Государственный и муниципальный заказ в ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:55, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение процесса управления по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в России с момента создания государства российского до настоящего времени, способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. А также проведение анализа действующего отечественного законодательства и анализа правоприменительной практики с целью разработки предложений по решению существующих проблем в сфере госзакупок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Развитие в России системы государственного заказа и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ……… ..7
1.1. История развития системы государственного заказа и нормативной правовой базы государственных закупок России……………………….………...7
1.2. Анализ современного российского законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд………………………………..……..21
Глава 2. Общая характеристика и оценка состояния системы управления закупок для государственных и муниципальных нужд…………………………………………………………………………………36
2.1. Результаты реформы системы госзаказа……………………………..36
2.2. Размещение заказов путем проведения электронных аукционов…..38
2.3.Международный опыт………………………………………………….40
2.4. Размещение заказа путем проведения конкурса и запроса
котировок…………………………………………………………………………..42
Глава 3. Практика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа………………………………………………………………………….....…44
3.1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа (механизм и проблемы реализации)…………………………………..…. 44
3.2. Ключевые проблемы госзаказа и пути их решения………………....61
Заключение……………………………………………………………………...…..69
Список использованных источников и литературы…………….………..............73

Работа состоит из  1 файл

Дипломный прект Бунина.doc

— 898.00 Кб (Скачать документ)

Со вступлением в силу с 1 января 2006 года Закона N 94-ФЗ прекратил действовать Закон N 97-ФЗ. Иные федеральные законы, принятые до 1 января 2006 года и предусматривавшие порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд, применяются в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ.

Основным отличием нового нормативного документа от ранее применявшихся актов является то, что Закон N 94-ФЗ решает задачу систематизации законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Он детально регламентирует процедуру их размещения как на государственном (федеральном и региональном), так и на местном уровне.

Целями законодателя являлись обеспечение гласности и прозрачности закупочного механизма, стимулирование добросовестной конкуренции, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, рационального расходования бюджетных и внебюджетных средств источников финансирования. Закон N 94-ФЗ разработан с учетом новых технологий, в частности электронных средств связи с использованием сети "Интернет".

Закон систематизирует законода­тельство в области размещения заказов, включая и отра­слевые законы «О сельскохозяйственных закупках и по­ставках», «О поставках продукции для федеральных го­сударственных нужд», «О государственном оборонном заказе», а также устанавливает единые процедуры на все три уровня власти: федеральный, региональный и муни­ципальный, т.е. вне зависимости от их распорядителя и источника.

В законе впервые определен исчерпываю­щий перечень организаций, осуществляющих размеще­ние заказов. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В силу ст. 162 БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Помимо государственных и муниципальных заказчиков, размещение заказов вправе прово­дить уполномоченные на осуществление функций по раз­мещению заказов органы и специализированные органи­зации. Уполномоченные органы создаются по решению Правительства Российской Федерации или соответствен­но органа власти субъекта Российской Федерации. При этом они финансируются напрямую из средств соответ­ствующего бюджета. В случае необходимости (при про­ведении совместных торгов) заказчик передает уполно­моченному органу функции по размещению заказов. Спе­циализированная организация - это любое юридическое лицо, которому передается функция по размещению за­каза путем проведения торгов. При этом выбор специали­зированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Кроме того, заказчик или уполномоченный орган облада­ют исключительными правами по созданию комиссий, определению начальной цены и существенных условий контракта, утверждению документации. В любом случае, кто бы ни был организатором торгов, контракты с постав­щиками (исполнителями) подписывает заказчик.

Закрытые торги разрешены только в одном случае - при закупках, составляющих гостайну.      

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.[1.15.]

При размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации рассмотрение жалоб производится уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

  Законом предус­мотрена возможность размещения заказов в электрон­ной форме. Порядок проведения электронных аукцио­нов и требования к системе  установлен Прави­тельством Российской Федерации.

