Участие граждан в избирательном процессе: порядок и условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ основных аспектов избирательного процесса в России.
Задачи:
- рассмотреть сущность избирательной системы и понятие выборов в России;
- рассмотреть особенности участия граждан России в избирательном процессе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса…………………….5
1.1 Сущность избирательной системы и понятие выборов…………………….5
1.2 Выборы и избирательная система в России…………………………………8
Глава 2. Участие граждан Российской Федерации в избирательном процессе…………………………………………………………………………..15
2.1 Особенности участия граждан России в избирательном процессе………15
2.2 Вопросы ограничения прав российских граждан на участие
в выборах.………………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Конституционное право Участие граждан в избирательном процессе порядок и условия.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок проведения которого определяется  Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы о введении поста президента (1991), о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР (1993), о принятии Конституции (1993).

Российское избирательное  законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления. Поэтому к действующим  законам принимаются поправки и  дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. были приняты федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и в части отмены голосования против всех кандидатов. 

Основные цели внесенных  изменений в избирательное законодательство – стимулирование развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе; корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий.

Особое значение придается  требованиям к порядку формирования федеральных списков кандидатов. При этом преследуется цель повысить информированность избирателей  не только о лидерах, возглавляющих  партийные списки, но и обо всех претендентах на депутатские мандаты.

С целью структурирования и дальнейшего поступательного  развития российского политического  пространства повышен заградительный барьер на выборах в Государственную  Думу с 5 до 7% голосов избирателей, преодолев  который партии смогут получить депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких платформах. При этом в любом случае в парламенте должны быть представлены партии, которые в сумме получили не менее 60% голосов избирателей от числа, принявших участие в голосовании. Такое требование позволяет при определенных обстоятельствах понижать 7% барьер. Например, если по итогам выборов с участием 10 партий 7% барьер преодолели 3 партии, набравшие в сумме лишь 58%, то в такой ситуации к распределению депутатских мандатов допускается и четвертая партия, у которой меньше 7%.

Начиная с 2006 года, установлены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября; отменен институт избирательных блоков на выборах всех уровней, так как практика показала, что блоки зачастую демонстрируют свою нестабильность, неработоспособность, приводящие к прекращению их существования; установлено ограничение величины заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы – не более 7%, чтобы не нарушать представительный характер органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Новые законы расширяют  права СМИ по освещению избирательных  кампаний. Журналисты теперь имеют  право находиться в помещении  для голосования в течение  всего времени работы избирательного участка, производить фото- и видеосъемку.

В целях поддержки  деятельности политических партий и  обеспечения их большей независимости  от «теневого» финансирования государственная  финансовая поддержка политических партий увеличена в десять раз - до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государственную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало более трех процентов избирателей. Согласно новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов - с 10 тыс. до 50 тыс. человек, причем более чем в половине субъектов Российской Федерации в состав ее регионального отделения должны входить не менее 500 членов. С 1 января 2007 года те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений.

В соответствии с новым  законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления. Число муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления увеличилось с 12,5 тысяч до 24 тысяч, при этом общее число депутатов представительных органов местного самоуправления составило более 250 тысяч человек. Практически все выборы во вновь образованных муниципальных образованиях были проведены в установленный законом срок до 1 ноября 2005 года. Сформированная публичная власть на муниципальном уровне с 1 января 2006 года приступила к своим полномочиям.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам.

 

2.2 Вопросы  ограничения прав российских  граждан на участие 

в выборах 

 

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав  и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Аналогичные ограничения  для кандидатов, связанные с наличием гражданства иностранного государства  либо вида на жительство или иного  документа, подтверждающего право  на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, закреплены в пункте 5.1 статьи  3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и статье 5 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»10.

Данное требование к  кандидатам, баллотирующимся на выборах  в органы государственной власти, было введено законодателем с  учетом интересов национальной безопасности в целях ограничения иностранного влияния на политические процессы, проходящие в Российской Федерации, а также укрепления политико-правовой связи избираемых народных представителей с российским государством11.

Конституционность и  обоснованность приведенных законодательных  положений была подтверждена решениями Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации. В Определении от 4 декабря 2007 г. №  797-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации обосновал правомерность ограничения пассивного избирательного права в связи с наличием гражданства иностранного государства.

Аналогичное дело было разрешено  Верховным Судом Российской Федерации  по заявлению В.К. Буковского об отмене постановления Центральной избирательной  комиссии РФ от 22 декабря 2007 г. № 80/644-5 «Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения  Буковского В.К. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей».12 В период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва по заявлению ЦИК России Верховным Судом РФ была отменена регистрация ряда кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, включенных в зарегистрированные федеральные списки кандидатов, в связи с отсутствием у них гражданства РФ либо наличием гражданства иностранного государства13.

Ограничение избирательных  прав в отношении лиц, имеющих  иностранное гражданство, применяется  в законодательстве большинства  государств. Гражданство представляет собой не только политическую принадлежность к конкретному государству, но и состояние подвластности, подчинения лица суверенной государственной власти. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой, как институт защиты прав и интересов государства14.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, «поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий  гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи  одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица – в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти – в  процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Между тем формально-юридическая  либо фактическая подчиненность  депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации»15.

Наличие иностранного гражданства  предполагает ограничение прав и  возможностей участия лица в управлении делами государства. В связи с  этим иностранные граждане не могут  избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, участвовать во всенародных референдумах, быть учредителями и членами политических партий.

Статья 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что «иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации»16.

В соответствии с Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» иностранные  граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме17.

Буквальное толкование пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» позволяет сделать вывод о наличии двух самостоятельных оснований ограничения пассивного избирательного права российских граждан:

- наличие гражданства  иностранного государства;

- наличие вида на  жительство или иного документа,  подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации» вид на жительство рассматривается законодателем  как документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию18.

Вид на жительство является документом, необходимым для регистрации  иностранного гражданина и лица без  гражданства по месту жительства.

Статус иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории государства (имеющего вид на жительство), качественно отличается от правового статуса иностранного гражданина, временно пребывающего в государстве19.

Иностранным гражданам, постоянно проживающим в государстве (имеющим вид на жительство), гарантируются  личные, социально-трудовые, имущественные, культурные права. Они могут вступать в общественные объединения, если это не противоречит их уставам. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Таким образом, наличие  вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, обладает двойственной правовой природой. С одной стороны, оно позволяет иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, реализовать свои избирательные права на муниципальных выборах и референдумах, проходящих в Российской Федерации. С другой стороны, оно ограничивает пассивное избирательное право граждан Российской Федерации, располагающих подобными документами.

Информация о работе Участие граждан в избирательном процессе: порядок и условия