Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа

Описание

В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 165.42 Кб (Скачать документ)

      Изложенное  нами мнение, по поводу квалификации таких  действий, не является бесспорным, но вместе с тем, приводит к суждению о необходимости  рассмотрения и более подробного толкования данного прецедента, применительно  к исследуемому составу преступления.

      Следующим признаком субъекта, является основание  выполнения служебных функций. Закон  говорит о выполнении этих обязанностей постоянно, временно или по специальному полномочию. Считается, что постоянно - это значит, что работник занимает штатную должность, принят на нее  на неопределенное время или на определенный контрактом срок. Рассматриваемое основание, имеет определенные характеристики, к числу которых следует отнести, неопределенный или предусмотренный  контрактом срок исполнения должностным  лицом служебных полномочий, их юридическое  оформление, замещение таким лицом  определенной должности. Временно выполняющим  служебные функции считается  работник, который замещает отсутствующего ввиду отпуска, болезни и т.д. либо назначен исполняющим обязанности  на вакантное место (например, с испытательным  сроком), но без утверждения на постоянную работу в этой должности. Временное  основание исполнения должностным  лицом служебных функций, имеет  практически те же характеристики, что и постоянное, но за некоторым  исключением. Это касается кратковременного характера исполнения должностным  лицом своих служебных обязанностей, и как об этом уже было сказано  выше, такое лицо занимает соответствующую  должность, без утверждения в  ней на постоянную работу, т.е. в связи  с определенными обстоятельствами, в частности и с теми, о которых  речь шла выше. Выполняющим служебные  функции по специальному полномочию признается лицо, которое не занимает должность ни постоянно, ни временно, но которому поручена работа, связанная  с выполнением таких функций. На наш взгляд, указанное основание, обладает такими характеристиками, как, кратковременное или разовое  исполнение полномочий должностным  лицом, их юридическое оформление, строго определенный круг специальных полномочий, и то, что их реализация не связана  с замещением лицом определенной должности.

     Следующим существенным и отличительным признаком  специального субъекта получения взятки, вытекающим из легальной дефиниции, является место выполнения лицом  служебных функций, а именно органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и  муниципальные учреждения, а также  вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Под  органами государственной власти следует  понимать, все предусмотренные законодательством  Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ. Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

     Под вооруженными силами Российской Федерации  понимается государственная военная  организация, составляющая основу обороны  Российской Федерации, предназначенная  для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной  защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а  также для выполнения задач в  соответствии с международными договорами Российской Федерации.39 Под другими войсками понимаются сводные отряды, подразделения, а также не входящие в структуру вооруженных сил виды войск Министерства внутренних дел России, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы безопасности и других силовых министерств. Воинские формирования - это вспомогательные воинские структуры, в частности, организации военного строительства, военная промышленность, научно-исследовательские учреждения и др.

     Субъективная  сторона - непременный элемент состава  любого преступления, что обусловлено  принципом субъективного вменения, сформулированного в ст. 5 УК РФ. Вина - является обязательным признаком  субъективной стороны. Без вины нет  и не может быть состава преступления, а следовательно, и уголовной  ответственности.

     Взяточничество - это умышленная преступная деятельность. Субъективная сторона взяточничества характеризуется виной в виде прямого умысла. При получении  взятки виновный понимает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение каких либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя и при этом использует свое служебное положение. Умыслом в данном случае является осознание взяткополучателя об осведомлении взяткодателя, что получаемое должностным  лицом вознаграждение незаконно. И  дается она за действия (бездействия) предоставленные с использованием служебного положения.

     А может ли получение взятки осуществляться с косвенным умыслом? Например, предмет  взятки «подкидывается» незаметно  для самого лица, которому он предназначается, в ящик стола, в карман пальто, среди  листов книг. Взяткополучатель не имел желания получить вознаграждение, он даже не выражал это, но затем, обнаружив  у себя предмет взятки, просто смирился с этим фактом, то есть, как бы сознательно  его допустил. Нежелание субъекта вернуть предмет взятки или заявить  о нем в соответствующие органы более чем предполагает оставить его у себя. Любой здравомыслящий человек, понимая, что ему передана взятка, не может отнестись к этому  безразлично, так как сознаёт, что  совершает преступление.

     Обязательными признаками получения взятки является корыстный мотив и цель – нажива. 40

     Взятка  не может быть без корыстного мотива и без цели наживы. Даже в случае, если ценности или деньги, полученные в качестве предмета взятки, должностное  лицо переадресует в пользу третьих  лиц (родных, знакомых), следует считать, что это лицо распорядилось ценностями как своими собственными, что, естественно, не устраняет преступность содеянного.

     Корыстные мотив и цель непосредственно  не зафиксированы в тексте уголовного закона, но вытекают из самой природы  получения взятки как специального вида корыстного злоупотребления должностными полномочиями и материального характера  предмета взяточничества. Поэтому в  тех случаях, когда должностное  лицо, получая незаконное вознаграждение за свое служебное поведение, изначально имеет цель израсходовать полученные им средства на нужды руководимой  им организации, использовать их в благотворительных  целях и тому подобное, состав получения  взятки здесь отсутствует.

     Однако  иная ситуация и иная правовая оценка действий должностного лица имеет место  в случае, если ценности или деньги принимаются в пользу предприятия, общественной организации либо государства  в целом, то есть если должностное  лицо принимает ценности не в свое личное пользование, без цели наживы. Сейчас такое явление распространено и именуется спонсорством.

