Субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание

Субъект права в любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

Содержание

1. Понятие субъекта административного права................................................3
2. Государственная служба в Российской Федерации....................................13
Библиографический список...............................................................................

Работа состоит из  1 файл

Админ.право.DOC

— 173.00 Кб (Скачать документ)


3

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

По дисциплине "Правовые основы российского государства".

 

 

 

 

 

 

     

Выполнила:

Студентка III курса

Специальности ГМУ

Плигина Анна

Преподаватель:

Веденеев В.В.



 

г. Самара

2012г.

Содержание.

 

1. Понятие субъекта административного права................................................3

2. Государственная служба в Российской Федерации....................................13

Библиографический список...............................................................................22

Понятие субъекта административного права.

 

           Субъект  права  в  любой  отрасли  права -  это  обладатель,  носитель определенных     прав    и   обязанностей,   которыми   он   наделен   в   связи   с необходимостью    реализации      своих      жизненных      потребностей, полномочий, возложенных   на   него  правовым   актом,   участием   в  жизни  общества, коллектива, государства. В  административном    праве    нормы    реализуются    гражданами,  их объединениями, государственными  органами и т.д.,  которые  и  являются в   этом   случае   субъектами   административного   права,  носителями конкретных  прав и обязанностей. Полномочия    субъектов     административного    права     могут  выражать  право    гражданина   на    получение     высшего    образования  или  занятия  предпринимательской  деятельностью  или  только  обязанности, например, обязанность  граждан   и   организаций   блюсти   правила   общественного  порядка,  благоустройства, являться  в  правоохранительные  органы  по их вызову  и т.д. Полномочия , которыми наделен  субъект  административного  права , предоставляются  ему  в  одних случаях  по    его  желанию, например, гражданин  обращается  с  заявлением  в государственный орган, в  другом  случае -  вопреки  его  желанию,  например, лицо  при   привлечении  его  к  административной ответственности , наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея  при этом определенные  права  и  обязанности , в том числе по принудительному исполнению. Права  и обязанности субъекта  административного  права  образуют его правовой статус.
        Правовой статус - комплексная категория, отражающая  взаимоотношения личности и общества, гражданина  и  государства, индивида  и  коллектива. Этот статус образует нормы  общие для  всех  субъектов, например, нормы  о  праве  обращения  субъектов  в государственные   и  иные  органы   с  заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами , правовой статус субъекта административного права объединяет  значительное  число   норм,  которые  реализуются  только  данным субъектом,  например, правила    учреждения   общественных   объединений, закрепленные   в   законодательстве,  адресованы   только   этим   субъектам административного   права. В  зависимости  от  вида  и  объема  полномочий субъекты  административного  права  делятся  на  группы  и  виды.
      Поэтому  целесообразно с точки зрения практики правового регулирования  и изучения данной проблемы  классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус. Субъекты административного права разделяются  на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав  организации.
    Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у  иностранного гражданина на территории РФ - третий.
     Организации как субъекты административного права, так же должны быть  разделены на виды и группы. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные.
      Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти , исполнительной власти и другие ), государственные   предприятия и учреждения ( образовательные, научные, учреждения культуры и другие ).
       Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются,  профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация  не государственных организаций проводится  по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности.
       Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других .


  

СУБЪЕКТЫ   АДМИНИСТРАТИВНОГО      ПРАВА

             

Физические лица                                                Организации                                                  
                                                                          Государственные         Организации не                           1.Личность                                                      организации               государственные   2.Гражданин РФ                                          1. Гос. органы                                                                                            моуправления.

      

В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов. Высшая цель государства и права, как средства реализации государством своих задач и функций - обеспечение развития гражданского общества,  охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.
     Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения. Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации , предприятия учреждения , трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами.
       Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:
1. Административно-правовая норма, предусматривающая права, обязанности субъекта:
2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:
3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношений (юридический) факт.
     Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц, поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями, могут складываться в связи:
1.С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти;
2.С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;
3.С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;
4.С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.
      Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей, закреплённых в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах. Например, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей (статья 32). Граждане России имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (статья 27). Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей, которые закреплены в Конституции РФ и других законодательных актах.
       КоАП  установлен определённый  процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. Например: Российская  Федерация  гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина  (статья 45).
Указам Президента от 1 ноября 1993 года утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав Российских граждан. Она может получать материалы, проводить проверки, посещать любые государственные органы учреждения и организации. Так же составляет ежегодные доклады, ставит вопросы и вносит предложения, рассматривает обращения граждан, расследует случаи нарушения   прав, участвует в работе органов СНГ и разработки международных соглашений.
       Административно- правовое положение граждан может быть различным.
Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанность в сфере исполнительной власти, т.е. быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права,  должен располагать административной правоспособностью. Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Статья 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством.
        Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной, социальной, культурной и административно - политической  сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством. Уголовный кодекс предусматривает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью в течение соответствующего срока, а также лишения воинского или специального звания. Статья 24 КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права управления транспортными средствами. Административная  правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым  административная дееспособность выступает, как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
       Административная дееспособность, как  правило, возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности  с 16 лет.
         Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью , однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть признаны частично или полностью не дееспособными и недиктоспособными. Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или  стороной, реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.
        Статья 18 Конституции определено, что права и свободы человека и граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не всегда соблюдается. Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Российских граждан и русскоязычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и свобод.

Общественные объединения как субъекты административного права.


        Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год “ Об общественных объединениях”, Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союзах, благотворительных и других . Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование , созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
       Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать по  своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях  соблюдения норм их уставов. Эти общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения , чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами ,позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Общественные объединения могут создаваться как общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Запрещается  создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской Федерации , подрыв безопасности государства создание вооружённых формирований , разжигание социальной, расовой , национальной или религиозной розни. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. Из этого вытекает, что органы юстиции  включают  их в единый государственный реестр юридических лиц.
      Объём административной правоспособности общественных объединений может быть различным. Во-первых, общественные объединения в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность   в  полном объеме и самостоятельно. Во-вторых, общественные объединения участвуют в осуществлении отдельных управленческих функций.
      Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль над соответствием их деятельности уставным целям.
    Финансовые органы осуществляют контроль над источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.
    
Органы исполнительной власти как субъекты административного права .

         Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно- политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением.
         Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.
         Классификация органов исполнительной власти производится по территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции. В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти ( государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департамент, главное управление и агентство); в масштабе субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти, которые образуются самими субъектами Федерации.
В зависимости от объёма и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются  на:
а) органы общей компетенции,  осуществляющие руководство всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство, местные администрации );
б) органы отраслевой компетенции, осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
в) органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор, структурное  подразделение  администрации).
         Правовое положение органов исполнительной власти, как субъектов административных правоотношений, определено соответствующими нормативными актами.
        Субъектом административного права Президент становится на 6 лет в результате всенародных выборов при вступлении, в должность он приносит народу присягу. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России.
       Совет безопасности Российской Федерации, как консультативный орган Президента, дающий ему возможность определять стратегию развития общества, действует  в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года. Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами.
Исполнительную власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство Российской Федерации, правовое положение которого определено гл.6 Конституции.
       Правительство издаёт постановления и распоряжения. Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция предусматривает порядок досрочной отставки Правительства. Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти определяется Положениями о них. Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти.
         Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему. Укрепление государственности - важнейшая задача. Поэтому большое внимание уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её структур и распределению компетенции между ними. Однако соответствующая нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её принципиальные положения. Не установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации и законодательным органом края, области.
        Каждый орган исполнительной власти как субъект административного права имеет определённые  организационную структуру и штаты. Организационная структура предполагает вертикальную связь между соподчиненными органами управления и внутреннее построение отдельных органов. Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом .

 

Государственные служащие как субъекты административного права.

          Федеральным государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Должность - основа характеристики правового положения служащего.
       Федеральная государственная должность - это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе, необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права.
          Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов:
законности; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц; подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы; равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных ( служебных ) обязанностей; социальной защищённости государственных служащих; стабильности государственной службы.
        Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений - особенно конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих.
       Государственно - служебные отношения  делятся  на внутренние (внутриорганизационные ) и внешние. Это деление является основополагающим и при характеристике государственного служащего как субъекта административного права, поскольку позволяет проводить различие между должностными лицами, обладающими государственно властными полномочиями, и государственными служащими, такими полномочиями не наделенными.
     Внутриорганизационные правоотношения возникают у каждого  государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность.
       Внешними считаются те государственно - служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным  служащим  и другими субъектами (гражданами,  государственными и не государственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности. Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделён государственно - властными полномочиями  - должностное лицо. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий, могут быть участниками  лишь внутренних (внутриорганизационных ) отношений. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.
        Должностные обязанности и права - это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно - служебных отношений.
       Прекращение государственной службы может происходить по таким основаниям, как:
- отставка государственного служащего ( по достижении предельного для службы возраста, по заявлению о его добровольной отставки в связи с достижением возраста , при котором назначается пенсия на общих основаниях и др.);
- увольнение служащего в связи с утратой гражданства России;
- за невыполнение или ненадлежащее выполнение служащим возложенных на него  обязанностей ;
- призыв служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение;
- перевод служащего с его согласия, на службу в другой государственный орган;
- отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, а равно отказ от продолжения службы в данном органе в связи с изменением существенных условий службы.
        Особыми видами федеральной государственной службы являются:
- военная служба;
- государственная служба сотрудников  органов внутренних дел;
- государственная служба в федеральных органах налоговой полиции.
   Соответствующие государственно служебные отношения регулируются законами и иными нормативными актами.

        Таким образом административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями как в смысле их объёма , структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно- правового регулирования, особенно в области государственного управления.

 

 

 

 

 

 

         


Государственная служба в Российской Федерации.

 

Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

Административное право обслуживает, прежде всего, государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного управления.

Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, таких, как:

а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения);

б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической деятельностью);

в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией).

Необходимо различать государственную службу как деятельность, с одной стороны, и как совокупность норм права, т.е. правовой институт государственной службы, с другой.

Анализируя ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ"[1] можно выделить следующие признаки государственной службы:

Информация о работе Субъекты административного права