Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Нарастающий поток публикаций в периодической печати и экономических журналах свидетельствует о повышенном интересе к проблемам реформирования естественных монополий. Тем более, что нередко именно на естественные монополии, их высокие тарифы возлагают вину за падение или недостаточно высокие темпы роста базисных отраслей материального производства, снижение жизненного уровня населения в нашей стране. Вместе с тем анализ обсуждаемых предложений показывает, что зачастую не только оценка деятельности, но и само понятие «естественная монополия» трактуется далеко неоднозначно.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современное состояние монополий в России: проблемы и перспективы 5
1.1. Особенности формирования и существования естественных монополий 5
1.2. Абсолютная монополия в России в начале XXI века 8
Глава 2. Правовые и экономические аспекты государственного регулирования естественных монополий 11
2.1. Государственное регулирование деятельности естественных монополий 11
2.2. Антимонопольное регулирование на примере РАО ЕС 15
Глава 3. Актуальные вопросы реформирования естественных монополий в Российской экономике 21
Заключение 25
Библиографический список 27

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование естесственных монополий.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

Введение

Понятие естественной монополии считается известным и легализованным в нашей стране с момента выхода 17.08.1995 г. федерального закона «О естественных монополиях»1. К настоящему времени разработаны, официально утверждены и приняты к исполнению концептуальные и программные документы о структурных социально-экономических преобразованиях в сферах естественной монополии2.

Нарастающий поток публикаций в  периодической печати и экономических  журналах свидетельствует о повышенном интересе к проблемам реформирования естественных монополий. Тем более, что нередко именно на естественные монополии, их высокие тарифы возлагают вину за падение или недостаточно высокие темпы роста базисных отраслей материального производства, снижение жизненного уровня населения в нашей стране. Вместе с тем анализ обсуждаемых предложений показывает, что зачастую не только оценка деятельности, но и само понятие «естественная монополия» трактуется далеко неоднозначно.

Знаем ли мы в действительности, что  такое естественная монополия. Кажется, что интуитивное представление о естественной монополии как об отрасли, в которой издержки ниже, если производство осуществляется одной фирмой, а не несколькими, совершенно прозрачно и не требует дополнительных комментариев. Однако это не так. Неясно, о каком понимании отрасли идет речь (например, о чистой или хозяйственной), каких издержках (полных или удельных, средних или приростных), о производстве одного продукта (услуги) или многих, каковы границы фирмы и т.д.

Кроме вопросов о понятии естественной монополии на современном этапе актуален вопрос государственного регулирования и реформирования деятельности естественных монополий.

Государственное регулирование естественных монополий обычно охватывает такие  вопросы, как обеспечение доступности  продукции любому платежеспособному лицу на равных условиях, безопасности производства и потребления, высоких стандартов качества. Решение данных вопросов больше связано с технической, отраслевой спецификой. Центральным же и наиболее сложным в экономическом и политическом отношении было и остается регулирование цен3.

Поскольку отсутствие приемлемой для  условий России теории реформ к началу их осуществления не является секретом и характерно как для экономики  в целом, так и для отдельных  ее секторов, постольку мероприятия по реформированию зачастую являются импульсивными, недостаточно обоснованными, носят хаотический характер, и логика реформ не укладывается в единую систему.

Объект исследования – современная экономика России.

Предмет исследования – естественные монополии как структурный элемент российской экономики.

Цель данной работы – исследование форм и методов государственного регулирования естественных монополий.

Задачи исследования:

- исследовать особенности формирования и существования естественных монополий;

- проанализировать  специфику абсолютной монополии в России в начале XXI века;

- исследовать  государственное регулирование  деятельности естественных монополий;

- проанализировать  антимонопольное регулирование  на примере РАО ЕС;

- выявить актуальные  вопросы реформирования естественных монополий в Российской экономике.

При написании  работы автор опирался на нормативно-правовые акты, научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных авторов, статистические материалы, материалы  периодической печати.

