Участие граждан в избирательном процессе: порядок и условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ основных аспектов избирательного процесса в России.
Задачи:
- рассмотреть сущность избирательной системы и понятие выборов в России;
- рассмотреть особенности участия граждан России в избирательном процессе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса…………………….5
1.1 Сущность избирательной системы и понятие выборов…………………….5
1.2 Выборы и избирательная система в России…………………………………8
Глава 2. Участие граждан Российской Федерации в избирательном процессе…………………………………………………………………………..15
2.1 Особенности участия граждан России в избирательном процессе………15
2.2 Вопросы ограничения прав российских граждан на участие
в выборах.………………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Конституционное право Участие граждан в избирательном процессе порядок и условия.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим реализацию законодательных положений в  практике судопроизводства. При проведении дополнительных выборов депутатов  Законодательного Собрания Тверской области четвертого созыва 11 октября 2009 г. кандидату Ч. было отказано в регистрации на основании отсутствия у него пассивного избирательного права в связи с наличием иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства20. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицо, получившее вид на жительство, признается постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином. Согласно распространенной в международном сообществе иммиграционной практике получение вида на жительство может служить необходимым этапом приема в гражданство соответствующего государства, хотя и не означает обязательного его приобретения в дальнейшем.

При подаче документов для  регистрации в качестве кандидата  Ч. представил документ «удостоверение лица индийского происхождения». Организаторами выборов и Судебной коллегией  по гражданским делам Тверского  областного суда были направлены запросы  в уполномоченный орган, обладающий информацией о наличии (отсутствии) у граждан Российской Федерации вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства – МИД России.

Из переписки с МИД  России было установлено, что удостоверение  лица индийского происхождения дает его владельцу право на безвизовый въезд в Индию и постоянное проживание на территории этой страны в течение 15 лет с последующим  продлением еще на 15 лет21. На этом основании суд сделал вывод, что у кандидата Ч. отсутствовало пассивное избирательное право на соответствующих выборах в связи с наличием у него удостоверения лица индийского происхождения, являющегося иным документом, подтверждающим право Ч. на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Впоследствии Ч. обжаловал это решение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 9 сентября 2009 г. в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, который не нашел оснований для его отмены22.

Нормативным правовым актом, регламентирующим предоставление избирательным  комиссиям информации о наличии (отсутствии) у граждан Российской Федерации гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, является Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 589 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации»23.

Следует отметить, что  подобного рода сведения предоставляются МИД России лишь по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации применительно к федеральным избирательным кампаниям. Порядок, сроки и формы взаимодействия избирательных комиссий других уровней (избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, комиссий муниципальных образований, окружных и территориальных комиссий) с МИД России при проведении региональных и муниципальных выборов нормативно не урегулированы.

В настоящее время  европейскими международными организациями (в первую очередь, Советом Европы) предпринимаются активные усилия по предоставлению иностранным гражданам и лицам с множественным гражданством полного объема политических прав, адекватного правосубъектности граждан государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на то, что в каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Каждая избирательная система обладает собственной спецификой, касающейся применения тех или иных избирательных технологий. В настоящее время принято выделять три основных типа избирательных систем: мажоритарную (абсолютного и относительного большинства), пропорциональную и смешанную.

Для проведения выборов  вся территория страны или в зависимости  от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) - области, провинции, районы разбиваются на избирательные  округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирается от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией  в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организацию, пропагандистскую подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об "избирательной кампании" той или иной партии, того или иного кандидата и т.д.

Существует целый ряд  различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных  странах. В зависимости от сложившихся  в каждой стране традиций главой государства  или правительства или же парламентом  назначается  официальная  дата выборов.  С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

 Как правило, предвыборная  агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос. Срок  полномочий  выборных должностных  лиц  ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности.

Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преемственность политического руководства.

 

 

Список использованной литературы

 

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" //Российская газета, N 137-д, 30.06.2004.

3. Федеральный закон  от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации" // Парламентская газета, N 110-111, 15.06.2002.

4. Федеральный закон  от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации" // Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, N 21, ст. 1919.

5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 20 июля.

6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 15 июня.

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 31 июля.

 

 

Литература

 

1. Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 2009. Сер. 6. Вып. 4. N 27. С. 94 - 95.

2. Белов Г.А. Политология. Учебн. пособие. – М., 2009.- 304 с.

3. Вешняков А.  Законы о выборах у нас и в мире // Рос. Федерация. М., 2009.  N  18. С. 14-16.                                                             

4. Денис В. Выборы как индикатор политических процессов в постсоветской России // Власть. М., 2008. №3.                                        

5. Золотых А. Острейшая борьба впереди // Российская Федерация. 2009. N 8. С. 24 - 25.

6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. /Под ред. А.В.Иванченко. – М.: Издательство НОРМА, 2009. – 856 с.

7. Красинский В.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам ограничения прав российских граждан на участие в выборах в связи с наличием иностранного гражданства либо вида на жительство на территории иностранного государства. // http://www.roiip.ru/publication/publication255.htm.

8. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2003. С. 7, 79.

9. Лейкман Э., Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: Издательство иностранной литературы, 2008. С. 18.

10. Масловская М.В. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности. М., 2008.

11. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М. 2009. С. 53.

12. Основы социологии и политологии. Учебн. пособие / Под ред. А.О. Бороноева, М.А. Василика. – М.: Гардарика. 2009. – 408 с. 

13. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга – Москва: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций "Символ", 1997. С. 309.

14. Петров Н.  Выборы органов представительной власти // Мировая экономика и    международные отношения. – 2006. N 4. – с. 27-32. 

15. Путь наверх (Всегда ли дороги к победе проторенные и с фонарями – самые короткие?). Саратов, ООО «Научная книга», 2009. – 84с.

16. Райков Г.И, Песенко В.Н. История двух судебных дел // Журнал о выборах. 2009. № 6. С. 21-29.

 

Судебная практика

 

1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. №  797-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Рос. газ. 2007. 26 декабря.

2. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2007 г. № ГКПИ07-1426 по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Наджаряна С.Н., включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией «Либерально-демократическая партия России».

3. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2007 г. № ГКПИ07-1534 по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Нисанова Г.С., включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией «Либерально-демократическая партия России».

4. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. по делу № 35-ГО9-11.

1 Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга - Москва: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций "Символ", 1997. С. 309.

2 Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 2009. Сер. 6. Вып. 4. N 27. С. 94 - 95.

3 Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 2009. Сер. 6. Вып. 4. N 27. С. 94 - 95.

 

4 Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга - Москва: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций "Символ", 1997. С. 309.

5 Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М. 2009. С. 53.

6 Золотых А. Острейшая борьба впереди // Российская Федерация. 2009. N 8. С. 24 - 25.

 

7 Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. 1993. Вып. 4. N 27. С. 96.

8 Лейкман Э., Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: Издательство иностранной литературы, 2008. С. 18.

Информация о работе Участие граждан в избирательном процессе: порядок и условия