     Отграничение  взяточничества от спонсорской помощи не входит в число правовых вопросов и является процессуальной проблемой. Но в принципе это сделать несложно, так как спонсорство, как правило, не осуществляется тайно, а напротив, широко рекламируется и является положительным явлением.

     Однако  возможна ситуация, когда спонсорская  помощь оказывается под давлением  со стороны должностного лица. Такое  «спонсорство» может проявиться в получении дорогого подарка, который  должностное лицо использует, например, в своем кабинете, на рабочем столе. В данном случае, стоит вести речь о незаконном получении спонсорской  помощи, о ее вымогательстве, то есть имеет место не что иное, как  получение взятки, сопряженное с  вымогательством.

     Для того чтобы квалифицировать преступление не имеет значения, намерен ли получатель взятки исполнить действия, за которые  она дана. Желание совершить действие не входит в содержание умысла при  совершении этого преступления. В  случае завладения путем обмана имуществом взяткодателя (т.е. взятка все таки взята, а действия не выполнены), возможно наступление ответственности за получение взятки, как за более  опасное преступление, чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное преследование за получение взятки.41

     Подводя итог характеристике субъективных признаков  исследуемого состава преступления, целесообразно выделить следующее:

     - получение взятки может быть совершено только с прямым умыслом, когда сознанием виновного охватывается, что вознаграждение ему вручается именно за действия (бездействия), которые он совершил или может совершить с использованием своего служебного положения, и оно желает получить вознаграждение, за такого рода действия (бездействие);

     - при получении незаконного вознаграждения, наличие ошибки в осознании должностным лицом своих служебных полномочий, как достаточных для совершения требуемых действий, и в то же время проявление воли (желания) к их совершению, необходимо рассматривать, как покушение на получение взятки;

     - получение взятки относится к категории преступлений, совершаемых с корыстным мотивом и целью, поскольку стремления виновного направлены на получение незаконной имущественной «выгоды», а само преступление может использоваться, как средство удовлетворения материальных потребностей и интересов, не только виновного лица, но и других лиц. Несмотря на то, что корыстные мотив и цель не указаны, как конструктивные признаки в диспозиции ст. 290 УК, вывод о их наличии, органично вытекает из содержания рассматриваемого состава преступления;

     - функциями представителя власти могут быть наделены не только государственные и муниципальные служащие, но и лица в установленном законе порядке наделенные распорядительными полномочиями, в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а также способные принимать решения, исполнение которых является обязательным для всех;

     - не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям;

     - представляется целесообразным, внести соответствующие изменения в диспозицию ст. 290 УК, предусматривающие возможность привлечения к уголовной ответственности лицо, которое получило незаконное вознаграждение за действия (бездействие) ранее совершенные в статусе должностного лица с использованием своего служебного положения. 
 

2.3. Характеристика некоторых  квалифицирующих  признаков 

     От  основного состава квалифицирующие  признаки отличает характер действий (бездействия), которые были совершены  или должны были быть совершены за взятку, а также особенности должностного положения субъекта преступления.

     Квалифицированными  видами получения взятки являются преступления, обладающие специальными признаками, предусмотренными частями 2, 3, 4, 5 и 6 статьи 290 УК РФ.

     В качестве квалифицирующего признака состава  преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 УК, в старой редакции часть 2 статьи 290 УК, законодатель указал, получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействия). На практике в подавляющем большинстве случаев взятка получается именно за незаконное поведение.

     Под незаконными действиями должностного лица следует понимать неправомерные  действия, которые не вытекали из его  служебных полномочий или совершались  вопреки интересам службы, а также  действия, содержащие в себе признаки  преступления либо иного правонарушения.42

     Порождает некоторые вопросы содержащаяся в п. 10 постановления альтернативная формулировка незаконных действий, в  соответствии с которой, неправомерные  действия не вытекают из служебных  полномочий должностного лица. По нашему мнению, подобная трактовка незаконных действий является некорректной. Такие  суждения обусловлены следующим. В  соответствии с уголовно-правовой концепцией построения правовой нормы принятой в действующем уголовном законодательстве следует отметить, что квалифицированному составу присущи все, без исключения, признаки основного состава. Но при  этом закон предусматривает в  качестве обязательных такие признаки, которые повышают общественную опасность  описываемого им преступления. Как  правило, вторые и третьи части статей, имеющих типичную структуру, начинаются словами «то же деяние, совершенное» или «деяния предусмотренные  частями первой или второй».

     Вышесказанное позволяет заключить, что основной и квалифицированные составы  соотносятся между собой как  общее и особенное. Несмотря на то, что часть третья исследуемой нормы не начинается словами «деяние, предусмотренное первой частью», признаки основного состава при получении взятки за незаконные действия, остаются в силе. Таким образом, деньги, ценные бумаги, иное имущество и выгоды имущественного характера выступают в качестве взятки лишь при обстоятельствах, описанных в основном составе. То есть, будучи полученными должностным лицом за деяние, входящее в его служебные полномочия, либо за способствование такому поведению, чиновник преступным образом посягает на непосредственный объект ст. 290 УК, ставит в опасность причинения вреда интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В противном случае, когда речь идет о действиях никак не связанных со служебным положением должностного лица, не представляется возможным посягательство, описанное выше, не подвергается преступному воздействию общественные отношения, находящиеся под охраной ст. 290 Уголовного кодекса. Поэтому, собственно о взятке можно говорить лишь в случаях использования должностным лицом своих служебных полномочий и некоторых возможностей, из них вытекающих. Это специфическое свойство, особенность данного состава преступления, позволяющая выделять его и в тоже время отграничивать от общеуголовных преступлений совершаемых чиновником за деньги.

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки