Злоупотребление правом и полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Работа состоит из  1 файл

Субьект - диплом.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

Согласно ст. 26 УК РФ преступлением  по неосторожности признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Причинение смерти по легкомыслию может быть совершено  при обстоятельствах, когда виновный предвидит возможность наступления смерти, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на ее предотвращение, например, полагаясь на свои профессиональные знания и мастерство.

При причинении смерти по небрежности виновный не предвидит  возможности наступления смерти потерпевшего, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог ее предвидеть.

Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве  и эксплуатации объектов атомной  энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее  по неосторожности смерть человека, радиоактивное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 215 УК РФ).

Правила и нормы в  области ядерной и радиационной безопасности (кроме санитарно-гигиенических  норм облучения и радиоактивных  загрязнений) разрабатываются и  утверждаются Госатомнадзором России (самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями).

К объектам атомной энергетики, на которые распространяются указанные  правила, согласно ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. "Об использовании  атомной энергии" (СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4552.) относятся ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов и др.

Субъектами деяний, подпадающих под действие ст. 215 УК РФ, могут быть как должностные лица, так и иные лица, деятельность которых связана с соблюдением правил безопасности на объектах атомной энергетики.

Ответственность по указанной  статье различается в зависимости  от наступивших последствий. Если действия виновного могли повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, то они квалифицируются по ч. 1 ст. 215 УК РФ. В случаях, когда действия виновного повлекли по неосторожности смерть человека, радиоактивное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, ответственность наступает по ч. 2 данной статьи. При этом иные тяжкие последствия могут заключаться в утрате трудоспособности пострадавшими, возникновении профессиональных и иных массовых заболеваний людей, причинении существенного имущественного ущерба организациям и гражданам и др.

Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью человека - наказывается штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до двух месяцев. либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее  по неосторожности смерть человека или  иные тяжкие последствия - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 216 УК РФ).

При этом понимание "тяжкого  вреда здоровью" и "средней  тяжести вреда здоровью" является таким же, как в случаях нарушения правил охраны труда, подпадающих под действие ст. 143 УК РФ. Под иными тяжкими последствиями понимается вынужденное прекращение работ, порча ценных механизмов, причинение крупного имущественного ущерба, значительный ущерб окружающей среде и т.п.35

Что касается видов работ, при ведении которых с нарушением правил безопасности виновные подлежат ответственности по ст. 216 УК РФ, то они  на практике четко разграничиваются. Так, исходя из ст. ст. 22 и 24 Федерального закона от 3 марта 1995 г. "О недрах",36 к горным работам относят работы, связанные с пользованием недрами: строительство и эксплуатация подземных сооружений по добыче полезных ископаемых, а также строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; буровые работы; добычу полезных ископаемых и другие работы, связанные с пользованием недрами.

К строительным работам  относятся земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочный и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом или сносом жилых зданий и сооружений производственного, бытового и иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций, кроме аналогичных работ, выполняемых пользователями недрами).37

Под нарушением правил безопасности при выполнении строительных работ  понимаются как действия, несоответствующие требованиям специальных правил (СНиП, ведомственных инструкций по технике безопасности и пр.), так и бездействие в условиях необходимости их совершения. В первом случае это будут, в частности, неправомерные указания руководителей строительными работами (прорабами, мастерами и пр. Например, приказ на выполнение самостоятельных верхолазных работ лицам, не отвечающим хотя бы одному из требований, предъявляемым к ним специальными правилами: достижение 18-летнего возраста; наличие медицинского заключения по результатам обязательного медицинского осмотры о пригодности к выполнению верхолазных работ; наличие стажа верхолазных работ (с наставником) не менее 1 года и тарифного разряда не ниже третьего. Бездействие может выражаться в невыполнении тех или иных обязательных для обеспечения безопасных условий труда мероприятий: установки защитных ограждений при разработке котлованов и траншей, устройства сигнального освещения в ночное время и т.д.38

К иным работам относят  специфические работы всех видов, за исключением горных и строительных, не связанные с производством работ на взрывоопасных объектах.39 
В соответствии со ст. 217 УК РФ нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах в случаях. когда это нарушение могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности ил заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее  по неосторожности смерть человека или  иные тяжкие последствия, - наказывается ограничением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Взрывоопасными объектами  являются взрывоопасные предприятия, цеха, в которых по условиям технологического процесса могут быть использованы или образованы смеси горючих веществ, паров с воздухом, бензин, спирт, порох и т.п., способные вызвать взрыв.

Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах может выражаться в нарушении производственно-технической дисциплины или специальных правил безопасности, эксплуатации неисправного электрооборудования, пользования огнем, курении и др.

В случаях, когда указанные  нарушения повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, виновные должностные лица наказываются ограничением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под иными тяжкими  последствиями понимается причинение тяжкого или средней тяжести  вреда здоровью, уничтожение объектов, причинение крупного имущественного ущерба, значительный ущерб окружающей среде  и т.п.

Субъектом преступления может быть как должностное, так и недолжностное лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, обязанное соблюдать правила безопасности. 
За нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий как должностные лица, так и другие работники организаций в случаях. когда эти действия повлекли по неосторожности тяжкие последствия, могут быть подвергнуты лишению свободы на срок от двух до пяти лет (ст. 218 УК РФ).

Применительно к лицам, состоящим в трудовых правоотношениях, субъектами преступления могут быть как должностные лица, так и другие работники предприятия, достигшие шестнадцатилетнего возраста, использующие в процессе работы взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества или пиротехнические изделия.

 

Административная ответственность.

 

В соответствии со ст. 10 Кодекса  РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) под административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Такая ответственность предусмотрена названным Кодексом. Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось, наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и законодательства об охране труда, обладающие для этого широкими полномочиями в сфере своей деятельности.

Привлечение к административной ответственности органами федеральной  инспекции труда в случаях  нарушения законодательства об охране труда. Федеральная инспекция труда - это единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическим лицами, на которых это законодательство распространяется. В названную систему входит Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ и государственный инспекции труда в субъектах Российской Федерации, а также межрегиональные государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами министерства.40

Система образована на базе федеральной инспекции труда  Минтруда России и подведомственных ей государственных инспекций труда  в субъектах Российской Федерации  и функционирует в соответствии с Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г.41

Государственные инспекции  труда: осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением  законодательства РФ о труде и  охране труда в организациях, расположенных на соответствующих территориях; вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; предъявлять работодателям (их представителям) для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности; привлекать к административной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда. Аналогичными правами обладают и государственные инспекторы по охране труда.42

Привлечение к административной ответственности руководителей, должностных  лиц и других работников, ответственных  за соблюдение требований охраны труда, выражается в наложении штрафа на указанных лиц, виновных в нарушении  законодательства об охране труда.

Конкретные размеры  штрафов за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда  предусмотрены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП). Так, согласно ст. 41 КоАП РСФСР нарушение  должностным лицом организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательстве Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Злоупотребление правом и полномочиями