Структура и  объем работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих четыре раздела, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Современное состояние монополий в России: проблемы и перспективы

1.1. Особенности формирования и существования естественных монополий

В экономической практике и теории до сих пор нет ясной позиции  о критериях отнесения монополий  к естественным. Синтез слов «естество» и «монополия» является весьма относительным, и рассматривать его отдельно от внешней среды было бы некорректно. Принято считать, что к естественным «монополиям» относятся отрасли инфраструктуры, так как они характеризуются наиболее ярко выраженным эффектом масштаба. Но это не единственный идентификационный признак естественной монополии. Наиболее разумной представляется следующая логика. Слово «естественный» в данном смысле является синонимом слов «объективный», «оптимальный». Значит, естественные монополии - это отрасли, в которых монополия является оптимальной или объективной структурой в силу каких-либо обстоятельств, определяемых типом рынка.4

Критериев, подтверждающих оптимальность  монополии производителя, может  быть множество. Одним из наиболее распространенных критериев является экономия издержек производителя и, соответственно, снижение цен на продукцию в результате, так называемого, эффекта масштаба. Однако могут быть и другие причины. Например, высокие капитальные затраты входа в отрасль. Действительно, с позиций регионального развития создание компании - второго производителя в рамках географических и продуктовых границ одного товарного рынка невыгодно не только из-за потери эффекта масштаба, но и из-за значительного отвлечения финансовых ресурсов из других сфер хозяйственной жизни. Поэтому структура любого отраслевого рынка должна рассматриваться относительно того или иного уровня экономической системы (национальной экономики, региона). И монополия может быть естественна, или оптимальна в зависимости от состояния данной системы в конкретный период времени.5

Исследование особенностей функционирования естественных монополий целесообразно  начать с рассмотрения сугубо экономического аспекта: закономерностей поведения  издержек производства в соответствии с неоклассической теорией.

В отраслях – естественных монополиях - с увеличением производства независимо от объема выпуска происходит снижение средних издержек. Функция издержек естественной монополии отличается свойством субаддитивности. Данная особенность естественной монополии возникает при следующих обстоятельствах: технология отрасли предполагает положительную отдачу от эффекта масштаба при любом объеме выпуска; эксплуатация одних и тех же производственных мощностей позволяет выпускать многономенклатурную продукцию (гибкость производственной системы).

Основным экономическим барьером входа в отрасль – естественную монополию являются чрезвычайно высокие необратимые издержки входа, обусловленные значительной капиталоемкостью таких отраслей, а также длительность временного лага, необходимого потенциальному конкуренту для входа в отрасль.

Неэкономическая причина – способность  воздействия на органы исполнительной и законодательной властей, лоббирование интересов естественной монополии  благодаря таким особенностям финансовой олигархии, как система участия, личная уния и долговременные связи.

Естественные монополии являются неотъемлемой частью экономики любого государства, хотя отношение экономистов  к их исключительному положению, так же, как и к монополизму  в целом, характеризуется прямо  противоположными взглядами. Так или иначе, деятельность естественных монополий подлежит государственному регулированию. Во-первых, спрос на продукцию естественных монополий характеризуется низкой эластичностью, что позволяет манипулировать ценами и ограничивать объем выпуска по сравнению с оптимальными для общества. Во-вторых, естественные монополии составляют «костяк» национальной экономики, обеспечивают взаимодействие между регионами и экономическую безопасность страны в целом.6

К основным формам государственного регулирования можно отнести: ценообразование продукции; ограничение доходности естественных монополий; регулирование отношений собственности на естественные монополии.

Общей целью установления цен на продукцию естественных монополий  является снижение потерь общественного  благосостояния, не жертвуя при этом производственной эффективностью. Существуют различные модели государственного ценообразования: ценообразование по предельным издержкам; ценообразование по Рамсею (установление «социально справедливой цены»); ценообразование по издержкам пиковой нагрузки.

Ценой, обеспечивающей равновесие на рынке, является цена, равная предельным издержкам. Однако в случае, когда, несмотря на положительный эффект масштаба и  убывающий характер функции средних  издержек, средние издержки при любом объеме выпуска превышают предельные, назначение Парето-эффективной цены должно сопровождаться государственным субсидированием.

Если рассматривать общественное благосостояние в целом, то теоретически ценообразование по предельным издержкам  имеет больше положительных моментов, чем отрицательных. С одной стороны, происходит рост потребительского излишка, с другой – компенсация убытков естественной монополии в виде субсидий, то есть средств налогоплательщиков.

Согласимся с С.Б. Авдашевой и  Н.М. Розановой, что потери благосостояния от повышения налогов государство редко способно (если вообще когда-либо способно) компенсировать выигрышем от осуществления отраслевой политики7. Помимо объективно высоких издержек, связанных с перераспределением средств через бюджет, в России существует и специфическая «традиция» нецелевого использования государственных финансов. Кроме того, государственное субсидирование порождает проблему мотивации управляющих естественными монополиями к минимизации издержек и инновационному развитию. Уверенность менеджеров в компенсации убытков делает монополизм явлением сугубо негативным и все аргументы в его защиту становятся ничтожными. Таким образом, выигрыш общества от регулирования цен по предельным издержкам может не только не дать эффекта, несмотря на теоретические предпосылки, но даже не покрыть потерю производственной эффективности. Регулирование деятельности естественных монополий объясняется стремлением сократить количество злоупотреблений монопольным положением и обеспечить общественное благосостояние путем перераспределения ресурсов. В процессе эволюции антимонопольного законодательства были выработаны методы прямого и косвенного воздействия, ни один из которых нельзя назвать совершенным.

Таким образом, можно сказать, что  объективная экономическая причина формирования естественной монополии – специфическое свойство субаддитивности (подчиненности) издержек, основанное на положительном эффекте масштаба производства (то есть, чем выше объем выпуска, тем меньше средние издержки). Технологические особенности производства определяют убывающий характер функции средних издержек на всем множестве допустимых значений, соответственно, демонополизация возможна только при создании более совершенной технологии. В случае ограниченной емкости рынка субаддитивность издержек имеет локальный характер, и разрушение естественной монополии происходит в случае сильного роста спроса на ее продукцию.

От общих аспектов теории естественной монополии логично перейти к  выявлению состояния российских естественных монополий, тем более что вопрос их реформирования является достаточно острым и широко обсуждаемым.8

1.2. Абсолютная монополия в России в начале XXI века

Чтобы перейти к современной  рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом — абсолютной рыночной монополией — и финишем — развитым рынком дистанция огромного размера.

За период с 1992 по 2012 г. наша страна продвинулась к развитому рынку незначительно. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач —  ограничение рыночной власти абсолютных монополий рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.

На сегодняшний день совокупный удельный вес четырех естественных монополий (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Транснефть», МПС) в российском ВВП в текущих ценах за последнее десятилетие возрос в полтора раза – с 8,8 до 12,5%. Максимальных относительных размеров объем производства (в денежной оценке) естественных монополий достигал в 2005-2008 гг., когда его совокупная доля составляла 17-18%. Однако удельный вес в ВВП в постоянных ценах не только не возрос, но и сократился – с 11,3 до 11%. Следовательно, прирост денежной оценки объемов производства произошел исключительно за счет опережающего роста цен. С декабря 2001 г. по декабрь 2012 г. цены в электроэнергетике выросли в 23503 раза, в газовой промышленности – в 35630, на железнодорожном транспорте – в 17754, на трубопроводном – в 20267 раз, в то время как цены производителей промышленной продукции увеличились в среднем в 10301 раз, а потребительские цены – в 8578 раз.9

Финансовые ресурсы, получаемые естественными  монополиями за счет опережающего роста  цен, направляются на осуществление  как текущих, так и капитальных  затрат: увеличение числа занятых; рост заработной платы; осуществление инвестиций.

В то время как численность всех занятых в российской экономике  в 2001–2012 гг. сократилась на 13%, в электроэнергетике она возросла на 65% (с 563 до 927 тыс. чел.), в трубопроводном транспорте – более чем удвоилась (с 85 до 186 тыс. чел.), в газовой промышленности – более чем утроилась (с 28 до 85 тыс. чел). Лишь на железнодорожном транспорте количество занятых сократилось, хотя темпы сокращения здесь были ниже, чем в среднем по всей экономике, на 9%.

Если в 2001 г. средняя зарплата в  четырех естественных монополиях превышала  среднюю по всей экономике на 24%, то в 2012 г. – уже на 80%. Доля монополий в фонде заработной платы всей страны за это время удвоилась (в том числе доля электроэнергетики увеличилась в 2,2 раза, трубопроводного транспорта – в шесть, а газовой промышленности – в десять раз).

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий