Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа

Описание

В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 165.42 Кб (Скачать документ)
y">     Одобрение может быть и молчаливым. Оно может  выразиться и в недостаточно активном протесте, то есть в протесте игрового характера и в последующем  непринятии никаких мер, чтобы вернуть  предмет взятки взяткодателю.

     Значительно сложнее решить данную проблему, когда  предметом взятки являются различные  выгоды имущественного характера. Имея ввиду многообразие предметов взятки в виде выгод имущественного характера, пожалуй, невозможно вывести общую  теоретическую формулу момента  принятия должностным лицом взятки в этих случаях. Если взятка предоставляется  в виде соответствующей услуги, преступление считается оконченным с момента  начала пользования этой услугой. 32 Но так или иначе должен быть установлен, конкретизирован факт не только предоставления, но и принятия должностным лицом подобной выгоды имущественного характера.

     Законодатель  в уголовном законе указал на то, что принятие взятки может быть выполнено  не только лично должностным лицом, но и иным лицом (посредником), действующим  от имени должностного лица и в  его интересах. Посредником получения взятки считается пособник взяткополучателя, которому доверено получение конкретной взятки или систематическое получение взяток. Необходимо установить в таких случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния, для которого использовалось служебное положение в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.33

     Посредник привлекается к уголовной ответственности  за пособничество во взяточничестве в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли.

     Закон предусматривает, что взятку может  получать должностное лицо лично  или через представителя, но не говорит, в чью пользу предоставляется  имущественная выгода. Возможно, что  такое предоставление не только в  пользу самого должностного лица, но и  в пользу его родственников и  может расцениваться взяткой. Взяткой  будет считаться имущественное  предоставление в пользу любого другого  лица, если в таком предоставлении заинтересовано должностное лицо. Следовательно, возможно получение взятки третьими лицами как для передачи заинтересованному  должностному лицу так и в личных интересах с разрешения должностного лица.

     Сложнее дело обстоит с получением взятки в пользу юридических лиц. Принятие должностным лицом «взятки» не рассматривается  как таковым взяточничеством (например, руководитель государственного учреждения обещает предоставление организации  определенные преимущества за компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимое  для эффективной работы данного  учреждения) если оно предоставлено  в общественных или государственных  интересах, хотя и является негативным явлением. Вымогательство в пользу государственных и муниципальных  органов на практике не рассматривается  ни как вымогательство взятки, ни в  качестве имущественного вымогательства. Но в некоторых случаях такие  действия могут образовать состав преступления, предусмотренный ст. 286 или ст. 169 УК РФ .34 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Субъективные признаки  получения взятки

     В настоящее время, институт получения  взятки, разработан достаточно обстоятельно, но, несмотря на это, ряд вопросов, в  частности, касающихся субъекта получения  взятки, остаются открытыми, существуют некоторые сложности в его  понимании.

     Относительно ст.290 используется понятие специального субъекта. Наиболее часто употребляемая трактовка специального субъекта, как физического лица, вменяемого и достигшего определенного возраста, характеризуется еще и дополнительными признаками, которые в свою очередь, выступают, в качестве главной детерминанты специального субъекта.

     С. А. Семенов определяет специальный  субъект преступления как вменяемое  лицо, достигшее возраста уголовной  ответственности и обладающее детерминированными качествами объекта преступления, признаками, при наличии которых данное лицо только и может совершить общественно  опасное деяние, описанное диспозицией  статьи Особенной части Уголовного кодекса.35

     Специальным субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

     Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ: "Должностными лицами ... признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в государственных органах, органах  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, государственных  корпорациях, а также в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях  Российской Федерации".

     Такое легальное определение специального субъекта позволило выделить три  группы признаков, каждая из которых  характеризуется:

    1. Содержанием функций (представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных);
    2. Основаниями их выполнения (постоянно, временно или по специальному полномочию);
    3. Местом их выполнения (государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ).

        Должностным лицом признается  то лицо, которое обладает всеми  тремя вышеуказанными признаками. Рассмотрим каждый из указанных  признаков отдельно, в той последовательности, в которой они обозначены выше. Существенным и отличительным признаком, является характер и содержание выполняемых обязанностей, наделение лица указанными в законе функциями. Считается, что служебные функции представляют собой совокупность    прав    и    обязанностей,     составляющих    компетенцию соответствующего работника (должностного лица). Вопрос о содержании организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, выполняемых субъектами должностных преступлений, многократно комментировался, наполнялся решениями высшего судебного органа. Среди них особняком стоит функция представителя власти, что является определенным новшеством в действующем уголовном законодательстве.

      Представители власти, осуществляют функции федеральной  государственной власти, субъектов  федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  обязывает юридических и физических лиц выполнять решения органов  местного самоуправления и их руководителей  по вопросам, находящимся в их компетенции. Особенностью представителя власти является то, что он в пределах своей  компетенции, наделен правом, предъявлять  требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной  принадлежности, подчиненности и  форм собственности. Деятельность представителя  власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его  служебном подчинении. К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или  судебную власть, а также работников государственных, надзорных или  контролирующих органов, наделенных в  установленном законом порядке  распорядительными полномочиями в  отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также  организациями независимо от их ведомственной  подчиненности.36

      Основываясь на вышесказанном, можно сделать  вывод, о том, что властными полномочиями могут быть наделены не только государственные  и муниципальные служащие, но и  лица, не относящиеся к данной категории. Так, например, не состоят на государственной  и муниципальной службе присяжные  и народные заседатели, представители  общественности, которым предоставлены  властные полномочиями в связи с  их участием в охране общественного  порядка и борьбе с правонарушениями.

      Таким образом, в качестве представителя  власти, как субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК, помимо государственных  служащих, и служащих органов местного самоуправления, могут выступать  и лица, не имеющие статус вышеперечисленных  служащих, но в установленном законе порядке наделенные распорядительными  полномочиями, в отношении лиц, не находящихся от них в служебной  зависимости а также способные  принимать решения, исполнение которых  является обязательным для всех.

      В соответствии, с ныне действующим  Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000. г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» под организационно-распорядительными  обязанностями следует понимать «функции, включающие в себя руководство  коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или  службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения или наложение дисциплинарных взысканий».

      Примером, наглядно демонстрирующим описываемую  функцию, является следующая ситуация. Определением Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации преподаватель государственного учебного заведения был признан субъектом должностного преступления.37 Преподаватели наделены правом принятия экзаменов у студентов. Не сдача экзамена, т.е. получение неудовлетворительной оценки, может повлечь следующие правовые последствия, студент не допускается к очередной сессии, не переводится на следующий курс, заочник не получает официальный вызов на сессию, не имеет права на оплачиваемый учебный отпуск и др. В своем определении Судебная коллегия заключила, что преподаватель, является должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями.

      Под административно-хозяйственными обязанностями, в свою очередь, понимаются «полномочия  по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций  и учреждений, воинских частей и  подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о  начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением  материальных ценностей, определение  порядка их хранения и т.п.».38 В этой связи, уместно отметить, что не являются субъектами получения взятки, те работники государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Но, если же, наряду, с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, то он может нести ответственность за получение взятки. Различительным критерием при таких условиях, является не название должности, а фактически выполняемая функция в каждом конкретном случае.

      Немаловажным, на наш взгляд, недостатком, в действующем  уголовном законодательстве, является то, что невозможно привлечь к ответственности  должностное лицо в том случае, если оно, используя свое служебное  положение, совершает действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а затем, в силу определенных обстоятельств, увольняется со службы и, следовательно, получает незаконное вознаграждение (взятку) уже не как  должностное лицо, то есть, не являясь  субъектом преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ. Рассматриваемая ситуация представляет собой практический интерес. Основываясь на вышесказанном, и  на содержании диспозиции анализируемой  статьи, в той части, в которой  идет речь, о получении, именно должностным, а не каким-либо другим лицом взятки, можно сделать следующий вывод. Получение ценностей имущественного характера, лицом, не являющимся должностным, но ранее выполняющим обязанности в таком статусе, при обстоятельствах описанных выше, не будет признано преступным, а потому, лицо их получившее, не будет подлежать уголовной ответственности. Вместе с тем, вышеуказанное поведение должностного лица, может свидетельствовать о способе избежать им уголовной ответственности за содеянное.

      Таким образом, приведенная ситуация, представляется нам в некотором смысле парадоксальной. С одной стороны, в действиях  лица получающего ценности имущественного характера, усматриваются практически  все признаки, характеризующие состав получение взятки, в том числе  и обстоятельства, указывающие на общественную опасность данного  деяния, в частности имеет место  изменение мотивации поведения  лица, явно выраженная готовность нарушить им закон, иначе говоря, речь идет о  «взятке-вознаграждении», с другой стороны,- получает такие ценности, лицо, которое уже не является должностным. При таком положении вещей, рассматривая ситуация будет находиться вне сферы  уголовно-правовой регламентации. Что  на наш взгляд, с учетом вышесказанного, представляет собой недостаток в  законодательном регулировании  такого рода общественных отношений.

      В этой связи, с целью обеспечения  неотвратимости наказания, и устранения выявленного пробела, считаем целесообразным, внести изменения в диспозицию ч. 1 ст. 290 УК, сформулировав ее, следующим  образом: «Получение должностным лицом, а равно лицом, ранее выполнявшим  обязанности в качестве должностного лица, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного  имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят или входили в служебные  полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может или могло способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки