление банковских услуг для международной торговли: ведение счетов клиентов (например, банков— корреспондентов) . Это могут быть:

счета в иностранной валюте;

ведение собственных счетов в банках корреспондентах за рубежом;

предоставление овердрафтов или ссуд для клиентов и банков за границей в иностранной валюте;

Информация о работе Теория международной торговли