Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание

Среди множества актуальных проблем в сфере исследований рынка и государственного регулирования экономики вопрос о целесообразности и последствиях реформирования естественно-монопольных структур занимает не последнее место.

Содержание

1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
1.1. Понятие, причины возникновения естественной монополии
1.2. Потери общества от действия монополий и Х-неэффективность
1.3. Сущность государственного регулирования естественных монополий
2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕНЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
2.2. Регулирование доходности естественной монополии
2.3.Способы государственного регулирования естественных монополий - внедрение конкуренции на рынок естественных монополий
3.РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Гос. регулирование ЕМ.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

11

 

Содержание

 

1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ  МОНОПОЛИЙ

1.1. Понятие, причины возникновения естественной монополии

1.2. Потери общества от действия монополий и Х-неэффективность

1.3. Сущность государственного регулирования естественных монополий

2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕНЫХ МОНОПОЛИЙ

2.1. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий

2.2. Регулирование доходности естественной монополии

2.3.Способы государственного регулирования естественных монополий -  внедрение конкуренции на рынок естественных монополий

3.РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ  МОНОПОЛИЙ

1.1. Понятие, причины возникновения естественной монополии

 

Естественной называется такая монополия, в основе деятельности которой лежит особая технология производства, не позволяющая конкурентам войти на отраслевой рынок с меньшими издержками.  Как правило, совокупный отраслевой спрос на специфических рынках эффективно покрывается одной фирмой в национальной экономике или регионе. Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.[1]

Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наи­лучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. Напри­мер, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, поч­товая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, кото­рое, несомненно, является монополистом.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать есте­ственную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки.

1) фирмы, естественные монополисты, наиболее эффек­тивно функционируют в том случае, когда на рынке отсут­ствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет эконо­мить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину соста­вляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги нахо­дится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

2) барьеры входа на рынок для других фирм. Издержки, свя­занные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогич­ных по специализации фирм в принципе не может быть оку­плена;

3) естественная монополия характеризуется низкой эла­стичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет замените­лей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потреби­тельский спрос на него не меняется в зависимости от дина­мики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

4) деятельность фирмы-монополиста построена по сете­вому принципу. Головная организация имеет широкие географические и экономические связи со всеми филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механиз­мом его функционирования.

Естественные монополии встречаются в двух вариантах. Первый тип — природная монополия. Она образуется посред­ством барьеров, создаваемых самой природой. Например, гео­логоразведочная компания открыла уникальный в своем роде источник природных ресурсов и приобрела в свою собствен­ность участок земли, на котором это месторождение располо­жено. Ко второму типу относятся технико-экономические монополии. Они появляются под воздействием каких-либо технических или экономических факторов. При этом имеет место эффект масштаба, что заставляет фирмы расширять зону своего влияния и собственные размеры в целях снижения затрат на единицу изготовленной продукции. Например, сеть канализации, поступление газа, свет.[2]

Таким образом, естественная монополия — это самый оптимальный вид монопольной структуры.  Сферы деятельности естественных монополий:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 

1.2. Потери общества от действия монополий и Х- неэффективности

 

Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм.

Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства, можно рассмотреть, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (предполагая, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек) (см.рис. 1).

В условиях монополии будет производиться QM единиц продукции по цене РM (МС = MR), в условиях совершенной конкуренции – QС по цене РС - (Р = МС).

Излишки потребителя определяются на графике площадью, ограниченной линией спроса и рыночной ценой. Таким образом, покупая при монополии меньше продукции и по более высокой цене, потребители теряют часть излишка, показанную на графике площадью А + В.

 

Рис. 1. Ущерб, приносимый монополией

 

Излишки производителя на графике – площадь, ограниченная линией МС и рыночной ценой. Монополист получает дополнительный излишек, обозначенный прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С. Таким образом, его дополнительный излишек составит А - С.

Площадь на графике, равная сумме В + С, – это полные чистые убытки от монопольной власти, то есть ущерб, наносимый монополией обществу. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.

Политика государства по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательства, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.[3]

Х-неэффективность. Возникновение понятия Х-неэффективности монополии связанно с тем, что монополия является менее эффективной чем конкуренция, т.к. у монополиста снижаются стимулы минимизировать издержки. Х-неэффективность представляет собой разницу между эффективным уровнем издержек в отрасли (при конкуренции) и реальным уровнем издержек монополиста. Х-неэффективность представлена на рис. 2.

Рис. 2. Потери общества при Х-неэффективности.

Предположим, что издержки в условиях свободной конкуренции равны АСХ=МСХ. Количество выпускаемого товара QC реализуется по цене РС.

В условиях монополии при той же кривой D уровень издержек возрастет до уровня АСМ=МСМ, а уровень выпуска и цена будут соответственно QM и РМ.

Потребительский излишек в таком случае сократиться с величины РС до Рм при этом треугольник AFE будет показывать величину «мертвого груза», а прямоугольник LHFPC потери в результате Х-неэффективности. Отсюда следует, что ресурсы в размере площади прямоугольника LHFPC используются неэффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сущность государственного регулирования естественных монополий

 

Под государственным управлением естественными монополиями понимается целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые субъекты и преследует своей целью достижение требуемых макроэкономических показателей. Под системой управления естественными монополиями Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов управления естественными монополиями, функционирующих в целях достижение требуемых макроэкономических показателей. Организацию управления естественными монополиями осуществляют органы управления естественными монополиями. К государственным органам управления естественными монополиями относятся федеральный орган исполнительной власти – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа; Федеральная служба по тарифам Российской Федерации, уполномоченная осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Основной целью государственной антимонопольной политики является обеспечение эффективного использования рыночных механизмов для поддержания нормального конкурентного климата.

Регулирование деятельности естественных монополий – комплексный процесс с вовлечением в него большого количества участников со стороны государственных органов и различного рода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах потребителей, так и самих монополий.

Естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях. [4]

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность.

По закону «О естественных монополиях» сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуг общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Государственное регулировании цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения.

Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных  монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа – выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.[5]

 

 

 


11

 

2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕНЫХ МОНОПОЛИЙ

2.1. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий

 

Задача ценообразования на продукцию естественных монополий - установить цены, которые:

- гарантировали бы производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, т. е. в том, который был бы при совершенной конкуренции;

- обеспечивали бы самофинансирование предприятия.

С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы продукции, расходы потребителя можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы становятся функцией вида F + P · Q).

1.      Линейное ценообразование

Предположим, кривая спроса (D) пересекает линию средних затрат (LAC) в точке минимума последней, т. е. мощности предприятия обеспечивают наличие возрастающей отдачи от масштаба для всего объема продукции, который следовало бы производить для достижения эффективности (т. е. который был бы в условиях совершенной конкуренции) (см. рис. 3).

Естественная монополия выбрала бы объем производства QM и соответствующую ему цену PM. Экономическая прибыль составила бы площадь прямоугольника PMABC, а величина ущерба от существования монополии - площадь фигуры AME.

 

 

Рис. 3. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.

 

Регулирующий орган должен был бы установить цену на уровне предельных затрат (PK), что привело бы к росту объема производства до уровня, который имел бы место в условиях совершенной конкуренции (QK). Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, предприятие получает только нормальную прибыль. Вследствие роста объемов производства до конкурентного уровня исчезает и ущерб от существования монополии.

Рассмотренный случай, когда мощности предприятия точно соответствуют объему спроса, максимально упрощен. Чаще спрос на продукцию естественного монополиста пересекает линию средних затрат слева от точки минимума последней (см. рис. 4). При эффективном объеме производства (QK) средние затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования по предельным затратам приводит к возникновению убытков (L), равных площади прямоугольника PKEGH.

В рамках линейного ценообразования цены можно зафиксировать на уровне средних затрат (PAC). В этом случае предприятие не получает ни экономической прибыли, ни убытков, но объем производства (QAC) ниже эффективного (QK).

 

Рис. 4. Ценообразование по предельным и средним затратам.

 

2.      Нелинейное ценообразование

Наиболее простой случай нелинейного ценообразования - установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей: MC + L/N.

Приведенная формула представляет пример недискриминационного двуставочного тарифа. Однако с точки зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.

 

 

2.2. Регулирование доходности естественной монополии

 

Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования цен естественных монополий через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие (rate-based regulation). Исходная предпосылка такова: капитал, инвестированный в фирму - естественную монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Норма доходности определяется по следующей формуле:

                                              (1)

где RR - норма доходности; TR - общая выручка; TC - общие затраты; IC - инвестированный капитал.

Поскольку в конечном счете через установление нормы доходности регулируется цена выпускаемой продукции, перепишем эту формулу следующим образом:

                                               (2)

 

Откуда,

                                             (3)

 

Норма доходности применяется регулирующим органом к величине инвестированного капитала. В этой связи возникает вопрос, как оценивать инвестированный капитал - по рыночной или по бухгалтерской (первоначальной) ценности активов. Если предприятие не акционировано или не существует рынка его акций, на котором определяется рыночная капитализация (стоимость предприятия), истинная рыночная ценность фирмы неизвестна. Она подменяется некими приближенными расчетами рыночной ценности отдельных видов активов, которые должны проводиться достаточно регулярно. Подобные переоценки ценности части активов - процесс достаточно произвольный, на который предприятия могут активно влиять. Соответственно они получают возможность воздействовать на цену продукции, а через нее и на величину прибыли. По этой причине в развитых странах для целей установления нормы доходности естественных монополий используются бухгалтерская (первоначальная за минусом износа) ценность основных средств и ценность оборотных активов. В какой-то степени подобный подход стимулирует избыточные инвестиции естественных монополий - из формулы видно, что чем выше величина инвестированного капитала, тем больше может быть цена продукции и прибыль компании.

Ключевую роль при определении цены играет уровень общих затрат. Включение их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу "затраты плюс". Естественно, что фирмы будут стремиться завысить свои затраты. Благодаря государственной защите от конкуренции у естественных монополистов нет стимулов для повышения эффективности функционирования предприятия, включая снижение уровня затрат. Таким образом, предприятие может получить прибыль при любом уровне затрат. Для получения более точной информации о затратах, необходимых для производства товаров или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам регулирования нужно либо самим проводить аудит и анализ затрат предприятия, либо, что предпочтительнее, нанимать для этих целей независимые аудиторско-консультационные фирмы. Но даже проведение независимой оценки не даст точной информации о затратах по целому ряду причин.

1. Предприятия - естественные монополисты, как уже указывалось, обычно работают и на смежных рынках. В результате возникает проблема адекватного распределения косвенных затрат, решить которую до конца не представляется возможным - не существует единственного верного и точного способа распределения косвенных затрат.

Если имеется потенциально конкурентный рынок, близкий по технологическим признакам к естественной монополии, предприятие-монополист будет стремиться остаться единственным поставщиком на этом рынке, получая высокие прибыли. Примерам может быть монопольное положение "Газпрома" в добыче и транспортировке газа. Но, привлеченные высоким уровнем прибыли, на этот рынок будут стремиться войти новые фирмы. Естественные монополии пытаются противодействовать им, ссылаясь на интегрированность отрасли и технологические взаимосвязи, а также на то, что имеет место определенное перекрестное субсидирование производства продукции на монопольном рынке за счет прибылей потенциально конкурентного рынка. Железные дороги, например, ссылаются на необходимость увеличения тарифов на перевозки, если рынок обслуживания пассажиров и грузов будет открыт для сторонних фирм. Это и один из аргументов за сохранение государственной собственности на высокоприбыльные объекты потенциально конкурентного рынка (например, сохранение вокзалов в структуре РЖД и соответственно в государственной собственности). На деле такого рода "забота" о потребителях на монопольном рынке - лишь стремление сохранить свои "империи" и не допустить конкуренции.

