Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Изучить особенности теорий международной торговли. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

Раскрыть сущность мировой торговли

Рассмотреть теории международной торговли

Выяснить особенности каждой теории международной торговли

Дать сравнительную характеристику международной торговли

Содержание

Введение.………………………………………………………...………………...3

1. Международной торговли.…………..………………………………………...4

1.1.Понятие и состав международной торговли………………………………...4

1.2. История международной торговли………………………………………….6

2 Теории международной торговли……………………………………………...9

2.1. Адам Смит и его теория абсолютных преимуществ.……………...….......10

2.2. Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо.…………………11

2.3. Теория Хекшера – Олина.………………………………………………......13

2.4. Теория международной торговли - «Парадокс Леонтьева»……………...15

2.5. Неотехнологические теории………………………………………………..18

2.6. Теория технологического разрыва…………………………………………19

2.7. Теория «цикла жизни продукта»…………………………………………...20

2.8. Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ…………..21

2.9. Теория специализации производства……………………………………...23

2.10. Теория внешнеторговой деятельности фирм …………………………....24

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономическая теория.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

            Содержание 

Введение.………………………………………………………...………………...3

1. Международной торговли.…………..………………………………………...4

1.1.Понятие и состав международной торговли………………………………...4

1.2. История международной  торговли………………………………………….6

2 Теории международной торговли……………………………………………...9

2.1. Адам Смит и его теория абсолютных преимуществ.……………...….......10

2.2. Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо.…………………11

2.3. Теория Хекшера – Олина.………………………………………………......13

2.4. Теория международной торговли - «Парадокс Леонтьева»……………...15

2.5. Неотехнологические теории………………………………………………..18

2.6. Теория технологического разрыва…………………………………………19

2.7. Теория «цикла жизни продукта»…………………………………………...20

2.8. Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ…………..21

2.9. Теория специализации производства……………………………………...23

2.10. Теория внешнеторговой деятельности фирм …………………………....24

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

       Актуальность  данной темы состоит в том, что  международная торговля занимает особое место в сложной системе межхозяйственных связей и поэтому необходимо понимать механизмы регулирования и действия международной торговой политики на основе теорий.

       Цель  курсовой работы: Изучить особенности теорий международной торговли. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

       Раскрыть  сущность мировой торговли

       Рассмотреть теории международной торговли

       Выяснить  особенности каждой теории международной  торговли

       Дать  сравнительную характеристику международной  торговли 
 
 
 
 
 
 
 

1. Международная торговля 

     Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. 

1.1. Понятие и состав международной торговли

       Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. [1,с.319]. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

       Под международной торговлей понимается международный обмен товарами в их натурально-вещественной форме посредством их вывоза (экспорта) и ввоза (импорта). В международном обмене участвуют торгуемые товары, которые могут перемещаться между различными странами. К торгуемым товарам относится продукция обрабатывающей и добывающей промышленности, а также сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства.

       Товар входит в международный обмен  при пересечении границы. Сумма  экспорта и импорта образует товарооборот, а разница между экспортом и импортом представляет собой торговый баланс. Торговый баланс может быть положительным (активным) или отрицательным (дефицитным, пассивным). Перемещение различных видов оборудования из одной страны в другую обычно сопровождается такими услугами, как монтаж, эксплуатация, ремонт, подготовка кадров и др., стоимость которых входит в цену товара.

       В состав мирового товарооборота включаются все товарные потоки, обращающиеся между странами, независимо от того, проданы они на рыночных или иных условиях или остаются в собственности поставщика.

       Основу  международной торговли составляет традиционная коммерческая торговля за наличные и в кредит. К коммерческой торговле также относятся и все виды встречной торговли: бартерный обмен, поставки на основе компенсационных сделок. В обоих случаях товары передаются покупателю другой страны вместе с правом собственности. Коммерческая торговля предполагает переход права собственности к покупателю и получение продавцом платежа за поставленный товар в денежной, товарной или иной форме.

       Традиционная  торговля сыграла важнейшую историческую роль в развитии других форм МЭО, втянув в международный обмен сначала денежные отношения и услуги по обслуживанию купли-продажи товаров, а затем капитал, технологию и др. Удельный вес коммерческой торговли в товарообороте между странами снижается. Современная торговля обслуживает и другие формы международных экономических отношений, если эти отношения связаны с пересечением национальных границ товарами в их натуральной форме.

       Кроме коммерческой торговли в состав международного товарооборота входят поставки товаров на основе соглашений о специализации и кооперировании производства, об организации совместного строительства объектов, о сооружении промышленных объектов с компенсационными поставками, поставки по лизингу (долгосрочной аренде) и других формах производственного, научно-технического и иного сотрудничества. В этом случае поставщик остается собственником товаров, поставленных в другую страну.

       Особое  место в международной торговле занимают внутрифирменные поставки, которые осуществляются в рамках предприятий той или иной ТНК  по трансфертным, то есть переводным ценам, которые могут быть выше или ниже мировых. Доля таких поставок в мировом товарообороте оценивается в 40%. В составе международной торговли учитываются и товары, поставленные безвозмездно, например в качестве гуманитарной помощи.

       Таким образом, обмен товарами между странами осуществляется на коммерческой и некоммерческой основе. Коммерческий обмен может быть эквивалентным и неэквивалентным. Обмен на основе закона стоимости в соответствии с интернациональными издержками производства следует считать эквивалентным, хотя при этом страны с низкой производительностью труда и соответственно с высокими издержками производства больше отдают, чем получают. Неэквивалентный обмен основан на произвольном назначении завышенных или заниженных цен в зависимости от интересов монополиста.

1.2. История международной  торговли 

     Международная торговля все сильнее влияет на экономику  каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть  идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт. Таким образом, совокупный объем экспорта и импорта растет, хотя их физические и стоимостные характеристики могут испытывать значительные колебания во времени.

     Международная торговля взаимовыгодна, так как  ведет к специализации и обмену. Выгода извлекается из разницы в издержках в разных странах, из лучшего размещения ресурсов. Во-вторых, она позволяет получить экономию от масштаба. Нынешний высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и возможности повышения этого уровня в других странах в значительной степени основаны на международном разделении труда, предполагающем рост как свободной международной торговли, так и эффективное функционирование обслуживающего ее платежного механизма.

     Неудивительно поэтому, что существует тесная корреляция между экономическим ростом и международным обменом. С 1948 года по 1986 год среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1,5 раза превосходили темпы роста мирового объема производства. Этот эффект был еще сильнее в XIX в. (когда слабее было влияние НТП на производство). Он отсутствовал лишь в период двух мировых войн и Великой депрессии.

     В XX в. мировая торговля пережила ряд  глубоких кризисов. Первый из них был  связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому  нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

     В целом характерной чертой послевоенного  периода явилось заметное ускорение  темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

     Со  второй половины XX века, когда международный  обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.

     Ведущими  в настоящее время являются четыре экономические пары: США - Канада, США – Япония, Франция – Германия, Япония – Китай. Последняя из этих пар может стать первой.

     Главной ареной экономических событий становится мировая экономика в целом,  а не отдельные национальные экономики. Увеличение темпов экономического роста за рубежом, уменьшение зарубежных номинальных процентных ставок или усиление внешней инфляции стимулирует внутреннюю экономическую активность. Наоборот, снижение темпов экономического роста за рубежом, рост номинальных процентных ставок или сокращение уровня внешней инфляции сдерживает темпы развития внутри страны.

     Высокие темпы мировой торговли сохранились  и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой  торговли увеличился на 50% и превысил 7 трлн долл.

     Со  второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

     Пока  развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе, машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.

Информация о работе Теории международной торговли