Государственная политика регулирования естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории;
определить роль естественной монополии в экономике;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 - 4
Глава I. Естественные монополии: общая характеристика, методы и органы регулирования…………………………………………………………………......5
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования………………………………………….....5 - 9
1.2 Методы регулирования деятельности естественных монополий…………………………………………………………………..10 – 14
1.3 Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий…………………………………………………………………...15 - 21
Глава II. Результативность государственной политики регулирования естественных монополий………………………………………………………..22
2.1 Особенности государственного регулирования естественных монополий…………………………………………………………………..22– 25
2.2 Ценовые методы регулирования естественных монополий….26 - 31
Заключение………………………………………………………………….32 - 33
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа(изменённая).docx

— 65.50 Кб (Скачать документ)

     Первой  Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была  образована Федеральная  энергетическая  комиссия  Российской  федерации  (ФЭК  РФ)  как федеральный  орган  исполнительной  власти  по  регулированию   естественных монополий в следующих сферах:      транспортировка  нефти  и  нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по  трубопроводам;  услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом  Президента  РФ  от  25 января 1996г. №96 была образована Федеральная  служба  Российской  Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России). Последней  по  счету  была  образована  Федеральная  служба  Российской Федерации по  регулированию  естественных  монополий  на  транспорте  (ФСЕМТ России). Она имела  статус  федерального  органа  исполнительной  власти  по регулированию естественных монополий  в  следующих  сферах:  железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.[8,C.233]

     Современная рыночная экономика регулируется с  помощью экономических (косвенных) и административных методов. При  постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают  экономические методы, так как  они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера  и оказывают регулирующее воздействие  на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов  рынка. Изменяя ставку кредита, процент  по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние  на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие  экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.[9,C.56-59]

     К экономическим относят следующие  методы, рисунок 3:

       
 
 
 

     Рисунок 3 – Экономические методы регулирования  экономики.

     Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и  выравнивание платежного баланса. К  основным направлениям денежно-кредитной  политики относятся:

     а) операции па открытом рынке, т. е. на рынке  правительственных ценных бумаг;

     б) политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

     в) изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном  банке (без процентов).[10,C.74-77]

     Финансовой  политикой называются мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений  деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).[10,C.70]

     Государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как  в командной экономике. Частный  сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает  сильную поддержку за счет экономических  и социальных ресурсов всего общества.

     Как уже отмечалось выше, наряду с экономическими методами государственного регулирования  используются также и административные методы.

     Административным  методам регулирования экономики  изображены на рисунке 

     

     

       

     Рисунок 5 – Административные методы регулирования  экономики.

     Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство  может запретить следование через  его территорию персоны нон грата  и грузов других государств.

     Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

     Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

     Экономические и административные методы находятся  в определенной взаимосвязи. Так  как любой экономический регулятор  применяется, или изменяется после  принятия соответствующих государственных  решений, а также контролируется государственной службой, то можно  сказать, что он уже несет в  себе элемент администрирования. В  то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. [11,C.102-106] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Функции и полномочия  органов регулирования  естественных монополий.

         Только   органы   регулирования   естественных    монополий    наделены полномочиями принимать решение о включении в реестр  субъектов  естественных монополий либо об исключении из реестра.  Сформирование  и  ведение  реестра субъектов  естественных  монополий,  в  отношении   которых   осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной  функцией органов регулирования естественных монополий. Очевидно,   порядок   ведения   реестра надлежит   устанавливать   самим    органам    регулирования    деятельности естественных  монополий.  Поскольку  субъект  естественной  монополии,   как правило,   производит   не   только   естественно-монопольные   товары,    а осуществляет еще и иную предпринимательскую деятельность,  то  в  реестре  в любом случае должно быть точно и исчерпывающе указано, какой  конкретно  вид его хозяйственной деятельности  подлежит  государственному  регулированию  и контролю.

         Органы регулирования естественных  монополий принимают обязательные  для субъектов  естественных  монополий  решения  о  введении  регулирования,   о применении    к    субъекту    естественной    монополии     предусмотренных законодательством  конкретных  методов  регулирования,  в   том   число   об установлении цен (тарифов). Определяющую роль  при  этом  играет  решение  о применении  методов  регулирования,  которое   влечет   включение   субъекта естественной монополии в реестр и введение механизма контроля.

           Федеральным  законом  "О   естественных  монополиях"  установлены   два специфических метода (применение иных методов не допускается):

     1. Органы регулирования естественных  монополии могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

       Как правило, используются заранее  выбранные схемы установления  цен:

         а. Метод предельных издержек. Он заключается  в  том,  что  государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена  равнялась его  предельным  издержкам.   Тем   самым   обеспечивается   эффективный   с народнохозяйственной  точки  зрения   объем   производства   и   потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и  необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

         б. Метод средних издержек состоит  в том, что вся прибыль монополиста, за  исключением  нормальной,  изымается  (то   есть   цена   равна   средним издержкам). Этот метод может дать  результат,  при  котором  продукта  будет производиться слишком мало  по  сравнению  с  необходимым  для  эффективного функционирования  экономики  в  целом,  и,  с  другой  стороны,  не  создает заинтересованности в минимизации издержек:  монополист  заранее  знает,  что его расходы будут компенсированы.

         в. Метод установления потолка  цен обычно приводит к дефициту  продукции.

         г. Субсидирование естественных  монополий.  Многие  страны  с   рыночной экономикой  в  умеренной  степени  используют  этот   метод,   придерживаясь варианта предельных издержек.  Суть  практики  перекрестного  субсидирования состоит  в  том,  что  одни  потребители  продукции  естественной  монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых  фактически возлагается дополнительное бремя. 

         2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию,  и (или)   установление   минимального   уровня   их   обеспечения   в   случае невозможности  удовлетворения  в  полном  объеме  потребностей   в   товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной  монополии.  Необходимость его  применения  прямо  детерминирована  природой  естественных   монополий.

     Производимые  в них товары нередко объективно ограничены по  своим  ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы  (полное  использование  разведанных  месторождений, сокращение  добычи  и  т.  п.).  Это  обстоятельство   позволяет   субъектам естественных монополий выборочно, по  своему  усмотрению,  продавать  товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей.  Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

     Также органы регулирования естественных монополий принимают решения  об изменении или о прекращении регулирования в отношении  конкретных  субъектов естественных монополий, если отпадают  установленные  для  этого  основания, например, если открылась  возможность  для  развития  конкуренции  на  рынке соответствующих товаров. И подобно тому, как  принятие  решения  о  введении регулирования  служит  основанием  для   включения   субъекта   естественной монополии в реестр, так на основе решения о прекращении регулирования он  из реестра исключается.[12,C.104-116]

           Вопросы, касающиеся введения, изменения  или прекращения  регулирования деятельности субъекта естественной  монополии,  могут  быть  рассмотрены  на основании предложений федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов исполнительной власти субъектов  Российской  федерации  и  органов  местного самоуправления,  общественных  организаций  потребителей,  их  ассоциаций  и союзов, хозяйствующих субъектов. 

           Решение  принимается  на  основе  анализа   деятельности   конкретного субъекта  естественной  монополии  с  учетом  стимулирующей   роли   методов регулирования. При этом оценивается обоснованность затрат и  принимаются  во внимание: издержки производства (реализации) товаров, в  том  числе  заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и другие платежи; стоимость   основных   производственных   средств,   потребности   в инвестициях,  необходимых  для   их   воспроизводства,   и   амортизационные отчисления; прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров  по  различным ценам (тарифам); удаленность  различных  групп  потребителей  от  места  производства товаров; соответствие  качества  производимых  (реализуемых)  товаров  спросу потребителей; государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

         Основной  метод  регулирования  деятельности   субъектов   естественной монополии - установление цены (тарифов) или их предельного  уровня.  Поэтому особенно  значима  та  информация,  которая   раскрывает   состав   издержек производства,  являющихся  главным  фактором   формирования   цены   товара. Целесообразно  при  этом  учитывать  не  только  сложившуюся   структуру   и стоимость  издержек  производства,  но  и  предусматривать  их  динамику   в будущем, изменение цен на отдельные компоненты издержек (стоимость  сырья  и т. п.). Занижение издержек, а значит и цены, неизбежно сделает  производство товаров убыточным.[13,C.42-45]

           Еще  одна  функция  органов   регулирования  естественных  монополий  - внесение  в   установленном   порядке   предложений   по   совершенствованию законодательства о естественных  монополиях.  Выработанные  рекомендации  по улучшению действующего законодательства  органы  регулирования  естественных монополий направляют Правительству  РФ.  Такую  же  функцию,  но  только  по вопросам  совершенствования  антимонопольного   законодательства,   выполнял прежний Государственный антимонопольный комитет РФ.

     Субъект естественной монополии должен быть уведомлен  о  дате  рассмотрения  заранее соответствующим   органом   регулирования   естественной   монополии.    При рассмотрении   органом   регулирования   естественной   монополии   вопросов введения, изменения  или  прекращения  регулирования  субъекта  естественной монополии вправе присутствовать представитель данного субъекта  естественной монополии. А также приглашаются принять участие в  рассмотрения  вопроса  те лица, которые внесли  предложение  о  введении,  изменении  или  прекращении регулирования  деятельности  субъекта  естественной  монополии.  По  решению органа  регулирования  может  быть   проведена   независимая   экономическая экспертиза. Решения о введении, об изменении или о прекращении  регулирования  либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев  со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от  принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.

Информация о работе Государственная политика регулирования естественных монополий