2. Цены на приобретаемые естественной монополией ресурсы постоянно меняются, что приводит к непредсказуемому изменению уровня затрат.

Регулирование нормы доходности предполагает, что предприятие увеличит цены, только если возрастут затраты и соответственно потребуется более высокая выручка для получения прежней доходности на капитал. Даже если опустить очевидные трудности, связанные с оценкой величины инвестированного капитала и уровня затрат, регулирование естественных монополистов путем фиксации нормы доходности имеет очевидный недостаток - у компаний отсутствуют стимулы для повышения эффективности своей работы, ведь при увеличении затрат можно просто поднять цену.

 

2.3. Внедрение конкуренции на рынок естественных монополий

 

Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Полное отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Вопрос выбора масштаба фактической и потенциальной конкуренции в каждом конкретном случае служит предметом особого решения. Принимая такое решение, необходимо адекватно определить рынок естественной монополии и по возможности сузить сферу деятельности, где конкуренция невозможна или нежелательна. Так, рынок природного газа традиционно относится к естественной монополии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого слова является лишь газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с достаточно высоким уровнем конкуренции. Точно так же в рамках отрасли железнодорожного транспорта можно выделить относительно обособленные сегменты: прокладка железнодорожных путей, эксплуатация и собственно железнодорожные перевозки - причем первый и третий сегменты являются потенциально конкурентными. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей.

Цена предложения фирмы за право действовать в отрасли в одиночку зависит от ее ожиданий относительно будущего потока прибыли. Чем больше ожидаемая монопольная прибыль в отрасли, тем выше будет конкуренция на стадии тендера за право покупки франчайзы и тем выше уровень цены предложения. Уплаченную сумму можно рассматривать как компенсацию за злоупотребление рыночной властью. Однако государство в состоянии увязать конкуренцию за право доступа в отрасль с обязательствами фирмы - естественной монополии поставлять продукцию по возможно более низкой цене.

Преимущества франчайзинга как метода регулирования отрасли естественной монополии заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не были выполнены должным образом. Безусловно, с использованием системы франчайзинга связан ряд объективных проблем. Организация тендера предполагает конкуренцию между значительным числом независимых фирм, которые обладают одинаковым доступом к необходимой для принятия решения информации. Однако на практике число фирм, конкурирующих за франчайзу, ограничено, так что существует опасность сговора между ними. Кроме того, если в отрасли уже действует какая-либо фирма, то она обладает явными преимуществами перед независимыми фирмами-аутсайдерами, поскольку ее опыт и информационные возможности выше.

Непростым вопросом служит определение срока действия франчайзы. Поскольку осуществление деятельности в отрасли влечет за собой необратимые издержки (включая издержки по получению  франчайзы),  более продолжительный контракт способен привлечь большее число фирм, особенно крупных. Краткосрочный контракт может снизить стимулы фирмы к инвестированию, так как фирмы будут опасаться расторжения контракта и потери всех необратимых затрат, связанных с его получением. С другой стороны, краткосрочный контракт в большей степени может учесть все возможные последствия изменения рыночных условий, что снижает риск оппортунистического поведения фирмы-франчайзера.

Чем продолжительнее срок действия контракта, тем труднее специфицировать его условия, тем выше риск его невыполнения и ожидаемые издержки мониторинга выполнения соглашения.[6]

 

 

 

 

 

 

3. РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

             

Среди множества актуальных проблем в сфере исследований рынка и государственного регулирования экономики вопрос о целесообразности и последствиях реформирования естественно-монопольных структур занимает не последнее место. Основная задача этого процесса - создание конкурентного рынка и привлечение потенциальных инвесторов в целях развития данного сектора экономики. Реформирование уже затронуло некоторые отрасли, - например, реформа монополии в сфере электроэнергетики, на базе которой создан ряд независимых компаний. С одной стороны, мероприятия по реструктуризации вертикально интегрированных компаний, многие из которых являются монополистами в своей отрасли, призваны создать на рынке свободную конкуренцию и тем самым привлечь в реформируемую отрасль дополнительные инвестиции. С другой стороны, нельзя не учитывать возможность неконтролируемого роста цен и тарифов на производимые данными предприятиями товары и услуги. В таком случае может возникнуть процесс отмирания «невыгодных» (с точки зрения рынка) видов деятельности внутри реформируемых отраслей, которых в России довольно много. К примеру, в сфере железнодорожных перевозок низкорентабельными, а иногда и убыточными видами деятельности являются некоторые виды пассажирских перевозок.

