Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:51, дипломная работа

Описание

Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
Изучение основных положений, субъектов и объектов земельных правоотношений;
Изучение основных положений, способы, сроки и порядок предоставления земельных участков
Муниципальное регулирование, использования и управление земельными ресурсами
Основные черты зарубежного земельного законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………6
1 СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ………………………………………………………
2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие земельного участка и земли как природного объекта и природного ресурса…………………………………………………………………………..9
Основания возникновения и прекращения муниципальной собственности на землю……………………………………………………………………………16
Органы, осуществляющие предоставление земельных участков…………...25
Нормы предоставления земельных участков…………………………………27
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта……………….
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта…………………………………….
Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством……………………………………………………...60
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ
Предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ………………………………………………………….………….62
Предоставления земельных участков из земель населенных пунктов……..68
Предоставления земельных участков из земель запаса……………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Введение с изм.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

4) земли особо охраняемых  территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Действующее земельное  законодательство предусматривает  следующие шесть видов прав на земельные участки1:

право собственности;

право постоянного (бессрочного) пользования;

право пожизненного наследуемого владения;

право аренды;

право ограниченного  пользования чужим земельным участком (сервитут);

право безвозмездного срочного пользования.

______________________

0 Боголюбов, С.А. Земельный участок Вопросы и ответы/ С.А. Боголюбов. – М:. Изд-во «Норма», 2010. – С. 4.

 

Четыре из указанных  видов прав - право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и  сервитут - являются вещными правами (ст. 216 ГК РФ), а право аренды и  безвозмездного срочного пользования земельным участком - так называемыми обязательственными правами.

 

2.2 Основание возникновения и прекращения муниципальной собственности на землю

 

Законодательством1 установлены особенности возникновения муниципальной собственности на земельные участки. Право муниципальной собственности может возникнуть по тем же основаниям, что и право частной собственности.

Значение муниципальной  собственности как правового  института состоит в том, что  этот институт играет важную роль в  становлении гражданского общества и правового государства, повышении эффективности системы взаимодействия между ними. Именно благодаря справедливому решению вопросов собственности становится возможным удовлетворение жизненных потребностей населения, которые стоят перед органами публичной власти всех уровней, включая местный. О собственности можно говорить в экономическом, политическом, правовом и многих иных аспектах. Право собственности - это юридическая форма закрепления экономических отношений собственности.

Как уже отмечалось, земельный участок с точки зрения гражданского законодательства является вещью, недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав. Поэтому основаниями возникновения прав на землю являются прежде всего те, которые предусмотрены ГК РФ и другими актами

 

______________________

0 Боголюбов, С.А. Земельный участок Вопросы и ответы/ С.А. Боголюбов. – М:. Изд-во «Норма», 2010. – С. 4.

гражданского законодательства Российской Федерации. В частности, ст. 8 ГК РФ содержит перечень общих  оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьи главы 14 ГК РФ устанавливают основания приобретения права собственности. Кроме того, ГК РФ определяет основания приобретения права, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), основания установления сервитутов (ст. 274). Возникновение прав на имущество в результате сделок регламентировано статьями части второй ГК РФ. Правопреемство при реорганизации юридических лиц происходит по правилам ГК РФ (ст. 58) и федеральных законов, посвященных отдельным видам юридических лиц.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские  права обязанности возникают  из оснований, предусмотренных законом  и иными правовыми актами, а  также из действий граждан и юридических  лиц, которые хотя и не предусмотрев законом или такими актами, но в силу общих начал и смысл гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Указанные права и обязанности возникают, в частности: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; актов государственных органов и органов местного сам управления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Основания возникновения  прав на земельные участки могут  быть установлены только федеральными законами. Среди таких федеральных законов можно назвать, в частности, ГК РФ, федеральный закон, предусматривающие возможность установление публичных сервитутов. Также распространенными основаниями возникновения прав земельные участки являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, когда земельные участки предоставляются из государственных или муниципальных земель, принятые в пределах их компетенции. Например, среди административных актов, порождающих права на земельные участки для участников земельных отношений, важное значение имеют распоряжения Правительства РФ об утверждении перечня земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

В условиях, когда земельные  участки все активнее вовлекаются  в гражданский оборот, возрастает роль таких оснований возникновения  прав на землю, как договоры и иные сделки (ст. 549 ГК РФ). Сделками признаются действия (т.е. акты, совершенные на основе волеизъявления одного или нескольких лиц), направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (т.е. на достижение результата, имеющего юридическое значение) .

Как известно, сделки бывают дву- и многосторонними (договоры), а также односторонними. Основные правила о сделках установлены в главе 9, общие положения о договорах - в главах 27-29 части первой ГК РФ. Для совершения дву- и многосторонних сделок (договоров) необходимо согласованное волеизъявление двух или более лиц. Примерами распространенных договоров, предметом которых является земельный участок, могут служить договоры аренды, купли- продажи, мены, дарения, безвозмездного пользования, ренты, доверительного управления, ипотеки. Для совершения односторонних сделок имеет значение волеизъявление только одного лица. В качестве примеров таких сделок можно назвать доверенности, завещания.

При этом договоры и односторонние  сделки обладают способностью порождать  права на земельные участки только в том случае, если они оформлены надлежащим образом, т.е. с соблюдением статей главы 9 части первой ГК РФ, а также требований, предъявляемых к форме конкретных сделок, установленных соответствующими статьями частей второй и третьей ГК РФ.

Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных  законом, - требования о государственной  регистрации сделки влечет ее недействительность (п. 1 ст. 165 ГК РФ). Поэтому вопрос о  соблюдении формы сделки и требования о ее государственной регистрации имеет большое практическое значение.

Несоблюдение требования о государственной регистрации  перехода прав по сделке судебно-арбитражная  практика не связывает с недействительностью  самой сделки. Например, п. 1 ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

Возможно возникновение  прав на земельные участки из судебного  решения, установившего право на земельный участок (п. 3 ст. 274 ГК РФ). При этом следует учитывать два важных обстоятельства, на которые обращено внимание в п. 5 и 7 Обзора' практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Субъективное право  собственности на земельный участок  представляет собой закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему участком по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого участка любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

В частности, собственник  вправе отчуждать свой земельный участок в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать земельный участок в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. При этом предоставление собственниками своих земельных участков другим лицам осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (см. п. 1 ст. 260 ГК РФ). Собственник может передать принадлежащий ему земельный участок в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). При этом право собственности к доверительному управляющему не переходит: последний обязан осуществлять управление земельным участком в интересах собственника или указанного им третьего лица.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 19 Земельного Кодека РФ в муниципальной  собственности находятся земельные  участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми  в соответствии с ими законами субъектов РФ, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством и в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

20 января 2002 года в  Российской Федерации вступил  в силу Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю».                              4 марта 2002 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности». Указанный нормативный акт возложил основные функции по определению конкретного собственника каждого земельного участка в России все на Минимущество РФ, которое теперь, по замыслу его авторов, должно подготовить пообъектные перечни практически всех земель России.

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» оставляет за субъектами Российской Федерации право собственного законодательного регулирования процесса разграничения земель. Однако, указанное право на деле не имеет решающего значения, поскольку закрепленная на федеральном уровне процедура разграничения государственной собственности на землю не предусматривает иных возможностей установления права собственности, кроме как путем утверждения Правительством Российской Федерации перечней земельных участков, на которые у муниципального образования возникает право собственности.

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» оставляет за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями лишь право согласования подготовленных федеральными органами исполнительной власти перечней земельных участков, а также право на участие в разрешении споров, возникающих в процессе разграничения в судебном порядке.

Другим основанием возникновения  права собственности, как уже  упоминалось выше, является безвозмездная  передача земель, находящихся в федеральной  собственности и собственности  субъектов Российской Федерации  в собственность муниципальных  образований, что позволяет создать основу для более динамичного развития муниципальных образований и успешного решения вопросов местного значения органами местного самоуправления.

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности и из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из государственной в муниципальную собственность, устанавливается Правительством РФ.

Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Согласно п. 1 ст. 20 Земельного Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Содержание указанного права определяется в соответствии с гражданским законодательством. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование (землепользователь), осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Указанное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью (см. ст. 269 ГК РФ.).

Следует обратить внимание на то, что Земельный кодекс в  п. 1 ст. 20 ограничил круг субъектов, которым земельные участки могут  быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования. Перечень таких субъектов следует считать исчерпывающим. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 ГК РФ).

Право постоянного пользования  земельным участком может быть также  приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого  имущества в случаях, когда собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (п. 2 ст. 268, п. 1 ст. 271 ГК РФ).

Информация о работе Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности