Государственная политика регулирования естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории;
определить роль естественной монополии в экономике;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 - 4
Глава I. Естественные монополии: общая характеристика, методы и органы регулирования…………………………………………………………………......5
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования………………………………………….....5 - 9
1.2 Методы регулирования деятельности естественных монополий…………………………………………………………………..10 – 14
1.3 Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий…………………………………………………………………...15 - 21
Глава II. Результативность государственной политики регулирования естественных монополий………………………………………………………..22
2.1 Особенности государственного регулирования естественных монополий…………………………………………………………………..22– 25
2.2 Ценовые методы регулирования естественных монополий….26 - 31
Заключение………………………………………………………………….32 - 33
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа(изменённая).docx

— 65.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Экономический факультет

Кафедра Общей экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Государственная  политика регулирования  естественных монополий» 
 
 

                                                                                       Выполнил: студент 2 курса

                                                                                       группы 2.1 ЭТ

               Рябинина И.С.

               Научный руководитель:

               ст. преп. Еникеева Д.Д.

 

Уфа - 2011

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………..3 - 4

Глава I. Естественные монополии: общая характеристика, методы и органы регулирования…………………………………………………………………......5

          1.1 Природа естественных монополий  и возможности их государственного  регулирования………………………………………….....5 - 9

      1.2 Методы регулирования деятельности  естественных монополий…………………………………………………………………..10 – 14

     1.3 Функции и полномочия органов  регулирования естественных монополий…………………………………………………………………...15 - 21

Глава II. Результативность государственной политики регулирования естественных монополий………………………………………………………..22

           2.1 Особенности государственного  регулирования естественных монополий…………………………………………………………………..22– 25

       2.2 Ценовые методы регулирования естественных монополий….26 - 31

Заключение………………………………………………………………….32 - 33

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Существует  огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать  монополистическую составляющую в  качестве причины этого несовершенства.

     Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность  воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное  положение является желанным для  каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с  конкуренцией. А также монопольное  положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного  товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения  более высокой прибыли.

     Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где  имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для  вхождения других.

     Тема  естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

     Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

       определить сущность понятия  естественная монополии в рамках современной теории;

     определить  роль естественной монополии в экономике;

     рассмотреть законодательные аспекты в отношении  естественной монополии;

     изучить приоритетные задачи государственной  политики в сферах естественных монополий.

     Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.

     Предметом изучения является государственное регулирование естественных монополий в РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Естественные монополии: общая характеристика, методы и органы регулирования.

1.1 Природа естественных  монополий и возможности  их государственного  регулирования.

     Монополия - фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[1,С.12] С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

     "Естественная  монополия  -  состояние  товарного   рынка,  при  котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие  конкуренции  в силу технологических  особенностей  производства  (в  связи  с  существенным понижением издержек  производства  на  единицу  товара  по  мере  увеличения объема  производства),  а  товары,  производимые   субъектами   естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи  с чем спрос на  данном  товарном  рынке  на  товары,  производимые  субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на  этот товар, чем спрос на другие виды товаров.  Субъектом  естественной  монополии является хозяйствующий субъект  (юридическое  лицо),  занятый  производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии"[3,С.5-6].

           Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея  более низкие  издержки,  чем  были  бы  издержки  у  ряда  конкурирующих   с   ним хозяйствующих субъектов. Крупные  предприятия  обладают  лучшей  технической оснащенностью  и  большей  мощностью,  за  счет  чего  происходит  повышение производительности труда и понижение  издержек  на  единицу  продукции,  что означает  более  эффективное  использование  ресурсов.  В   связи   с   этим естественная монополия  становится  желаемым  явлением  для  общества,  хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.[3,C.6]

         Еще одной особенностью естественных  монополий  является  существование очень  высоких   входных   барьеров   в   отрасль.   Наличие   единственного производителя, у которого эффект от  масштаба  производства  слишком  велик, определяет тот размер капитала,  который  нужен  для  вхождения  в  отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго  такого  производителя (значительны постоянные  затраты).  Для данных  видов деятельности  размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок  к  100% от объема внутреннего потребления данных благ,  что  соответствует  как  раз одному эффективному производителю в отрасли.[3,C.6-7]

         Естественной монополией  обладают  собственники  и  иные  хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не  воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые  земельные  участки, пригодные для возделывания и  выращивания  на  них  чая,  виноградников),  а также сюда  относятся  целые  отрасли  инфраструктуры,  которым  свойственны особо важное и стратегическое значение  для  всего  общества:  коммуникации, линии  электропередач,  нефте-  и газопроводы,  железнодорожный  транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и  канализация,  военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило,  подобные  естественные  монополии находятся в собственности  государства  или  действуют  под  его  контролем.[3,C.7-9]

     Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само  решает, какие  конкретно  отрасли  народного  хозяйства  или  виды  отдельные   виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции - регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. [4,C.5-8] Многообразие видов монополий представлено на рисунке 1:

       

       

     

       

 
 
 

Рисунок 1 - Классификация видов монополий

     Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться. [2,С.9-11]
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.[5,C.89-91]

     В экономической литературе выделяют 2 типа естественных монополий, ее виды представлены на рисунке 2:

     

  
 

     Рисунок 2 - Типы естественных монополий

     Рождение  природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где  располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение  использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает  регулирующего вмешательства государства  в деятельность такого монополиста).

     Технико-экономические  монополи можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением  эффекта масштаба.

     Монополия на стороне спроса (на рынке выступает  один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному  продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.[6,C.14-18] 
 
 
 

1.2 Методы регулирования  деятельности естественных монополий.

     Назначение  государственно-правового регулирования  -  соблюсти,  а  при необходимости   уравновесить   баланс   интересов   субъектов   естественных монополий и потребителей. Высокая  экономическая  эффективность  естественных  монополий   делает недопустимым  их  дробление,  но  с   другой   стороны   их   бесконтрольная деятельность способна принести значительный  вред,  поэтому  государство  не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

     Суть  любого  регулирования   состоит   в   упорядочении   деятельности участников  социального  общения,  прежде  всего  в  установлении  для   них определенных правил поведения, в данном  случае  -  в  рыночных  отношениях. Регулирование  является   основной   формой   воздействия   государства   на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах,  которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.

         Специально образованные федеральные   органы  исполнительной  власти  по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а  также полномочиям  и  порядку  их  осуществления  они  имеют  много   сходного   с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на  продукцию монополии и определяют  состав  потребителей  продукции,  которым  монополия обязана поставлять свою продукцию. Во  всех  узаконенных  сферах   деятельности   естественных   монополий образуются органы регулирования  естественных  монополий.  Один  федеральный орган  исполнительной  власти  может  регулировать  сразу   несколько   сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно  в  каждой  сфере иметь  отдельный  орган.  Для  осуществления  своих  полномочий  они  вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в  пределах своей   компетенции.   Территориальные   органы   создаются   с   разрешения Правительства РФ и образуют вместе  с  соответствующим  федеральным  органом единую  систему   регулирования   в   соответствующей   сфере   естественной монополии.[7,C.29-31]

Информация о работе Государственная политика регулирования естественных монополий