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.

Старт реформированию железнодорожного хозяйства России фактически дало само создание ОАО «РЖД». Предполагалось, что до 2010 года грузовые и пассажирские перевозки должны быть разделены (попутно должно было исчезнуть перекрёстное субсидирование этих направлений деятельности), большая часть этих рынков должна достаться частным игрокам, а в руках государственной монополии — ОАО «РЖД» — в итоге должны были остаться лишь железнодорожные пути и сопутствующая инфраструктура.

ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС остались лишь функции государственного регулирования). РЖД получило 987 предприятий из 2046, составлявших систему МПС[7]. При этом технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились.

В 2001 года Правительством Российской Федерации была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Цели реформы железнодорожного транспорта, определенные программой

                    Повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития.

                    Формирование единой гармоничной транспортной системы страны.

                    Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом.

                    Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Задачи и принципы, направленные на достижение целей реформы

                    Разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности.

                    Сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления.

                    Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками.

                    Совершенствование тарифной политики.

                    Дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров.

                    Недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора.

                    Обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава.

                    Выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек.

                    Обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета.

                    Осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта.

                    Повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий

Реализацию реформы предусматривалось осуществить в течение трех последовательных этапов.

I этап реформы (2001-2003 гг.)

Основные задачи

1. Разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО "Российские железные дороги".

2. Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.

II этап реформы (2003-2005 гг.)

Основные задачи

1. Создание ДЗО ОАО "РЖД", осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности (грузовые перевозки, пригородные пассажирские перевозки, сервисные предприятия, машиностроение, телекоммуникации, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта).

2. Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.

3. Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

III этап реформы (2006-2010 гг.)

Основная цель третьего этапа в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте – создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок.

1. Доведение доли частного грузового подвижного состава до 100%.

2. Продолжение реформирования пассажирского комплекса (создание Федеральной пассажирской компании и Пригородных пассажирских компаний).

3. Передача в частную собственность "сервисных" ДЗО ОАО "РЖД" (ремонтного комплекса, сервиса подвижного состава, строительства и ремонта инфраструктуры, логистики).

4. Привлечение инвестиций в отрасль через продажу пакетов акций ДЗО ОАО "РЖД" частным компаниям.

5. Заключение "сетевого контракта" между Правительством РФ и ОАО "РЖД" (сетевой интегратор).

Основные задачи:

1. Развитие конкуренции на рынке грузовых перевозок.

2. Развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное открытие этих видов деятельности для доступа частного капитала.

3. Развитие конкуренции на рынке частных пассажирских перевозок. Разработка единой стратегии повышения качества пассажирских услуг.

4. Привлечение инвестиций, повышение капитализации холдинга, в том числе за счет эффективного вывода акций дочерних компаний на фондовый рынок и формирования на этой основе дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.

5. Повышение глобальной конкурентоспособности ОАО "РЖД" для укрепления позиций на российском и международном транспортных рынках.

6. Улучшение качества транспортного обслуживания и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" (повышение рентабельности капитала, увеличение прибыли на основе эффективного управления затратами и снижения себестоимости, повышение доходов за счет увеличения доли высокорентабельных сегментов грузовых перевозок и др.).[8]

Старт реформированию железнодорожного хозяйства России фактически дало само создание ОАО «РЖД». Предполагалось, что до 2010 года грузовые и пассажирские перевозки должны быть разделены (попутно должно было исчезнуть перекрёстное субсидирование этих направлений деятельности), большая часть этих рынков должна достаться частным игрокам, а в руках государственной монополии — ОАО «РЖД» — в итоге должны были остаться лишь железнодорожные пути и сопутствующая инфраструктура.

Фактически к этому времени в частные руки ушла лишь четверть рынка грузоперевозок (их доля на 2010 год оценивалась в $10 млрд). Плата за инфраструктуру и локомотивы собирается ОАО «РЖД». На 2010 год большая часть грузового вагонного парка находилась в руках частников. Ряд экспертов утверждал, что либерализация «вагонного» рынка — чуть ли не единственный существенный результат реформы.[9] Вместе с тем, отмечалось, что итогом приватизации грузового вагонного парка стал резкий рост простоя вагонов (в три раза) и пробега пустых вагонов.

Еще одним этапом в структурном реформировании является пригородная реформа.  В 2011 году начали свою хозяйственную деятельность ОАО «Южно-Уральская пригородная пассажирская компания», ОАО «Центрально-Черноземная пригородная пассажирская компания», ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» и ОАО «Пассажирская компания Сахалин». Согласно структурной реформе железнодорожного транспорта, пригородные пассажирские перевозки будут осуществляться исключительно пригородными пассажирскими компаниями. К концу 2011 года их общее количество достигнет 27, и они станут осуществлять пассажирские перевозки во всех 73 субъектах РФ, где существует пригородное железнодорожное сообщение. При этом пригородные пассажирские компании создаются как с участием субъектов РФ, так и без их участия, в случае если органы власти субъектов РФ не дают согласия на участие в уставном капитале пригородных пассажирских компаний.[10]        

Таким образом, основной целью реформирования железнодорожного транспорта должна быть, прежде всего, эффективность функционирования отрасли как целостной инфраструктурной системы, и применительно к этой цели необходимо просчитать целесообразность применения тех или иных моделей в этой области, будь то конкуренция или государственное управление. С учетом всех особенностей железнодорожного транспорта необходимо оценить потенциальные риски дальнейших мероприятий по реализации конечного этапа программы реформирования и при необходимости внести соответствующие корректировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1 Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» — Российская Газета №48

Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: «Магистр» – 1998. – С. 320

3 Анализ отраслевых рынков: Учебник. / Под ред.  Рой Л.В., Третьяк В.П.,. М.:  - ИНФРА-М., 2008.- С. 442

4 Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика,2003. – С. 480

5 Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – М.: Омега – Л.  – С. 456.

6 Цены и ценообразование: Учебник для вузов. / Под ред. В. Е. Есипова, М.:  - ИНФРА-М., - С. 345

7 Алиев Али, Пригородные электрички.// Эксперт on-lain, 12.01.2011,№1

8 Елена Мазнева, Алексей Непомнящий, Евгения Письменная. Реформы мимо цели. // Ведомости, 30.03.2011, № 55

9 http://www.gramotey.com // Микроэкономика: конспект лекций.

10 http://www.rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=1349// Статья президента ОАО "РЖД" В. Якунина "Десять шагов к эффективности"

 

 

 

 


[1] Рой Л.В., Третьяк В.П., Анализ отраслевых рынков: Учебник. М.:  - ИНФРА-М., Ст.193

[2] Микроэкономика: конспект лекций.// http://www.gramotey.com/?open_file=1269098865#TOC_id1023436

[3] Цены и ценообразование: Учебник для вузов. / Под ред. В. Е. Есипова. — СПб.: Питер. Ст.215

[4] Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – М. : Омега – Л. – С. 256.

[5] Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика,2003(480)-369с

[6] С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: «Магистр» – Ст. 107

[7] Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти — Российская Газета

[8] Статья президента ОАО "РЖД" В. Якунина "Десять шагов к эффективности"//http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=1349

[9] Елена Мазнева, Алексей Непомнящий, Евгения Письменная. Реформы мимо цели. // Ведомости, 30.03.2011, № 55

[10] Алиев А. Пригородные электрички.// Эксперт on-lain. – 2011. -№1

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий