Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:43, дипломная работа

Описание

Анализ российского законодательства ответственности за получение взятки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ

1.1. Ретроспективный анализ уголовной ответственности за получение взятки в дореволюционной России

1.2. Анализ истории советского уголовного законодательства и судебной практики об ответственности за получение взятки

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.290 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Объект и предмет получения взятки

2.2. Объективная сторона получения взятки

2.3. Субъект получения взятки

2.4 Субъективная сторона получения взятки

2.5. Квалифицирующие признаки получения взятки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Уголовная ответственность за получение взятки КрасГАУ.doc

— 379.50 Кб (Скачать документ)

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 (в ред. от 23 декабря 2010 г.) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", предметом взятки также могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами[36].

К таким выгодам также следует относить безвозмездное оказание услуг (ремонт автомобиля, строительство объекта недвижимости, оказание образовательных, медицинских услуг и пр.) или их оказание по необоснованно заниженной цене. В последнем случае размер взятки составляет разницу между ценой реальной услуги и фактически уплаченной взяткополучателем суммы за оказание этой услуги.

В любом случае предоставляемая взяткополучателю выгода должна иметь имущественный характер. Поэтому указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в уголовном деле денежную оценку. В этом отношении в п. 16 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано: "Любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов".

Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. В этом случае действия виновного квалифицируются по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ. В соответствии с примечанием к этой статье крупный размер взятки составляют сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Предметом взятки является только незаконное вознаграждение - имущественные выгоды, незаконно предоставляемые взяткополучателю по решению должностного лица или под влиянием должностного лица государственными, муниципальными органами за счет средств их бюджетов (незаконное выделение квартир, земельных участков).

Напротив, предоставление лицу законного вознаграждения не охватывается понятием взяточничества. К таким случаям следует относить:

- выплату законного вознаграждения по службе (премии);

- трудоустройство родственников или близких должностного лица при условии, что эти лица реально исполняют условия трудового договора в полном объеме. Наоборот, фиктивное трудоустройство, когда указанные лица только лишь числятся на работе и не принимают реального участия в деятельности организации-работодателя, может рассматриваться как "прикрытая" взятка.

"Прикрытая" (завуалированная) взятка представляет собой передачу предмета взятки в скрытой форме под видом легальных операций или действий внешне не напоминающих предоставление незаконных материальных благ или преимуществ материального характера, например трудоустройство родственников на неадекватно выгодных условиях, проигрыш в карты в пользу должностного лица, назначение и выплата необоснованно завышенных авторских и иных гонораров. В любом из перечисленных случаев необходимо установить явное несоответствие доходов, получаемых в результате выполнения таких договорных обязательств, общим аналогичным условиям с обязательной причинной связью в действиях должностного лица[37].

- заключение договоров (трудовых, подряда, авторских и пр.) на выгодных условиях.

Следует обратить внимание на отграничение взятки от дарения (получения-дачи взятки от получения должностным лицом простого подарка).

1. Согласно п. 6, 7 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[38] гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации[39].

Сокрытие и присвоение подарка в этом случае также не является получением взятки. Такие действия могут быть квалифицированы, например, как хищение.

В соответствии со ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан; лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Взяточничество предполагает получение взяткополучателем материальных выгод или вещей при условии совершения действий во благо взяткополучателя - имеет место наличие у взяточников встречных обязательств (по совершению действий, бездействия, осуществлению попустительства, покровительства в пользу взяткодателя с использованием служебного положения) по отношению к взяткодателю - встречного предоставления. В соответствии со ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (данная сделка является притворной, т.е. сделкой, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, и в соответствии со ст. 170 ГК РФ признается ничтожной - договор дарения не имеет места).

Следовательно, стоимость подарка не является составообразующим элементом объективной стороны состава ст. 290 УК РФ, т.е. для квалификации взяточничества значения не имеет, и ссылка на ст. 575 ГК РФ при квалификации взяточничества не состоятельна.

Полагаем, что при малозначительном размере предмета взятки, с учетом оценки совокупности предоставленных взяткодателю преимуществ, общего покровительства и пр., следует решать вопрос о применении ч. 2 ст. 14 УК РФ.

В этом отношении Верховный Суд РФ постановил: "По смыслу закона получение взятки - преступление, совершаемое из корыстных побуждений, когда должностное лицо сознает, что материальные ценности ему переданы как взятка за совершение определенных действий, входящих в его служебные полномочия, в интересах взяткодателя"[40].

Поэтому любой подарок, независимо от его стоимости, является предметом взятки только в том случае, если вручение подарка находится в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями в пользу взяткодателя или такие действия находятся в причинной связи с последующим вручением подарка.

В любом случае в качестве предмета взятки следует признавать имущественные блага, приобретаемые должностным лицом исключительно в связи с его должностным положением и служебной деятельностью.

 

2.2. Объективная сторона получения взятки

Объективная сторона преступления с достаточной полнотой раскрыта в уголовно-правовой литературе[41]. Объективная сторона - это совокупность внешних признаков преступления, характеризующих его как общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, а в случае бланкетной диспозиции - иными нормативными актами; это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемые уголовным законом общественные отношения, причиняющий им вред или создающий угрозу причинения вреда. Квалифицировать преступление по объективной стороне - это значит установить тождество между совершенным общественно опасным деянием и объективной стороной конкретного состава преступления. Для квалификации преступления имеют значение только те признаки, которые указаны в соответствующей норме закона[42].

Объективную сторону как элемент состава преступления характеризуют юридически значимые признаки: общественно опасное действие (бездействие), общественно опасные последствия, причинная связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями; способ, место, время, орудия, средства, обстановка совершения преступления.

В общем учении о составе преступления эти признаки принято делить на обязательные (действие (бездействие)) и факультативные (все остальные). Причем факультативные признаки можно разделить на две группы: а) последствие и причинная связь становятся обязательными для всех конкретных материальных составов, б) время, место, способ, средства совершения преступления, обстановка - это иные факультативные признаки.

Объективная сторона включает большее число признаков, ее характеризующих, которые обрисованы в норме закона полнее, чем признаки других элементов состава. Б.А. Куринов в связи с этим справедливо отмечает, что такое внимание законодателя к формированию в уголовном законе признаков объективной стороны не случайно, именно во внешней стороне преступления в первую очередь объективируется общественная опасность деяния, именно "характеристика объективной стороны преступления в уголовном законе отражает состояние (направленность) и "объем" уголовной репрессии в стране"[43].

В процессе квалификации преступлений участвуют все те признаки объективной стороны, которые названы в конкретной норме закона.

Законодательной основой квалификации по объективной стороне в основном являются конкретные нормы Особенной части УК, где исчерпывающе названы ее признаки. Специфические особенности законодательной основы квалификации некоторых признаков получения взятки будут названы при их рассмотрении.

Выяснение содержания объективной стороны получения взятки, впрочем, как и любого другого преступления, имеет важное теоретическое и практическое значение.

Действующим уголовным законодательством (ч. 1 ст. 290 УК РФ) получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Зафиксированный таким образом в законе и на практике перечень видов поведения должностного лица положил конец многолетней дискуссии, во-первых, о возможности получения взятки за действия, возможность совершения которых определяется не компетенцией, а должностным положением взяткополучателя и, во-вторых, о возможности получения взятки за конкретно не оговоренные действия.[44]

На сегодняшний день не важно, входят ли выполняемые должностным лицом действия непосредственно в круг его служебных обязанностей или он может совершить их, используя авторитет занимаемой должности. Важно, чтобы выполнение им действий было объективно возможно в силу занимаемой должности.

Данная законодательная конструкция, являясь более удачной по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством, все же остается довольно сложной и не совсем четкой. Она не решает ряд вопросов, на которые до настоящего времени в теории уголовного права и судебной практике нет однозначных ответов.

Пожалуй, лишь некоторые признаки объективной стороны получения взятки не вызывают особых разночтений. Одним из них является получение взятки лично или через посредника. Практика порой трактовала признак личного получения буквально. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (п. 9) дано достаточно широкое толкование понятия "лично": "если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки".

К категории "родные" относятся родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг. Понятие "близкие" раскрыто в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. № 3 "О судебной практике по делам о вымогательстве"[45] (п. 13) и от 27 января 1999 г. № 1 "О судебной практике по делам об убийстве"[46] (п. 6)[47].

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки