Участие граждан в избирательном процессе: порядок и условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ основных аспектов избирательного процесса в России.
Задачи:
- рассмотреть сущность избирательной системы и понятие выборов в России;
- рассмотреть особенности участия граждан России в избирательном процессе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса…………………….5
1.1 Сущность избирательной системы и понятие выборов…………………….5
1.2 Выборы и избирательная система в России…………………………………8
Глава 2. Участие граждан Российской Федерации в избирательном процессе…………………………………………………………………………..15
2.1 Особенности участия граждан России в избирательном процессе………15
2.2 Вопросы ограничения прав российских граждан на участие
в выборах.………………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Конституционное право Участие граждан в избирательном процессе порядок и условия.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

На наш взгляд, политическая культура избирателей складывается, в частности, из следующих факторов: а) понимания необходимости прежде всего собственного участия в выборах и б) осознания того, что выборы - наиболее эффективный способ формирования политической власти, и каждый, кто стремится повлиять на политическую и экономическую ситуацию в государстве, должен активно участвовать в формировании представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Сегодня мы ищем оптимальную  модель избирательной системы, стремимся  обеспечить максимальные возможности каждому гражданину избирать и быть избранным. Но задача заключается и в том, чтобы люди поняли важность участия в выборах, ответственно относились к избирательной кампании. Вполне справедливо считать электорально-правовую культуру – культуру поведения граждан в выборах - неотъемлемым элементом избирательного процесса и оказывающим на него существенное влияние.

Важной чертой деятельности является, как отмечается в литературе, ее предварительная  продуманность. После того, как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, и выбирает средства и способы достижения цели, намечает последовательность своих будущих действий5.

Большинство избирателей, участвующих в голосовании, заранее  задумываются о том, кому из кандидатов и по каким причинам будет отдано предпочтение. В частности, по данным опроса, проведенного Всероссийским центром исследований общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 1996 г., многие граждане задолго до проведения выборов могли высказать свое мнение в отношении кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Так, 25 процентов избирателей отдали предпочтение Г. Зюганову - из тех, кстати, 65 процентов, которые уже твердо решили принять участие в голосовании. На втором месте был Б. Ельцин - 15 процентов. На третьем - 11 процентов - Г. Явлинский. И замыкал четверку В. Жириновский - 9 процентов. Заметим, что в январе 1996 г. разрыв между Зюгановым и Ельциным был огромен – в 20 процентов6. Кому принадлежала победа на тех выборах, всем известно.

Действия избирателей, а также средства, с помощью  которых они могут подтвердить  свое волеизъявление, прямо предусмотрены  в избирательном законе. В равной мере это относится и к кандидатам в тот или иной представительный орган, поскольку их действия осуществляются в рамках предусмотренных законом процедур. Например, предвыборная агитация может осуществляться только в допускаемых законом формах и законными методами.

Свое завершение деятельность находит в результате. Его не всегда отличают от цели, хотя ясно, что цель и результат - разные вещи. Цель деятельности и ее результат лежат в разных плоскостях, поэтому не могут быть тождественными. На этот момент порой не обращают внимания, определяя деятельность как целесообразную активность. Однако "целесообразная" - значит "сообразующаяся с целью", т.е. приводящая к цели. Поэтому можно понять, что всякая деятельность успешна, т.е. приводит к цели. Но все мы хорошо знаем, сколь часто наша деятельность бывает безуспешной или приводит к таким результатам, которые нами никак не предвиделись. Следовательно, о деятельности лучше говорить как о целенаправленной "активности", которая всегда направлена на достижение некоторой цели, хотя далеко не всегда к ней приводит. Вместе с тем деятельность всегда заканчивается каким-то результатом, пусть даже непредвиденным.

Результаты  конкретных выборов убедительно  показывают, насколько общественный рейтинг тех или иных кандидатов не совпадает с составом депутатов  в парламенте. Как отмечает А.А. Белкин, "продуктом" избирательного процесса является прежде всего депутатский корпус и иные избираемые должностные лица. Автор представляет возможным разделить результаты избирательного процесса на три составляющие. К первой он относит определенных субъектов с их личностными характеристиками и партийно-политической принадлежностью. Ко второй - политический (правительственный) курс, т.е. совокупность программ и проектов, достаточно четко отличающих одну легислатуру от другой, но все же таких, которые не меняют основные институты страны. Третья составляющая включает в себя модификацию именно основных государственных и юридических институтов страны, которая достигается через вновь сформированную легислатуру7.

Между тем само существование избирательного права  и рациональность отдельных избирательных систем должны быть, по мнению зарубежных ученых, направлены на достижение следующих задач:

а) парламент, отражающий основные направления общественного  мнения избирателей;

б) правительство, соответствующее воле большинства  избирателей;

в) избрание представителей, личные качества которых наиболее подходят для выполнения функций управления;

г) сильное и  устойчивое правительство8.

В роли субъекта деятельности могут выступать конкретные индивиды, та или иная социальная группа и общество в целом. Осуществляя необходимые действия, субъект вступает в разнообразные отношения, влекущие за собой создание конкретных прав, обязанностей и определенного состояния.

Природа субъектов  избирательного процесса является самой  многообразной, не подлежащей унификации. Здесь наряду с уполномоченными на то органами государства и местного самоуправления, должностными лицами - субъектами избирательного процесса - выступают и специально-сформированные субъекты-организаторы, к числу которых в первую очередь следует отнести различные избирательные комиссии, организующие подготовку и проведение выборов. Но самый главный участник избирательного процесса - избиратель, многочисленные граждане, обладающие избирательным правом (правом избирать и избираться). Таким образом, к субъектам избирательного права, а следовательно, и избирательного процесса следует относить физических и юридических лиц, обладающих избирательной правосубъектностью, т.е. обладающих избирательными правами и обязанностями и способностью к участию в избирательных правоотношениях.

Обобщая все вышеизложенное, можно прийти к следующему выводу: избирательный процесс является одной из форм социальной деятельности, в ходе которого между его субъектами возникают, развиваются и прекращаются урегулированные нормами избирательного права общественные отношения.

 

 

 

 

 

Глава 2. Участие граждан Российской Федерации в избирательном процессе

2.1 Особенности участия  граждан России в избирательном  процессе

 

В соответствии с п. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов. Многие позитивные перемены в нашей стране произошли именно потому, что качественное и регулярное проведение выборов становится одним из базисных условий обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации.

Вопрос об отношении к выборам  является также вопросом об отношении  к демократии. Как показывает политическая практика, в условиях политических кризисов, противостояния в обществе выборы являются важнейшим инструментом восстановления гражданского мира. Только они позволяют установить истинную расстановку политических сил, их фактическое, а не декларируемое влияние на общественные процессы9.

Президентские выборы 2004 г. были отмечены явным преимуществом действующего президента, что сказалось на активности избирателей – 64%. В связи с  высоким рейтингом В.В.Путина, политические партии выдвинули кандидатами в  президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Победу в первом туре одержал В.В.Путин, за которого проголосовало 71,31% избирателей. Органы власти в субъектах Российской Федерации также формируются на выборной основе. Последним субъектом Российской Федерации, в котором была избрана государственная власть, стала Чеченская Республика, где 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента республики, а 27 ноября 2005 г. был избран парламент.

Властные структуры, не зависящие  от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов, партий свободно и сознательно определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства.

 Демократические, свободные  и периодические выборы в органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, а также  референдум являются высшим непосредственным  выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме.

В 1993 г. нормы избирательного права  регулировались посредством указов Президента России. Смешанная избирательная  система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период.

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим  институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Статья 32 Конституции России предоставляет  гражданам Российской Федерации  «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т.д.

Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц.

Положения закона направлены на совершенствование  избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены  сроки федеральных избирательных  кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты – Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Формирование Совета Федерации определяется Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об  общих принципах организации  местного самоуправления» определил  порядок формирования местных органов  власти. Избирательным законодательством предусмотрено, что для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий может применяться Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Информация о работе Участие граждан в избирательном процессе: порядок и условия