Граждане, как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание

Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

Содержание

Введение

1. Граждане, как субъекты правоотношений

2. Граждане, как субъекты административного права

2.1.субъекты административного права

2.2.правосубъектность граждан в административном праве

2.3.административно-правовой статус граждан

2.4.особенности административно правового статуса отдельных категорий граждан

2.5.административная ответственность за нарушения прав граждан

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Админ.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Граждане, как субъекты правоотношений

2. Граждане, как субъекты административного  права

2.1.субъекты административного права

2.2.правосубъектность граждан в административном праве

2.3.административно-правовой статус граждан

2.4.особенности административно правового статуса отдельных категорий граждан

2.5.административная ответственность за нарушения прав граждан

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Так как предметом регулирования  административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства . Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

      Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую  из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

      Российское  государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

      Однако, не все права и обязанности  человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.  
 

      1.ГРАЖДАНЕ, КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

      Для того чтобы рассматривать граждан, как субъектов правоотношений, необходимо определить, сформулировать суть понятия  субъекта правоотношений. Теория права формулирует нам понятие субъект правоотношений как - индивид или организация, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: ”Спарк”.1998. - С.293).

      Исходя  из природы правоотношений можно  выделить две большие категории  субъектов, а именно - индивиды (или  физические лица) и организации. К  физическим лицам, как к участникам правоотношений относятся граждане данного государства, а так же находящиеся на его территории иностранцы и лица без гражданства.

      В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как свобода  принимать решения независимо от государства, Духовная и физическая свобода человека от контроля государства ( в виде свободы совести, свободы слова и убеждений, физической безопасности личности) исторически сформировалась раньше других свобод. Обвинение в преступлении часто связано с наказанием в виде лишения свободы, права в этой сфере исторически оформились в 17 -18 веках. Среди них - право считаться невиновным до приговора независимого суда, право оспорить в суде заключение под стражу, недействительность доказательств, полученных под пыткой.

      Для того, чтобы граждане могли быть участниками различных правоотношений, они должны обладать определенными качествами, для обозначения которых применяется термин ”правосубъектность”, то есть установленная правовыми нормами способность быть участниками правоотношений. ”Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности” - так говорится в статье 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в статье 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Таким образом, правосубъектность неотделима от личности и носит всеобщий характер: ее признание в принципе не зависит от пола, возраста, профессии, места жительства и т.д. Государство должно гарантировать это качество - способность быть участником правоотношений за каждым человеком.

      Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Этой же статьёй “запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.”

      Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в сообщество цивилизованных государств, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей, молодежи, на улучшение благосостояния народа. Вступление Российской Федерации в Совет Европы в феврале 1996 года расширяет сферу действия европейских конвенций о защите прав и свобод и налагает серьезные обязательства на органы власти по их соблюдению. Таким образом, международные нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с политическими свободами и экономическим развитием общества.

      Кроме правосубъектности теория государства  и права выделяет для субъектов  правоотношений так же такую характеристику, как правовой статус. Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права и обязанности индивида. Правосубъектность и правовой статус - различные понятия. Главное в правосубъектности - не соответствующие права и обязанности, а принципиальная возможность их иметь и осуществлять, это своего рода «право на право». Говоря о соотношении правового статуса и правосубъектности, обычно указывают на определяющий характер первого и на зависимость, вторичность правосубъектности, ее определяемость правовым статусом лица.

      ВЫВОДЫ:

      Прежде  всего, любой из субъектов отрасли права должен быть законодательно закреплен в качестве участника правоотношений.

      Субъекту  права присуща закрепленная нормами  права правосубъектность, т.е. возможность  иметь права и обязанности.

      Субъект права характеризуется правовым статусом, закрепленными за ним правами и обязанностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ГРАЖДАНЕ, КАК СУБЪЕКТЫ  АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

      2.1 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

      Субъект административного права - это лицо физическое или юридическое, которое  наделено соответствующими правами и обязанностями, закрепленными в нормативных актах, источниках адм. права.

      Одной из характерных черт субъектов административного  права считается то, что их права  и обязанности регулируются не только законами, но и подзаконными нормативными актами, например, установление правил, за которые наступает административная ответственность по статьям 85,101, 144, 149 Кодекса об административных нарушениях отнесена к полномочиям местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов (из ст.6 КоАП РСФСР).

      Среди субъектов административного права  выделяют физических лиц, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории  лиц характеризуются существенными  элементами особенностей их правового  положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

      Правовой  статус граждан России устанавливается Конституцией РФ, Законом РСФСР от 28 ноября 1991 года “О гражданстве РСФСР”, а так же международными правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией прав человека.

      2.2. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

      Правосубъектность (право- и дееспособность) граждан, как субъектов административного права ограничивается возрастным цензом, а именно возникает с 16-ти лет (ст. 13 КоАП). Однако ст.14 КоАП определяет ограничение ответственности лиц от 16-ти до 18-ти лет применением к ним мер , предусмотренных Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних. Частично, за административные правонарушения, предусмотренные статьями 49, 114-122, 148, 158, 159, 165, 172-175 КоАП, лица в возрасте от16-ти до 18-ти лет подлежат административной ответственности на общих основаниях ( ч.2 ст.14 КоАП).

      Иностранные лица и лица без гражданства подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами РФ (из ст.17 КоАП).

      2.3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН

      Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

      комплекс  их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;

      гарантии  реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

      В формировании и реализации составляющих административно-правовой статус граждан  России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

      издают  правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той  или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

      организуют  исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому  положению граждан;

      помогают  гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);

      осуществляют  охрану прав и свобод граждан.

      Таким образом можно сделать вывод  о том, что административное право  конкретизирует права и обязанности  граждан, устанавливаемые конституционным правом и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

      Административная  правоспособность граждан не может  быть отчуждаема и передаваема. Её объём  изменяется лишь законом. Для отдельных  граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов срока их действия.

      Конституцией  Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

      Однако  деление прав и обязанностей граждан  опирается, прежде всего, на их систему, закреплённую Конституцией Российской Федерации. При этом конституционные  права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё отражение в административно-правовых.

Информация о работе Граждане, как субъекты административного права