Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа

Описание

В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 165.42 Кб (Скачать документ)

     Особое  внимание уделено правилам, регламентирующим условия получения подарков и  наград от представителей иностранных  государств. Государственный служащий, например, имеет право принять  подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или знака вежливости и  не превышает «минимальной стоимости». Принять подарок выше «минимальной стоимости» должностное лицо вправе, если такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки  или медицины, а также если отказ  принять подарок может обидеть  дарителя и каким-то образом повлиять на международные связи.

     Как показывает анализ, в США выстроена  достаточно эффективная система, создающая  условия для действенной борьбы с коррупцией.

     Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих  политико-административные решения, а  также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний.

       Особенность французского антикоррупционного  законодательства, по сравнению  с американским, заключается в  том, что государственные чиновники  могут участвовать в выборах,  не утрачивая своего статуса.  Им разрешается совмещать свою  работу с выборной должностью  на местном уровне. Если же  они избраны в общенациональный  парламент, то обязаны уйти  в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений.13

     Во  Франции созданы правовые и организационные  основы гласности деклараций о доходах  и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.

     Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать  также решение правительства  страны от 11 марта 1988 г. о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных  кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев.

     В 1991 г. во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных  заказов и общественных работ, а  в 1993 г. был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним  понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют  частному предприятию незаконные льготы.

     В 1995 г. был принят Закон Ceгена, дающий Счетной палате право контролировать процесс назначения на государственную  службу. Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности  политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с Законом, каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о  средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию  чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов.

     В системе противодействия коррупции  функционируют специальные подразделения  криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции. Координация этой деятельности возложена  на Центральную межведомственную службу при минюсте по предотвращению коррупции.

     Немаловажную  роль в противодействии коррупции  играет и созданная в 1991 г. при  министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с  «отмыванием» нелегальных доходов  от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и, как следствие, о коррупции  крупных французских госчиновников. В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть.

     Законодательство  Франции предусматривает наказание  за взяточничество в виде лишения  свободы до 7 лет для руководителей  и служащих промышленных или коммерческих предприятий, и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных  лиц. Кроме того, законодательство Франции  запрещает должностным лицам  получение различного рода подарков (не зависимо от их стоимости) под угрозой  наказания в виде лишения свободы  на срок от 2-х до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.

     В Германии для противодействия коррупции приняты меры законодательного и административного характера.

     В 1997 г. вступил в силу Закон о  борьбе с коррупцией с одновременным  внесением изменений в Уголовный  кодекс (УК) Германии. Был расширен перечень коррупционных преступлений:

  1. получение выгоды (§331);
  2. получение взятки за нарушение служебного долга (§332);
  3. обещание, предложение выгоды, взятки (§333);
  4. дача взятки за нарушение служебного долга (§334);
  5. получение и дача взятки в хозяйственном обороте (§299);
  6. ограничивающие конкуренцию соглашения при конкурсах (§298).

      В УК Германии была внесена статья о  даче и получении взятки в частно-правовом обороте, которая ранее содержалась  в Законе против неразрешенной конкуренции (подкуп служащего - §12).

     В Германии должностное лицо, требующее  имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или  обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем  или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. В качестве квалифицированного состава  этого преступления предусмотрено  такое же деяние, если оно совершено  судьей или третейским судьей при  отправлении правосудия. Оно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет  или штрафом.14

     Если  должностное лицо требует имущественной  или иной выгоды, либо принимает  таковую выгоду или обещание ее в  будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный  долг – преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев  до 5 лет. В менее тяжких случаях  – лишением свободы на срок до 3 лет  или штрафом. Значительно строже наказываются те же действия, совершенные  судьей или третейским судьей, - они влекут за собой лишение свободы на срок от 1 года до 10 лет и лишь в менее тяжких случаях - лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

     В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных  организациях 1889 года и законы о  предупреждении коррупции 1906 и 1916 годов. Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». Лицо, признанное виновным в таком  поступке, присуждается к тюремному  заключению или к уплате стоимости  подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно оно  лишается права быть избранным или  назначенным на какую-либо публичную  должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может  быть приговорен к лишению служебных  прав навсегда, а также к лишению  права на какую-либо компенсацию  или пенсию, на которые он бы рассчитывал  в качестве должностного лица.

     Закон 1916 года об исправлении Закона о  предупреждении коррупции и дополнениях  к нему устанавливает ответственность  за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор  или предложение договора с центральным  правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное  Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет. Британское законодательство рассматривает  в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное  поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы  до 2 лет. Что же касается коррупции  на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает финансистов  сообщать обо всех подозрительных операциях  в правоохранительные органы. Если банкир этого не сделает, то его привлекут  к уголовной ответственности  в качестве соучастника.

     Согласно  Уголовному Кодексу Италии, вымогательство взятки имеет место, когда должностное  лицо либо исполняющий обязанности  должностного лица, злоупотребляя своей  должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или  третьему лицу незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет. Ответственность за получение  взятки, согласно итальянскому УК, дифференцируется в зависимости от характера действий, за совершение которых берется вознаграждение.

     УК  Италии выделяет три состава в  отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции  должностного лица, и получение взятки в суде.

     В Уголовном кодексе Финляндии  за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до 2 лет лишения свободы. При этом лицо освобождается от занимаемой должности, запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 месяцев  до 4 лет при наличии отягчающих обстоятельств.

     Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются в странах Азии. В Китае, например, за взятку вполне могут казнить. Столь радикальная мера появилась в китайском уголовном кодексе в начале 1980-х годов. Расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций. Казнь за взяточничество полагается и на Кубе.

     В Арабских Эмиратах коррупционерам отрубают руку, как за воровство.

     Итак, краткий обзор показывает, что в законодательстве зарубежных государств есть что перенять. Какие-то нормы, прошедшие апробацию за рубежом Россией уже позаимствованы, часть находятся в стадии обработки. Но все же заимствование не должно быть слепым и полным, а должно быть избирательным. Обязательно должны учитываться национальные особенности и результаты применения данной нормы. Однако, несмотря на все используемые меры, полностью истребить коррупцию пока не удалось ни одному государству. Коррупция всё чаще показывает себя общенациональной проблемой, которую необходимо решать в межгосударственном сотрудничестве. Это лишний раз доказывает, что в этом вопросе изоляция недопустима.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 290 УК РФ 

2.1. Объективные признаки  получения взятки 

     Законодатель  структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст.290) впереди  статьи, предусматривающей ответственность  за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение  взятки как значительно более  общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение со- ответствует  п.5 ст. 15 УК о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК относится  к категории особо тяжких преступлений.

     Взятка  – наиболее характерное, опасное  и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая  степень общественной опасности  получения взятки заключается еще  и в том, что это преступление подрывает основы государственной  власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.15

     Единственным  основанием для привлечения лица к уголовной ответственности, является совершение им деяния, содержащего  все признаки состава преступления (ст. 8 УК).

     Состав  преступления, в свою очередь, представляет собой, разработанный наукой уголовного права и зафиксированный в  законе инструмент, позволяющий определить юридическую конструкцию общественно-опасного деяния и сделать вывод о том, что такое деяние, является преступлением, описанным в соответствующей  норме Особенной части УК. 16 В качестве его структурных элементов выступают объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Как указывает в своей работе Л.Д. Гаухман, «состав преступления называется составом потому, что состоит из составных частей, которые именуются элементами».17

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки