Злоупотребление правом и полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Работа состоит из  1 файл

Субьект - диплом.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

Объективная сторона  нарушения законодательства об охране труда состоит в невыполнении или нарушении требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (в Правилах и инструкциях по охране труда, правилах безопасности, санитарных правилах, санитарных нормах и др.) обязательных для исполнения организациями всех форм собственности при осуществлении ими любых видов деятельности.

Привлечение к административной ответственности осуществляется за нарушение конкретных требований охраны труда, выявленных в процессе надзора и контроля за соблюдением таких требований.

Субъектом правонарушения может быть только должностное лицо - лицо, наделенное правом совершать  в пределах своей компетенции действия организационно-распорядительного характера. Следовательно, к административной ответственности могут быть привлечены как руководители организаций, так и иные должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда.

Нарушение требований охраны труда должностным лицом может  выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных  правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Таким образом к административной ответственности может быть привлечен  как непосредственный организатор  работ (мастер, начальник участка), так  и должностные лица, обязанные  обеспечивать безопасность труда (начальник  цеха, главный инженер организации) или одновременно те и другие.

С субъективной стороны  нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как  умышленно, так и по неосторожности.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в соответствии со ст. 210 КоАП вправе:

руководители государственных  инспекций труда за нарушение  законодательства Российской Федерации  о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф  в размере до ста минимальных  размеров оплаты труда;

государственные инспектора по охране труда за нарушения законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

государственные правовые инспектора труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (К числу административных правонарушений, которые могут рассматриваться государственными инспекциями труда ст. 210 КоАП относит также административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 411 - 414 КоАП, однако автор их не касается, поскольку данный вопрос выходит за пределы темы настоящей статьи.).

Привлечение к административной ответственности органами Госгортехнадзора России на подконтрольных им объектах в случаях нарушения правил безопасного ведения работ. Госгортехнадзор России и его местные органы осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

Функции Госгортехнадзора России определены Положением о Федеральном  горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г.43

К названному Положению  прилагается Перечень предприятий (организаций), производств, объектов и  работ, надзор за которыми осуществляют органы Федерального горного и промышленного  надзора России.

В соответствии с данным Положением Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование  и надзор на территории Российской Федерации через образуемые им региональные органы (округа). Госгортехнадзор России и подведомственные ему органы составляют единую систему федерального и промышленного надзора.

В соответствии с Федеральным  законом от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3588.) на Госгортехнадзор  России дополнительно возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных и надзорных функций в области промышленной безопасности (См. постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" - СЗ РФ, 1998, № 30, ст. 3775).

Должностные лица Госгортехнадзора России, специально уполномоченные в  области промышленной безопасности, при исполнении своих служебных обязанностей вправе выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований промышленной безопасности, при необходимости опечатывать опасные производственные объекты, помещения на указанных объектах или технические устройства, применяемые на производственных объектах, привлекать к административной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности и др. (ст. 16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). 
Привлечение лиц, виновных в нарушении требований безопасности к административной ответственности в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора, может иметь место за неоднократное нарушение должностными лицами правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ и выражается в наложении штрафа в установленных размерах (ст. 88 КоАП).

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Госгортехнадзора за нарушения правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ  в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, вправе:

руководитель федерального органа Госгортехнадзора России и его  заместители - штраф до 1/2 минимального размера оплаты труда;

начальники управления и округов государственного горного надзора и их заместители, начальники отделов и инспекций указанных управлений и округов и их заместители - штраф в размере до одной трети минимального размера оплаты труда;

Главные государственные  инспектора и государственные инспектора указанных управлений и округов - штраф в размере до одной десятой минимального размера оплаты труда (п. 2 ч. 2 ст. 211 КоАП).

Привлечение к административной ответственности органами Госатомнадзора России в случаях нарушения правил по ядерной и радиационной безопасности. Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляет Госатомнадзор России и его региональные органы. Задачи и функции этого органа определены Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июля 1992 г. с последующими изменениями.44

В соответствии с названным  Положением Госатомнадзор России организует и осуществляет государственный  надзор: за соблюдением действующих правил и норм ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе; применяет предусмотренные законодательством санкции при нарушениях требований правил и норм по безопасности. В частности. Госатомнадзор России вправе выдавать руководителям и другим должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований по ядерной и радиационной безопасности и представляющих опасность для здоровья людей и окружающей среды; привлекать в пределах своей компетенции и в порядке, определенном действующим законодательством, к административной ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений и организаций. виновных в нарушении требований правил, норм ядерной и радиационной безопасности; направлять правоохранительным органам материалы о нарушениях требований правил и норм безопасности, содержащих признаки преступлений, согласно действующему уголовному законодательству Российской Федерации и др.

Согласно ч. 2 ст. 88 КоАП нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ  на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. Указанная ответственность может наступать и при однократном нарушении норм, правил и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Госатомнадзора в соответствии со ст. 212 КоАП вправе следующие должностные лица этих органов:

начальники инспекций  Госатомнадзора России вправе налагать штраф в размере до 30 рублей;

начальники управлений округов Госатомнадзора России и  их заместители - штраф в размере  до пятидесяти рублей,

Председатель Госатомнадзора России и его заместители могут  налагать штраф в размере до 100 рублей.

Предупреждение в качестве меры административного взыскания может выноситься указанными должностными лицами.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что если к нарушителю применено административное взыскание в виде предупреждения, то штраф на него не налагается.

Привлечение к административной ответственности органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы в случаях нарушения санитарно-гигиенических норм и правил. Государственный надзор за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарных правил и норм осуществляется органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Основные принципы организации  и деятельности системы Государственной  санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор за соблюдением санитарного законодательства, закреплены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".45

Структура органов и  организаций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации определена Положением о названной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г.46

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, и в случае выявления нарушения санитарного законодательства могут давать работодателям предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Главные государственные  санитарные врачи и их заместители  наряду с указанными выше правами  наделены следующими полномочиями: 
рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; давать работодателям обязательные предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил в установленные предписанием сроки о вызове в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства; выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения выявленных нарушений санитарного законодательства или о запрещении в случае невозможности его устранения, проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию, эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг; выносить мотивированные постановления о наложении административных взысканий в виде предупреждения или штрафов за нарушение санитарного законодательства.

Согласно ст. 42 КоАП нарушение  санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (кроме правил и норм по охране атмосферного воздуха) - влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей, а на должностных лиц - до пятидесяти рублей.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, вправе должностные лица санитарно-эпидемиологической службы, указанные в ст. 216 КоАП.

Например, за нарушение  санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (кроме правил и норм по охране атмосферного воздуха) - главный государственный санитарный врач России и его заместители вправе наложить штраф - на граждан в размере до 1- рублей и на должностных лиц - до 50 рублей, а за нарушение указанных правил на воздушном транспорте - на граждан штраф в размере до 30 рублей и на должностных лиц - до 50 рублей;

Главные государственные  санитарные врачи субъектов Российской Федерации их заместители, Главные  государственные санитарные врачи  городов, районов и зон на водном транспорте - на граждан в размере до 10 рублей и на должностных лиц - до 20 рублей (п. 1 ч. 2 ст. 216 КоАП).

При необходимость материалы  о нарушениях санитарного законодательства направляются санитарно-эпидемиологическими  службами в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

Информация о работе Злоупотребление правом и полномочиями