Закон делит все способы размещения заказов на осу­ществляемые путем проведения торгов в форме кон­курса (открытого или закрытого), аукциона (открытого, в том числе в электронной форме, или закрытого) и осуществляемые без проведения торгов (запрос коти­ровок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При этом выбор способов закупок сократился.  Закон установил жёстко регламентированные сроки осуществление заку­пок. При этом если товары (работы, услуги), на которые размещается заказ, производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых имеется функционирующий рынок, и если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тысяч рублей, осуществляется исключительно путем проведения аукциона. Перечни таких товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ.

Методика оценки конкурсных заявок, должна быть разработана Минэкономразвития России и потом утверждена постановлением Правительства Российской Федерации.

Процедура проведения аукцио­на практически не отличается от процедуры проведения конкурса. Основные отличия заключаются в предмете за­купки. Перечень товаров (работ, услуг) размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путём проведения аукциона, утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р (ред от 25.03.2010). Стандартизированная продукция может оцениваться по одному параметру - цене. При проведении аукциона разрешаются ссылки на конкретного производителя, товарные знаки, марки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент" Продукция, не вошедшая в указанный перечень, должна закупаться по конкурсу. При этом заказчик обязан учитывать несколько параметров, и не только цену, но и другие отражающие качество, характеристики товаров, сроки поставки, сроки и объемы гарантий.

       Вся информация о прове­дении торгов, начиная от размещения извещения о про­ведении торгов, размещения конкурсной и аукционной документации, протоколов проведения торгов до ин­формации о заключенных контрактах должна в соответствии с требованиями закона содержать­ся на официальном сайте по закупкам. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 229-р определён адрес официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению указанного официального сайта определено  Министерство экономического развития России. 

Информация на сайте о закупках должна быть доступна любому заинтересован­ному поставщику без взимания платы. Кроме того, на данном сайте должны ве­стись несколько реестров, таких как реестр недобросо­вестных поставщиков, реестр контрактов, реестр про­дукции, производимой учреждениями уголовно-испол­нительной системы и организациями инвалидов.

Одним из нововведений является проведение аукцио­на в электронной форме. В целях проведения открытых аукционов в электронной форме в ноябре 2009  – январе 2010 г.г. Минэкономразвитием России совместно с ФАС России был проведен отбор операторов электронных площадок:

1.      ОПО «Единая электронная торговая площадка»

2.      ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»

3.      ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».

4.      ОАО «Индексное агентство РТС»

5.      ЗАО «ММВБ – Информационные технрлогии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ  и оценка системы управления закупок для государственных и муниципальных нужд.

2.1. Результаты реформы сферы госзаказа.

Размещение заказов является одной из самых наиболее уязвимых в отношении коррупции сфер экономики. В данной сфере годами складывались взаимоотношения между заказчиками и поставщиками, напоминавшие «закрытый клуб», в который вход для рядового предпринимателя представлялся практически невозможным.  При этом по данным аналитического доклада «Неправильные» госзакупки» (И.А. Новиков, А.М. Калинин, Аудиторско-консалтинговая компания ФБК, 2004г.) до вступления в силу Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 94-ФЗ), в 2003-2004 годах, доля честных конкурсов (когда победитель не был известен заранее) в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1%.

С января 2006 года, а именно с момента вступления в силу Закона 94-ФЗ, ситуация с размещением государственного и муниципального заказа в Российской Федерации принципиально изменилась. Новое законодательство пришло на смену неэффективному и практически на 99% коррупционному порядку проведения процедур размещении заказов.

Основными задачами реформы системы размещения заказов стало обеспечение закупки продукции, соответствующей по качеству требованиям заказчика, устранение коррупции и достижение экономии бюджетных средств, обеспечение равного доступа предпринимателей к процедуре закупок и введение механизмов объективного выбора победителя.

В целом, предпринятые благодаря действию Закона 94-ФЗ меры позволили:

1.      Добиться информационной прозрачности в сфере госзаказа (с 1 января

года начал работать единый общероссийский портал, на котором размещается вся информация о всех заказах в стране, в т.ч. региональных и муниципальных).

2.      Обеспечить предпринимателям равный доступ к госзаказу за счет исключения возможности со стороны заказчика выставления произвольных требований к участникам размещения заказа, зачастую описывающих «своего» участника.

3.      Значительно повысить качество исполнения контрактов за счет полного исключения со 2 августа 2010 года некачественного обеспечения обязательств по контрактам (страхование ответственности), а также за счет более квалифицированного установления заказчиками требований к закупаемой продукции.

4.      Создать в стране в сфере госзаказа единое экономическое пространство путем централизованного (на пяти площадках) проведения электронных аукционов, как наиболее эффективного способа размещения заказов. При этом в настоящее время на площадках зарегистрировались уже более 70 тыс. предпринимателей.

5.      Добиться за время реформы (2006-2011г.г.) значительной экономии бюджетных средств (за 6 лет – более 1 трлн. 286 млрд.руб) – это новые возможности по приобретению необходимых товаров и строительству инфраструктуры.

6.      Исключить возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов, в том числе, в сторону увеличения их цены, что до Закона 94-ФЗ являлось распространенной практикой и изначально порождало коррупцию при принятии решений о необходимости таких изменений, а так же практически исключало возможность победы в торгах неаффелированных с заказчиком участников.

7.      Предоставить предпринимателям возможность в сфере госзаказа оперативно защищать свои права всего за пять рабочих дней, что невозможно сделать ни в одной из других сфер в экономике страны. За 2011 год предпринимателями подано более 28 тыс. жалоб. Половина из них признаны обоснованными. В арбитражных судах в 80% случаях решения ФАС России, как контролирующего органа в сфере госзаказа, были оставлены в силе, что свидетельствует о возможности принимать качественные решения за столь короткий срок.

 

           2.2. Размещение заказов путем проведения электронных аукционов.

При том, что по итогам 2011 года по данным Росстата в количественном выражении процедуры размещения заказов малыми объемами (до 100 тыс. руб. у единственного поставщика) составляют 86% от общего числа заключенных контрактов, их стоимостная доля составляет не более 5% от общей стоимости заключенных контрактов.

При этом в стоимостном выражении распределение заказов через конкурентные процедуры (торги и запросы котировок) составляет 83% от общего объема государственного и муниципального заказа в стране. 26% от общего количества проведенных конкурентных процедур были признаны несостоявшимися (заявок не подано или подана только одна заявка), но в стоимостном выражении это составляет около 45% от общего стоимостного объема конкурентных процедур. Это означает, что несостоявшимися в основном являются крупные заказы (в первую очередь, на крупное строительство), так как в настоящее время при их размещении конкурентная среда еще не сформирована.

В целях повышения конкуренции в сфере размещения заказов введены аукционы в электронной форме, которые обеспечивают большие возможности для участия предпринимателей в размещении заказов, снижают уровень коррупции и возможности для сговора и, как следствие, позволяют более эффективно расходовать бюджетные средства.

Данный эффект достигается за счет того, что при проведении электронных аукционов:

- отсутствует возможность субъективной оценки заказчиком предложений участников размещения заказа;

- существенно снижается возможность оказания давления со стороны заказчика на участников размещения заказа (использование административного ресурса) за счет того, что заказчик заранее не знает, кто именно является участником размещения заказа, поскольку сведения об участниках раскрываются только после проведения процедуры электронного аукциона;

- минимизируется возможность сговора как между участниками размещения заказа, так и между заказчиком и участниками размещения заказа за счет того, что участникам не известны конкуренты и заказчик заранее не знает, кто является участником аукциона. Возможность такого сговора остается только до торгов на высококонцентрированных рынках.

В целом, по данным Росстата, достигнутая за счет введения электронных аукционов экономия федеральных бюджетных средств за 2011 год по отношению к 2010 году значительно увеличилась и составила 171 млрд. рублей, что в 2 раза больше экономии 2010 года (77 млрд. рублей). При этом существующее представление о том, что указанная экономия – это просто завышенные начальные цены, не соответствует реальному положению дел. Отсутствие конкурентных процедур всегда приводит к заключению контрактов по начальной цене. Это означает, что полученная разница между начальной и конечной ценой в любом случае является экономией, поскольку при отсутствии конкурентных процедур эта стоимостная разница полностью оплачивается из бюджета. 

Информация о работе Государственный и муниципальный заказ в ЯНАО