Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:51, дипломная работа

Описание

Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
Изучение основных положений, субъектов и объектов земельных правоотношений;
Изучение основных положений, способы, сроки и порядок предоставления земельных участков
Муниципальное регулирование, использования и управление земельными ресурсами
Основные черты зарубежного земельного законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………6
1 СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ………………………………………………………
2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие земельного участка и земли как природного объекта и природного ресурса…………………………………………………………………………..9
Основания возникновения и прекращения муниципальной собственности на землю……………………………………………………………………………16
Органы, осуществляющие предоставление земельных участков…………...25
Нормы предоставления земельных участков…………………………………27
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта……………….
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта…………………………………….
Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством……………………………………………………...60
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ
Предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ………………………………………………………….………….62
Предоставления земельных участков из земель населенных пунктов……..68
Предоставления земельных участков из земель запаса……………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Введение с изм.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

Гражданам и юридическим  лицам земельные участки предоставляются в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, срочное пользование или аренду из муниципальных земель по решению органа местного самоуправления.

Земельные участки предоставляются посредством изъятия и отвода в натуре (на местности) на основании землеустроительной  и градостроительной документации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления2.

Указанные органы обязаны информировать  население об имеющихся свободных и о готовящихся к освоению земельных участках и ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчеты об использовании земель.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, подают заявления в органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков3.

В заявлении должны быть указаны:

    • цель использования земельного участка;
    • местоположение и предполагаемые размеры;
    • желаемое право владения;
    • наличие (отсутствие) для выбора оптимального варианта отвода другого земельного участка.

Если заявитель испрашивает  земельный участок без конкретного указания его местоположения, предлагаются возможные варианты, чтобы можно был выбрать наилучший из них.

Делопроизводство по заявлению  ведется до тех пор, пока не будет  подобран удовлетворяющий требованиям  земельный участок или комиссия по выбору земельного участка не придет к заключению о невозможности предоставления в данной местности земельного участка для заявленной цели.

Заявитель согласовывает  с заинтересованными организациями  необходимые условия отвода земельного участка своими силами и за свой счет.

Отказ в предоставлении земельного участка оформляется  постановлением органа местного самоуправления и должен быть мотивирован. Копия постановления или решения об отказе вручается заявителю в семидневный срок после вынесения постановления или решения.

Предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется за плату или бесплатно. Так, предоставление земельных участков в собственность гражданам может осуществляться бесплатно для:

  • индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства постоянным сельским жителям;
  • коллективного садоводства и животноводства; дачно-строительных кооперативов - земельные участки, предоставленные до1января 1992 г.;
  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Повторное бесплатное предоставление земельных участков гражданам не допускается.

Предельные размеры (максимальные и минимальные) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Предельные размеры обособленных водных объектов (замкнутых водоемов искусственного происхождения и водоемов, не имеющих гидравлической связи с поверхностными водоемами), которые могут находиться в частной собственности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации4.


Для иных не запрещенных  законом целей предельные размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным нормам отвода земель для этих видов деятельности или в соответствии с градостроительной и проектной документацией.

Размеры земельных участков зависят от многих объективных причин5:

    • наличия земель в данном районе;
    • сложившихся традиций землепользования граждан в городе и на селе;
    • целевого использования предоставляемых земельных участков конкретными категориями граждан и т.д.

По общему правилу  установленные предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, не должны превышаться. В некоторых случаях, прямо указанных в законе, допускаются исключения из этого общего правила. Так согласно пункта 3 Указа Президента Российской Федерации «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 г.6 размер и границы предоставляемого земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, определяются (устанавливаются) как в соответствии с назначением данного объекта, так и в соответствии с проектно - технической документацией. Если фактическая площадь предоставляемого в собственность земельного участка превышает установленный размер, то собственник объекта недвижимости уплачивает дополнительный земельный налог за часть площади сверх установленного размера.

Действующее земельное  законодательство предусматривает  две модели предоставления земельного участка для строительства (п. 1 ст. 30 Земельного Кодекса РФ):

1. Предоставление земельного  участка для строительства без  предварительного согласования места размещения объекта;

2. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Выбор модели предоставления земельного участка определяется фактом наличия или отсутствия в распоряжении публичного образования сформированного  земельного участка.

Данные модели предполагают использование органом муниципальной  власти разных методов регулирования.

При предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, орган, уполномоченный на предоставление земельного участка, выступает в роли организатора торгов (гражданско-правового способа совершения сделок), в роли оферента, выразившего волю на совершение сделки с имеющимся в его распоряжении объектом гражданского оборота (земельным участком). Таким образом, используется диспозитивный гражданско-правовой метод регулирования отношений.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является способом решения проблемы неопределенности объекта правоотношений.

Путем достижения предварительных  соглашений заинтересованное лицо и  орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, последовательно решают ряд задач, направленных по приданию земельному участку свойств (определенность, индивидуализированность, отсутствие споров и т.д.) необходимых для того, что бы земельный участок стал объектом гражданско-правовых отношений – арендных отношений.

При согласовании места  размещения объекта орган власти выступает в роли административного  органа, который на основании заявления  заинтересованного лица, принимает  решение о возможности размещения объекта, о проведении работ по формированию земельного участка и представлении земельного участка. Активно применяется метод административного регулирования.

Федеральное законодательство предъявляет весьма жесткие требования к органам государственной власти и местного самоуправления в сфере их деятельности по обеспечению эффективного управления и распоряжения земельным фондом, который находится в их собственности и владении, особенно в той части, которая касается механизма предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. Установлено, что эта деятельность должна быть основана на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур механизма предоставления земельных участков.

 Для обеспечения  указанных принципов ст. 34 ЗК РФ прямо обязывает органы государственной власти и местного самоуправления:

- принять соответствующий  административный акт, устанавливающий  процедуры и критерии предоставления  земельных участков, в том числе  порядок рассмотрения заявок  и принятия по ним решений;

- поручить специальному  органу управление и распоряжение  земельными участками и иной  недвижимостью, предоставив ему  соответствующие полномочия;

- обеспечить подготовку  и заблаговременную публикацию  информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях, в том числе определив платный или бесплатный характер предоставления.

 Компетентные в  вопросах предоставления земель  органы обязаны принимать к  рассмотрению все заявки, поступившие до установленного процедурой срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий рассмотрения и разрешения ходатайств и заявок для определенных категорий граждан, если такое не предусмотрено законом. Обязывая исполнительные органы установить прозрачные и четкие процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков, упомянутая статья определяет и основные требования таких процедур, в том числе требования как содержательного, так и временного характера.

В процедурном акте должны быть предусмотрены и урегулированы следующие вопросы, касающиеся подачи и рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков:

- предельный срок  подачи заявлений;

- общеобязательный и  попунктный порядок рассмотрения  заявлений и принятия по ним  решений, не допуская каких-либо  исключений, не предусмотренных  законом;

- необходимость обеспечить  рассмотрение всех поступивших  в установленный срок заявлений;

- срок рассмотрения  заявлений и принятия по ним  решений должен быть установлен  не более одного месяца.

Нормы ст. 34 ЗК РФ жестко устанавливают  обязательные рамки процедуры формирования испрашиваемого земельного участка, которые  сводятся к следующему.

При положительном решении вопроса  в месячный срок со дня поступления  заявления орган, обладающий компетенцией по предоставлению земли, утверждает и  выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом  плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении  земельного участка кадастровых  работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Уполномоченный орган  в двухнедельный срок со дня представления  кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение  о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Очевидно, что в случае отказа в предоставлении земельного участка заявитель должен быть поставлен в известность об этом не позднее месяца со дня подачи заявления. При этом отказ должен иметь мотивированный характер.

Окончательный срок принятия решения о предоставлении земельного участка не должен превышать полутора месяцев со дня подачи заявления гражданином.

В недельный срок после  предъявления заявителем в исполнительный орган государственной власти или  орган местного самоуправления кадастрового плана земельного участка заключается  договор купли-продажи или аренды земли.

Итоговым действием  в описанной процедуре предоставления земельного участка является государственная  регистрация прав на землю.

 

Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие  случаи1, когда предварительное согласование места размещения объекта не проводится:

1. При размещении объекта  в городском или сельском поселении  в соответствии с документацией  по планировке территории и  правилами землепользования и  застройки; 

2. При предоставлении  земельных участков для жилищного  строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

3. При предоставлении  земельных участков для их  комплексного освоения в целях  жилищного строительства; 

4. В случае предоставления  земельного участка для нужд  сельскохозяйственного производства;

5. В случае предоставления  земельного участка гражданину  для индивидуального жилищного  строительства, ведения личного  подсобного хозяйства; 

6. Если земельный участок  сформирован, но не закреплен  за гражданином или юридическим  лицом. 

______________________

6 Боголюбов, С.А. Земельный участок Вопросы и ответы/ С.А. Боголюбов. – М:. Изд-во «Норма», 2010. – С. 25.

Основанием для классификации  указанных случаев является цель предоставления земельного участка  для строительства (плановое развитие территории, расширение жилищного фонда, комплексное освоение и т.д.).

Объединяет указанные  случаи то, что в распоряжении публичных  образований имеются сформированные земельные участки с определенным разрешенным использованием. В данных случаях будущий правообладатель участка не известен, поэтому общее правило распоряжения такими участками – торги.

В первых пяти случаях  наличие земельных участков, готовых  к предоставлению под строительство, является результатом целенаправленной деятельности по разработке градостроительной и землеустроительной документации. В шестом случае земельные участки не формируются публичными образованиями, а приобретаются уже сформированными.

Информация о работе Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности