Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:43, дипломная работа

Описание

Анализ российского законодательства ответственности за получение взятки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ

1.1. Ретроспективный анализ уголовной ответственности за получение взятки в дореволюционной России

1.2. Анализ истории советского уголовного законодательства и судебной практики об ответственности за получение взятки

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.290 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Объект и предмет получения взятки

2.2. Объективная сторона получения взятки

2.3. Субъект получения взятки

2.4 Субъективная сторона получения взятки

2.5. Квалифицирующие признаки получения взятки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Уголовная ответственность за получение взятки КрасГАУ.doc

— 379.50 Кб (Скачать документ)

УК РФ не дифференцирует уголовную ответственность в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и пр. Криминологические признаки, в том числе индивидуальные особенности личности преступника, на квалификацию преступления не влияют. Они учитываются при назначении наказания в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (ст. ст. 60, 61, 63 УК РФ)[62].

Уголовно-правовые признаки субъекта преступления указаны в ст. ст. 19 - 21 УК РФ. Субъекта, обладающего этими признаками, принято называть общим субъектом преступления.

Для квалификации преступлений установление названных уголовно-правовых признаков является обязательным. Отсутствие какого-либо признака общего субъекта преступления исключает состав преступления. Если преступление совершается двумя или более лицами и одно из них не обладает хотя бы одним признаком общего субъекта, соучастие исключается[63].

В Особенной части УК РФ есть немало норм, в которых указаны и иные характеризующие субъект признаки. В общем понятии состава преступления они являются факультативными. Однако, будучи названными в диспозиции нормы, они становятся обязательными для доказывания, а лицо, обладающее ими, приобретает статус специального субъекта преступления, т.е. лица, характеризующегося дополнительно лишь ему присущими качествами[64].

Признаки специального субъекта обязательно учитываются при квалификации конкретного преступления, причем лицо, не обладающее таковыми, не может быть исполнителем преступления.

Лицо является субъектом преступления, если оно лично, собственными силами выполнило состав преступления. Оно также становится таковым, если для совершения общественно опасных действий и достижения преступных последствий использует других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК РФ (ч. 3 ст. 33).

Субъектом преступления признаются исполнители и все другие соучастники (организаторы, подстрекатели и пособники)[65]. Специфика квалификации последних состоит в том, что эта их роль отражается в формуле квалификации путем указания на конкретную статью Особенной части, а также на ч. ч. 3, 4 или 5 ст. 33 УК РФ. Действия (бездействие) субъекта-исполнителя квалифицируются по конкретной статье УК РФ без ссылки на ст. 33.

Субъектом преступления наряду с лицами, совершившими оконченное преступление, признаются также граждане, виновные в совершении неоконченного преступления (приготовления только к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушения). Специфика квалификации содеянного ими состоит в том, что в формуле квалификации кроме конкретной статьи Особенной части УК РФ указываются ч. 1 или ч. 3 ст. 30.

Во многих нормах УК РФ предусмотрена ответственность специального субъекта[66], т.е. лица, которое помимо трех обязательных признаков должно обладать дополнительными признаками, названными в конкретной статье закона. Заметим, однако, что характеристика возраста специального субъекта может изменяться в зависимости от формулировки конкретной нормы закона.

В таких преступлениях исполнителем, а следовательно, и субъектом может быть только лицо, обладающее дополнительным(-и) признаком(-ами), названным(-и) в норме закона.

Законодательной основой квалификации преступлений по признаку специального субъекта является конкретная норма, где обозначены его специальные признаки. В большинстве статей они лишь названы. В таких случаях большая роль в квалификации соответствующих преступлений принадлежит судебной практике.

Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" Уголовного кодекса РФ является историческим правопреемником гл. 7 "Должностные преступления" Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. В связи с этим преступления, указанные в гл. 30 Уголовного кодекса РФ, называют (с известной степенью условности) должностными. Однако в отличие от предыдущего уголовного закона Уголовный кодекс РФ допускает совершение некоторых должностных преступлений специальными субъектами, не являющимися должностными лицами. Единственным исключением выступает состав дачи взятки (традиционно следующий за составом получения взятки), субъект которого общий.

Исходя из этого, субъекта получения взятки надлежит признать специальным, поскольку им является должностное лицо (чиновник).

При этом, следует отметить, что в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" от 10.02.2000 № 6 (ред. от 23.12.2010)[67] обращается внимание судов на то, что в соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

С.В. Максимов предлагает выделить шесть видов специальных субъектов должностных преступлений, подлежащих ответственности по статьям гл. 30 Уголовного кодекса РФ[68], в том числе за получение взятки[69].

1. Должностные лица, являющиеся представителями власти.

Понятие представителя власти закреплено в примечании к ст. 318 Уголовного кодекса РФ - им является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Исходя из ст. 10 Конституции РФ, к таким субъектам относятся лица, обладающие правами и несущие обязанности по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти и реализующие полномочия федеральной государственной власти РФ, государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Наделение лица властью влечет признание его должностным лицом независимо от уровня компетенции, а также периода времени, на который полномочия представителя власти были ему делегированы от имени государственного или муниципального органа.

Особенностью представителей власти является то, что они в пределах своей компетенции наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения всеми гражданами, а также юридическими лицами независимо от формы собственности, их ведомственной принадлежности и подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении. Некоторые представители власти (судьи, прокуроры и др.) вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, однако обладают властными, распорядительными полномочиями по отношению к неопределенному кругу лиц.

2. Должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Указанная категория субъектов должностных преступлений характеризуется тем, что признание их должностными лицами непосредственно зависит от содержания служебных полномочий, от того, выполняют они или нет организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции в определенных государственных и муниципальных структурах. Применяя терминологию, используемую законодателем в гл. 23 Уголовного кодекса РФ, можно сказать, что организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции должностного лица являются управленческими, поскольку влекут за собой юридически значимые последствия (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) лишь в сфере его служебной деятельности. Лицо может быть признано должностным по признаку наделения его организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными функциями только после анализа содержания его полномочий в рамках занимаемой должности.

Понятие организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в уголовном законе не раскрывается и традиционно является предметом разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. В частности, в Постановлении от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий[70].

Существуют профессии (врачи, педагоги), которые предусматривают в рамках трудовых правоотношений в одних ситуациях исполнение чисто профессиональных обязанностей, а в других - осуществление организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций. В таких случаях для признания лица должностным требуется анализ исполненной им трудовой функции и отнесение ее к числу управленческой (организационно-распорядительной или административно-хозяйственной).

3. Должностные лица, занимающие государственные должности Российской Федерации.

В соответствии с прим. 2 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ такими субъектами являются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Замещение должностным лицом государственной должности Российской Федерации является криминообразующим признаком, повышающим степень общественной опасности должностных преступлений, в которых он закреплен. Однако следует отметить, что данный признак распространяется также на составы преступлений, предусмотренные другими главами Уголовного кодекса РФ. В частности, он используется законодателем для создания квалифицированных составов четырех должностных (ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290 УК РФ) и двух "недолжностных" (ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 354 УК РФ) составов преступлений.

Исчерпывающий Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации определен Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 "О государственных должностях Российской Федерации"[71] и включает в себя 50 должностей: Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания, федерального министра, Генерального прокурора РФ, судьи федерального суда и др.

Например, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ при кассационном рассмотрении дела изменила приговор, указав, что суд первой инстанции необоснованно квалифицировал получение взяток старшим следователем прокуратуры района как совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации. Согласно Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 января 1995 г., следователи прокуратур в их число не входят[72].

4. Должностные лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации.

Согласно прим. 3 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ под указанными должностными лицами понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Замещение должностным лицом государственной должности субъекта Российской Федерации выступает криминообразующим признаком, аналогичным по своему уголовно-правовому значению занятию государственных должностей Российской Федерации, повышающим степень общественной опасности некоторых должностных (ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290 УК РФ) и "недолжностных" (ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 354 УК РФ) преступлений.

В отличие от государственных должностей Российской Федерации, устанавливаемых федеральным законодательством, государственные должности субъектов Российской Федерации определяются региональными нормативными актами. Действие последних ограничено пределами территории одного конкретного субъекта Российской Федерации. Поскольку законодательство о государственной службе субъектов Российской Федерации не является унифицированным, для определения перечня государственных должностей субъектов Российской Федерации необходимо обратиться к соответствующему региональному законодательству.

Например, в Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 30 января 2006 г. № 06-ЗО "О государственных должностях Ульяновской области", в соответствии с которым государственными должностями Ульяновской области признаются должности, устанавливаемые Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Ульяновской области, включенные в перечень государственных должностей, утвержденный данным Законом. Указанный перечень включает 21 должность, в частности: губернатора Ульяновской области, председателя Законодательного Собрания Ульяновской области, заместителя Губернатора Ульяновской области - руководителя аппарата губернатора и правительства Ульяновской области, секретаря совета безопасности при губернаторе Ульяновской области, министра Ульяновской области и др.

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки