Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:51, дипломная работа

Описание

Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
Изучение основных положений, субъектов и объектов земельных правоотношений;
Изучение основных положений, способы, сроки и порядок предоставления земельных участков
Муниципальное регулирование, использования и управление земельными ресурсами
Основные черты зарубежного земельного законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………6
1 СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ………………………………………………………
2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие земельного участка и земли как природного объекта и природного ресурса…………………………………………………………………………..9
Основания возникновения и прекращения муниципальной собственности на землю……………………………………………………………………………16
Органы, осуществляющие предоставление земельных участков…………...25
Нормы предоставления земельных участков…………………………………27
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта……………….
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта…………………………………….
Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством……………………………………………………...60
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ
Предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ………………………………………………………….………….62
Предоставления земельных участков из земель населенных пунктов……..68
Предоставления земельных участков из земель запаса……………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Введение с изм.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Таким образом, Земельный кодекс в п. 4 ст. 20 исключил любые способы распоряжения земельными участками лицами, обладающими такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования. В п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 11 содержится следующее разъяснение данного правила: пунктом 4 ст. 20 Кодекса установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу п. 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками. В связи с этим после введения в действие Земельного кодекса лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.

Основания же прекращения  права собственности на земельный  участок установлены в ст. 44 Земельного кодекса РФ: а) отчуждение собственником  своего земельного участка; б) отказ  от права собственности на участок; в) принудительное изъятие земельного участка у собственника. Для сравнения отметим, что ГК РФ в ст. 235 в качестве оснований прекращения права собственности называет также гибель или уничтожение имущества и утрату права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отчуждение собственником  своего земельного участка происходит в рамках осуществления правомочия по распоряжению имуществом, которым  обладает собственник. Отсылочную норму  об условиях и порядке отчуждения земельного участка содержит ст. 52 Земельного кодекса РФ. Такое отчуждение возможно в соответствии с условиями ряда договоров, предусмотренных гражданским законодательством, таких, как договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты с учетом предусмотренных ст. 27 ЗК РФ ограничений оборотоспособности земельных участков. Согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Возможность отказа от права  собственности предусмотрена ст. 236 ГК РФ. Гражданин или юридическое  лицо может отказаться от права собственности  на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Такой отказ не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Таким образом, отказ  от права собственности допускается  только в отношении земельных  участков, находящихся в частной  собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования  не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков. Поэтому при разграничении государственной собственности на землю не должны применяться правила ст. 53 Земельного кодекса, определяющие условия и порядок отказа лица от права собственности и других прав на земельный участок.

Обращение в государственную  собственность имущества, находящегося в собственности граждан и  юридических лиц (национализация), может  производиться на основании закона с возмещением стоимости этого  имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

 

 

 

 

2.3 Органы, осуществляющие предоставление земельных участков

 

Предоставление земельных  участков из земель, находящихся в  муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ (ст.29 ЗК РФ).

От имени муниципальных  образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст.125 ГК РФ). Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[18], законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления, выступающие от имени соответствующих  муниципальных образований, осуществляют управление и распоряжение объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности, через соответствующих должностных лиц либо специально создаваемые органы (земельные комитеты, комитеты по управлению имуществом, специальные комиссии и др.). Названные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Кроме того, в соответствии со ст.15 ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью.

Таким образом, правом предоставления земельных участков в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности обладают органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается с заявлением в исполнительный орган государственной власти или  орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Указанная статья в свою очередь отсылает к статьям 9-11 ЗК РФ, в которых содержится общие нормы о том, что публичные образования осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Если государственная  собственность на землю разграничена, то земельные участки предоставляются  для строительства органом государственной  власти или местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение имуществом соответствующего уровня собственности.

Общее правило, предусмотренное  земельным законодательством, заключается  в том, что если собственность  на земельные участки не разграничена, то земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, распоряжаются органы местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Нормы предоставления земельных участков

 

Статьей 33 ЗК РФ «Нормы предоставления земельных участков» определены основные принципы установления предельных размеров предоставляемых земельных участков. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для целей, не указанных  в приведенном выше перечне, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Определение размеров земельных участков имеет особое значение для отношений, связанных  с оборотом земель сельскохозяйственного  назначения. Статьей 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным настоящей статьей.

Не допускается  выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности  на земельный участок из состава  искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в  натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве предельного минимального размера земельного участка для мелиорированных земель.

Размер общей  площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Установленный законом субъекта Российской Федерации  размер общей площади таких земельных  участков сельскохозяйственных угодий не может быть менее чем 10% общей  площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.

Указанная статья Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорит, что законодательство субъекта Российской Федерации устанавливает два параметра определения размера участков: минимальный размер участка сельскохозяйственного назначения в границах субъекта и критерии определения максимальных и минимальных площадей сельскохозяйственных земель, которые могут находиться во владении одного гражданина, а также его родственников.

Специальные требования к размеру и местоположению земельного участка, установленные нормами этой статьи, обусловлены, как должно следовать из ее содержания, особенностями более рационального хозяйственного использования сельскохозяйственных земель, особенностями использования земель этой категории в конкретных регионах, а также намерением законодателя не допустить сосредоточения значительных площадей сельскохозяйственных угодий в руках ограниченного числа граждан.

Размеры земельных  участков, находящихся в собственности юридических лиц, ограничивать не предполагается. По данному положению могут быть высказаны некоторые замечания. Эта норма, в принципе, может означать запрет приобретения частным лицом в собственность предприятия, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, если площадь земельного участка этого предприятия будет превышать установленные максимальные размеры. Помимо этого ограничения будут действовать для граждан, организующих крестьянские хозяйства, поскольку последние юридическими лицами не являются.

Чтобы определить, соответствуют ли размеры земельного участка требованиям закона, его  границы и целевое назначение должны быть установлены в порядке, предусмотренном законом. Кроме  того, размер земельного участка, его  границы и местоположение являются основными параметрами, определяющими его как недвижимое имущество и объект оборота. Требования по установлению границ земельных участков определены Земельным кодексом РФ, а также законодательством о землеустройстве.

Выводы по разделу  два

  1. Земельный участок - это поверхность земли, имеющая территориально-плоскостные границы, описанные и удостоверенные в порядке землеустройства, расположенная в границах соответствующей категории земель и территориальной зоны, и характеризующаяся определенным земельным законодательством целевым назначением и разрешенным использованием.
  2. Основанием возникновения права собственности на земельный участок является безвозмездная передача земель, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований. А также
  3. Органы местного самоуправления, выступающие от имени соответствующих муниципальных образований, осуществляют управление и распоряжение объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности, через соответствующих должностных лиц либо специально создаваемые органы (земельные комитеты, комитеты по управлению имуществом, специальные комиссии и др.). Названные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке.
  4. Размер земельного участка, его границы и местоположение являются основными параметрами, определяющими его как недвижимое имущество и объект оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

    1. Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта

 

Современным законодательством1 уделяется существенное внимание предоставлению  земельных участков  из  муниципальной собственности для строительства. В принципе это имеет под собой определенные основания, если учесть, что застройка земельного участка представляет собой наиболее интенсивный вид его использования. Ведь застройка предполагает, что в течение неопределенно длительного времени земля на данной территории не будет использоваться никаким другим способом, кроме как для эксплуатации возведенного строения. Кроме того, застройка представляет собой тот вид использования земельного участка, который потенциально наиболее вероятно может затронуть права и интересы соседей, а также наверняка повлияет на состояние окружающей природной среды.

Информация о работе Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности