Государственный и муниципальный заказ в ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:55, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение процесса управления по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в России с момента создания государства российского до настоящего времени, способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. А также проведение анализа действующего отечественного законодательства и анализа правоприменительной практики с целью разработки предложений по решению существующих проблем в сфере госзакупок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Развитие в России системы государственного заказа и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ……… ..7
1.1. История развития системы государственного заказа и нормативной правовой базы государственных закупок России……………………….………...7
1.2. Анализ современного российского законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд………………………………..……..21
Глава 2. Общая характеристика и оценка состояния системы управления закупок для государственных и муниципальных нужд…………………………………………………………………………………36
2.1. Результаты реформы системы госзаказа……………………………..36
2.2. Размещение заказов путем проведения электронных аукционов…..38
2.3.Международный опыт………………………………………………….40
2.4. Размещение заказа путем проведения конкурса и запроса
котировок…………………………………………………………………………..42
Глава 3. Практика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа………………………………………………………………………….....…44
3.1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа (механизм и проблемы реализации)…………………………………..…. 44
3.2. Ключевые проблемы госзаказа и пути их решения………………....61
Заключение……………………………………………………………………...…..69
Список использованных источников и литературы…………….………..............73

Работа состоит из  1 файл

Дипломный прект Бунина.doc

— 898.00 Кб (Скачать документ)

Процесс согласования плана носит итерационный характер, поэтому получатели бюджетных средств вправе неоднократно согласовывать позиции плана. После согласования ведомственных планов государственных нужд главный распорядитель бюджетных средств формирует сводный ведомственный план государственного заказа, как из ведомственных планов государственных нужд подведомственных учреждений, так и собственного ведомственного плана государственных нужд и передает его в департамент экономики ЯНАО.

Департамент экономики ЯНАО осуществляет контроль целевого назначения позиций сводных ведомственных планов государственного заказа. При отрицательном визировании неутвержденные планы возвращаются получателям бюджетных средств на доработку. При положительном визировании планы включаются в сводный план государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа.

Департамент экономики ЯНАО после утверждения сводного плана государственного заказа формирует план-график государственных закупок и доводит его до государственных заказчиков и уполномоченного органа в сфере размещения заказа.

Формирование государственного заказа

Получатели бюджетных средств формируют заявки на размещение заказ с учетом плана-графика государственных закупок с указанием перечня необходимой продукции, количества и цены по каждому виду продукции и направляют их главным распорядителям бюджетных средств, которые осуществляют первичный контроль заявок на размещение заказа на соответствие сводной бюджетной росписи.

Процесс согласования заявки на размещение заказа носит итерационный характер, поэтому получатели бюджетных средств вправе неоднократно согласовывать позиции заявок на размещение заказа. После согласования заявки на размещения заказа главный распорядитель бюджетных средств отправляет заявку на согласование в департамент экономики ЯНАО.

При формировании и отправке на согласование в департамент экономики ЯНАО собственных заявок на размещения заказа главный распорядитель бюджетных средств выступает в роли получателя бюджетных средств.

Департамент экономики ЯНАО осуществляет контроль заявок на закупки на соответствие сводному плану. Если заявка не проходит контроль, то она возвращается получателю бюджетных средств на доработку. При положительном визировании заявка на размещение заказа передается в департамент финансов ЯНАО.

 

 

Рисунок 1 – Планирование государственного заказа

 

                           

Рисунок 2 – Формирование государственного заказа

 


 

 

Департамент финансов ЯНАО осуществляет контроль статей заявки на размещение заказа в разрезе полной бюджетной классификации на соответствие сводной бюджетной росписи. При отклонении заявки (не все суммы заявки согласованы, есть спорные моменты) она возвращается получателю бюджетных средств на доработку.

После утверждения заявки на размещение заказа департамент финансов ЯНАО осуществляет резервирование денежных средств для выполнения позиций заявки. Это гарантирует наличие денежных средств на момент заключения государственного контракта по проводимым процедурам размещения заказа.

Информация об утвержденных заявках и зарезервированных денежных средствах доводится до главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

После полного утверждения заявки, у получателя бюджетных средств может возникнуть потребность изменить свою заявку. Изменение получателем бюджетных средств заявки осуществляется в следующих случаях:

- полное или частичное снятие финансирования получателя бюджетных средств;

-              изменение потребности (изменение в перечне товаров/работ/услуг) или ее объема, условий и сроков поставки, условий и графика оплаты.

После того, как получатель бюджетных средств сформировал уточнение к заявке, главный распорядитель бюджетных средств рассматривает уточнение на предмет целевого использования и на соответствие бюджетной росписи. После согласования уточнения к заявке с главным распорядителем бюджетных средств, оно направляется на согласование в департамент финансов ЯНАО, который рассматривает его, осуществляет контроль на соответствие сводной бюджетной росписи.

Департамент финансов ЯНАО может полностью отклонить уточнение к заявке. В этом случае в дальнейшем будет учитываться первоначальная заявка получателя бюджетных средств.

Размещение заказов для государственных нужд в ЯНАО осуществляется с использованием централизованной модели в соответствии с федеральным законом 94-ФЗ. В роли органа, уполномоченного на осуществление функций по  размещению государственного заказа, выступает департамент государственного заказа и торговли ЯНАО.

Основными составляющими данного этапа являются:

выделение лотов в процедуре размещения заказа;

формирование условий допуска к участию в размещении заказа и критериев оценки предложений участников размещения заказа;

формирование и опубликование в сети Интернет различного рода документации, извещений, протоколов;

регистрация предложений участников размещения заказа;

Определение участников размещения заказа, допущенных к участию в размещении заказа, а также победителя в размещении заказа.

На основании протокола «Оценки и сопоставления» комиссии по размещению заказа департамент государственного заказа и торговли формирует пакет данных для передачи государственным заказчикам результатов размещения заказа.

Заключение государственного контракта

На основании пакета данных с информацией по результатам процедур размещения заказа государственные заказчики формируют государственные контракты. Использование в автоматизированной информационной системе полуавтоматического режима формирования не позволяет сформировать государственный контракт с условиями, отличными от утвержденных результатов размещения заказа.

Государственный контракт доводится до плучателя бюджетных средств в части относящейся к этому получателю бюджетных средств.

Время показало, что по пути создания централизованной системы госзаказа пошло большинство субъектов Российской Федерации, хотя в некоторых регионах действует также и децентрализованная модель.

Ежегодно в Москве проходит Форум «ГОСЗАКАЗ». 15-17 февраля 2012 года прошел «ГОСЗАКАЗ-2012» на стенде Ямало-Ненецкого автономного округа были представлены итоги работы системы госзаказа.

Размещение государственного заказа за 2011 год составило 11612 процедур с начальной (максимальной) ценой контрактов 30,3 млрд. рублей (самостоятельное размещение заказа государственными заказчиками путем проведения торгов в соответствии с полномочиями составило 680 процедур на сумму 1,66 млрд. рублей). Департаментом государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа – проведено 1890 процедур торгов на сумму 26,31 млрд. рублей. Основная часть торгов пришлась на:

• услуги строительные и объекты строительства – 43%;

• поставку лекарств, медицинских материалов и аппаратуры – 19%;

• услуги по обязательному медицинскому страхованию, по страхованию жизни,

здоровья, от несчастных случаев -15%;

• закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и ис-

кусственных сооружений – 6%.

Экономия бюджетных средств от проведенных торгов составила 1,29 млрд. рублей.[5.3.]

Рис. 3  Объём закупки для государственных нужд ЯНАО

Способ закупки

Объём закупки для государственных нужд ЯНАО в 2010 году, млн. руб.

Объём закупки для государственных нужд ЯНАО в 2011 году, млн. руб.[5.1.]

Открытый конкурс

 

 

У единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

 

 

Электронный аукцион

 

 

 

Исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа проводится планомерная работа по разработке проектов нормативно-правовых актов и методических положений, необходимых для обеспечения процедур размещения заказа на региональном уровне в соответствии с требованиями  Федерального закона № 94-ФЗ. Был принят ряд постановлений и распоряжений.

       1.Постановление Администрации ЯНАО от 26.01.2006 г. № 35-А «О Регламенте формирования сводного плана государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа»;

 

       2. Приказ «Об утверждении шаблонов форм документов» от 17 января 2011 г № 2-ГЗ

       3.Приложение к приказу от 17 января 2011 года №2-ГЗ

       4.Приказ «Об утверждении Положения о Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок» от 17 января 2011 г. № 1-ГЗ

      5.Приказ «О внесении изменения в Положение о Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок, утвержденное приказом департамента государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа» от 17 января 2011 года № 1-ГЗ»

    6. Приказ департамента государственного заказа и торговли ЯНАО от 05 апреля 2011 года № 19-ГЗ "Об утверждении конкурсной документации"

    7. Приказ департамента государственного заказа и торговли ЯНАО от 05 апреля 2011 года № 21-ГЗ "Об утверждении документации по запросу котировок"

    8. Приказ департамента государственного заказа и торговли ЯНАО от 05 апреля 2011 года № 20-ГЗ "Об утверждении документации об открытом аукционе в электронном виде"

   9. Постановление Губернатора ЯНАО от 06 мая 2011 года № 60-ПГ "О признании утратившим силу пункта 2.6. Положения департамента государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа"

Управлением федеральной антимонопольной службой по Ямало-Ненецкому автономному округу было рассмотрено 36 жалоб участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченного органа, единой комиссии по проведению открытых конкурсов и аукционов, котировочной комиссии. В 24 случаях жалобы признаны не обоснованными. В 12 случаях ФАС указал на неправомерность действий единой комиссии по проведению открытых конкурсов и аукционов и отменил её решения.[5.2.] Необходимо отметить, что отсутствуют жалобы на нарушение процедуры проведения открытых конкурсов и запроса котировок цен. Практика рассмотрения арбитражными судами дел связанных с размещением заказов для государственных нужд ЯНАО за 2011 год отсутствует.

Итоги работы департамента государственного заказа и торговли ЯНАО по размещению государственных и муниципальных заказов в Ямало-Ненецком автономном округе за 2011 год позволяют сделать следующие выводы:

1. Несмотря на положительную практику проведения электронных аукционов при размещении заказов в ЯНАО, следует отметить, что не все заказы возможно размещать путем его проведения. В частности, не могут размещаться путем проведения электронных аукционов заказы на выполнение НИР, работы по проектированию, услуги по консалтингу, экспертизе, и другие работы и услуги с высокой степенью творческой составляющей, размещение заказов на которые осуществляются путем проведения конкурса.
       При проведении процедуры конкурса Законом 94-ФЗ допускается субъективная оценка (по качеству заявки и квалификации участника) при выборе победителя конкурса в размере до 20%, а в ряде случаев и до 45%, которая зависит исключительно от предпочтений должностных лиц заказчика. 
       Практически, в настоящее время предприниматели не могут защитить свои права на конкурсе, поскольку существующая на конкурсе произвольная оценка заказчиком квалификации участника, а также качества его заявки, предопределяет победителя зачастую еще до начала его проведения, что создает на конкурсах низкую конкурентную среду и высокий коррупционный потенциал. 
        Следует отметить, что Законом 94-ФЗ предусмотрено восемь возможных критериев оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
- цена контракта;
- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;

- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
- объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
       Оценка проведенных конкурсов показала, что из перечисленных в законодательстве критериев оценки такие критерии как расходы на техническое обслуживание товара, расходы на эксплуатацию товара и объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг применяются менее чем в 5% случаев. То есть данные критерии оценки заявок на участие в конкурсе заказчиками не применяются, так как данные условия устанавливаются в качестве обязательных требований к продукции.

Размещение заказов путем проведения запроса котировок
       При запросе котировок заказчики изначально устанавливают требования к закупаемым товарам, работам или услугам, а победитель в запросе котировок определяется исходя из минимальной стоимости предложенных участниками размещения заказа товаров, работ или услуг, соответствующих указанным требованиям заказчика. 
       Законом 94-ФЗ установлены ограничения возможности заказчика в проведении запроса котировок, а именно начальная (максимальная) цена контракта в запросе котировок не может превышать пятисот тысяч рублей. 
      Запрос котировок является процедурой конкурентной, но в то же время коррупционной, так как данная процедура позволяет недобросовестному заказчику определить победителем аффилированного с ним участника за счет указания в заявке такого участника предложения о цене контракта, незначительно отличающегося в меньшую сторону от предложений других участников запроса котировок.

Информация о работе Государственный и муниципальный заказ в ЯНАО