Злоупотребление правом и полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Работа состоит из  1 файл

Субьект - диплом.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

 по профессиональным  обязанностям: врач, другие медицинские  т фармацевтические рабротники (ст.124,128);

по характеру выполняемой  работы: лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены по службе или работе (ст.283,284), член избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума (ст.142), связанный со службой движения, эксплуатации или ремонта транспорта (ст.263,266); работник торговли и других организаций, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги  населению (ст.200).

по занимаемой должности: капитан судна (ст270), лицо, ответственное  за техническое состояние транспорного средства (ст. 266), командир воздушного судна (ст.271).

по характеру обязанностей граждан в отношении государства: свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик (ст.307, 308);

по особому положению  лица в отношении потерпевшего: лицо, на иждивении или в подчинении которого находжился потерпевший (ст. 125,133);

по особому положению  лица, связанному с совершением преступления: лица, отбывающие лишение свободы, ранее  судимые, осужденные за тяжкие преступления, лица, находящиеся под стражей (ч.3 ст.158,159,161,162; ст.313,314);

по другим обстоятельствам: водитель или лицо, управляющее транспортным средством (ст.236).

Предложенная классификация  не является исчерпывающей и единственной в науке уголовного  права. В  юридической литературе высказываются  и иные мнения по данному вопросу. Как правило, особые свойства субъекта, получившие в науке наименование специалльного субъекта, большей частью связаны с его особыми обязанностями перед другими лицами и государством. Источники этих обязанностей могут быть различными : Конституция РФ, Закон о гражданстве, Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе, Кодекс законов о труде, Семейный кодекс, должностные инструкции, Правила дорожного движения и другие правовые акты.

Установление признаков  специального субъекта при квалификации преступления имеет большое значение. Исходной позицией в правильном решении этого вопроса будет положение о том, что общественно опасное деяние будет признано преступлением только тогда, когда в нем будут установлены все признаки состава преступления. Следовательно, установление признаков специального субъекта является столь же необходимым, как и определение прризнаков общего субъекта.

 Признаки специального  субъекта в теории уголовного  прва получили название факультативных  признаков в общем понятии  состава преступления, поскольку они не являются обязательными для всех конкретных составов преступлений. Признаки специального субъекта указываются хотя и в значительном  числе сотавов, но не во всех. Значение этих признаков проявляется различно.

Во-первых, когда признаки специального субъекта являются конструктивными, т.е. закон включает их в основной состас преступления. Тогда признаки специкального субъекта являются обязательными. Лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, указанным в конкретном уголовно-првовой норме, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье, хотя они и совершили действия, предусмотренные диспозицией данной нормы.

Статья 285 УК предусматривает  ответственность за злоупотребление  по службе только должностных лиц, которые используют свои служебные полномочия вопреки интересам службы в корстных или иных личных интересах, если эти деяния повлекли существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Примечания к этой статье, раскрывая признаки должностного лица, в частности, указывают, что таковыми являются лица, являющиеся представителями власти или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах; органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях , в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Исполнение тех же функций в общественных или кооперативных организациях не образует признаков состава злоупотребления служебным положением.

 

Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассматрива дело П. В порядке  протеста, осужденного Свердловским районным народным судом г. Москвы по ч. 1 ст.170 УК*, не установила признаков  субъекта данного преступления. П. Был признан виновным в злоупотреблении служебным положением, причинившем существенный вред общественным интересам. П., работая председателем проектно-строительного кооператива объединения “Промстрой” в г. Москве, был наделен, согласно уставу кооператива, организационно-распорядительными функциями. Используя с корыстной целью свое служебное положение, он, в нарушении устава, без согласия правления и общего собрания кооператива дал указание подчиненным работникам оформить продажу девяти самосвалов, находившихся в собственности кооператива, по заниженной цене в пользу частной фирмы “Полан”, единственным владельцем которой был он сам, чем причинил существенный вред кооперативу. По мнению Судебной коллегии, фактические обстоятельства были установлены народным судом правильно, но юридическая квалификация была дана неверно. Кооператив, возглавляемый П., не является государственным учреждением, поэтому П. Не может быть признан должностным лицом. Действия П  по продаже самому себе девяти самосвалов не образуют признаков преступления, предусмотренного ст. 170 УК, в связи с чем все судебные решения по данному    делу подлежит отмене, а уголовное дело в отношении П.- прекращению за отсутствием признаков состава преступления.*

 

Во-вторых, дополнительные признаки субъекта могут быть включены в конструкцию не основного сотава, а в сотав с отягчающими обстоятельствами. В этом случае они тоже являются обязательными для квалификации преступления.

Статья 290 УК (получение  взятки) предполагает в качестве субъекта основного состава только должностное лицо (первое значение дополнительного признака субъекта). Часть 3 данной статьи указывает специальную характеристику должностного лица в виде его ответственного положения: лицо, занимающее государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации или являющиеся главой органа местного самоуправления. Как выидно, дополнительный признак специального субъекта включен законодателем в конструкцию состава с особо отягчающими обстоятельствами, поэтому должен учитываться судом при квалификации преступления, как и в первом случае. Отсутствие этого признака в совершенном преступлении означает, что деяние не содержит признака сотава, указанного в ч. 3 ст.290 УК, и должно быть переквалифицировано на основной состав преступления.

 

Президиум Верховного Суда РФ не усмотрел признаков должностного лица, занимающего ответственное  положение, в деле Ж., осужденного  по ч.3ст.173 УК*. Ж., работая прокурором отдела по надзору за следствием и  дознанием в органах внутренних дел Покуратуры г.Москвы, был признан виновным в получении от П. Взятки  за оказание помощи в благоприятном исходе уголовного дела П и за организацию необходимой консультативной помощи. Президиум Верховного Суда РФ указал в своем постановлении, что Ж являлся рядовым прокурором отдела, обязанности которого сводились в основном к организации и методическому обеспечению прокурорского надзора. В деле отсутствуют данные, свидетельствующие о широких властных полномочиях Ж., его функциональные обязанности не включали важных служебных функций, прав и полномочий: Ж не обладал процессуальной самостоятельностью, не возбуждал и не прекращал уголовные дела, на проводил следственных действий. При таком положении дела, с учетом конкретных обстоятельств, установленных приговором народного суда, Президиум Верховного Суда РФ обоснованно переквалифицировал действия Ж с ч.3 ст.173 на ч.2 ст.173 (по признаку крупного ущерба)*.

 

Третье значение факультативных признаков проявляется тогда, когда  признаки специального субъекта не предусмотрены  в законе вообще, ни в основном составе, ни в составе с отягчающими обстоятельствами. В этом случае особенности субъекта находятся вне рамок состава. Они относятся к характеристике личности преступника и могут быть учтены судом при назначении наказания в качестве отягчающих обстоятельств, если они предусмотрены в ст. 63 УК.

 

И, по приговору Новгородского  областного суда признан виновным в  нарушении правил безопасности движения и эксплуатации на водном транспорте,повлекшем  несчастный случай с людьми, и осужден  по ч.1 ст.85 УК* к четырем годам лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду. Работая сменным капитаном теплохода, И в день аварии, являясь вахтенным начальником на теплоходе, вместе с рулевым-мотористом П употреблял спиртные напитки. Находясь  в нерезвом состоянии, И при отходе теплохода от берега в нарушение Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, не подавал звуковых сигналов, не вел постоянного наблюдения за окружающей обстановкой и за водным пространством по ходу судна. В результате этого он не заметил находящуюся на пути следования теплохода лодку с людьми, у которой заглох мотор, и  совершил наезд на эту лодку. От столкновения лодка перевернулась, при этом А., находящаяся в лодке попала под рабочие винты теплохода и погибла на месте происшествия. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассматривая дело И по жалобе адвоката, не нашла оснований для смягчения наказания даже при наличии некоторых смягчающих обстоятельств ( первая судимость, расскаяние в содеянном, наличие на  иждивение несовершеннолетних детей), указанных в кассационной жалобе. Решающую роль в оценке действий И сыграло такое отягчающее обстоятельство, как состояние опьянения И в момент совершения преступления, в результате которого наступили тяжкие пследствия – смерть человека*.

 

Таким образом, дополнительные признаки субъекта преступления имеют  троякое значение: 1) когда они  входят в конституцию основного  сотава, они являются обязательными  для квалификации преступления; 2) когда  они входят в конституцию состава с отягчающими обстоятельствами, они являются обязательными для квалификации преступления, совершенного при отягчающих обстоятельствах; 3) когда дополнительные признаки субъекта не имеют конструктивного значения, они являются факультативными и могут быть учтены судом при назначении наказания.

 

 

1.3. Должностное лицо – понятие, виды ответственности должностных лиц. 

Понятие "должностное  лицо" прочно закрепилось в уголовном  праве России, оперируют им и другие отрасли права. Однако до настоящего времени многие вопросы, касающиеся этого понятия, не получили единообразного решения. Достаточно сказать, что не выработано единого определения должностного лица. Так, в комментарии к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях отмечается, что к должностным лицам следует относить служащих государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, имеющих право совершать в пределах своей компетенции властные организационно-распорядительные действия. При этом индивидуальные предприниматели, а также руководители коммерческих юридических лиц в случае выполнения ими функций, аналогичных функциям должностных лиц в государственном секторе, могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица 1. Однако в примечании 1 к ст. 285 УК России дается совершенно иное толкование данного понятия. Этим проблема не исчерпывается.

Несмотря на то, что  в УК России содержится определение  должностного лица, в теории уголовного права и судебно-следственной практике вызывают трудности случаи признания  отдельных категорий служащих должностными лицами. В частности, длительное время ведется дискуссия о том, относятся ли преподаватели к числу названных лиц. Решению этого спорного вопроса и посвящена настоящая статья.

Прежде всего, обратимся  к ст. 285 УК России, в примечании 1 к которой указывается: "Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации". Характер и место выполнения отмеченных функций - это те критерии, которые законодатель считает необходимыми признаками должностного лица. В рассматриваемом аспекте представляет интерес выполнение указанных функций в государственных и муниципальных учреждениях. В статье 120 Гражданского кодекса РФ под учреждением понимается некоммерческая организация, создающаяся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично. Некоммерческая организация в форме учреждения может быть создана и для достижения образовательных целей (ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях7).

Образование представляет собой целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (Закон РФ "Об образовании").8

Следует отметить, что  в теории уголовного права существуют две прямо противоположные позиции. Одни авторы считают, что учителя, преподаватели высших и средних учебных заведений не могут быть признаны субъектами должностных преступлений.9 Другие полагают, что в случаях принятия экзаменов и зачетов преподаватели выполняют организационно-распорядительные функции и, следовательно, являются в этот момент должностными лицами.10 Решение данного вопроса лежит в плоскости разделения функций служащих государственных и муниципальных учреждений на "управленческие" и профессиональные.

Информация о работе Злоупотребление правом и полномочиями