Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Содержание

ведение 3
1. Особенности административно-правового статуса граждан РФ.
1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5
1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15
1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21
2.Обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан
2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25
2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29
Заключение………………………………………..…………………………….32
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Памбукян.docx

— 53.02 Кб (Скачать документ)
 
 

      МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА 1» 

      Кафедра права и правоохранительной деятельности

      Курсовая  работа по административному  праву

      на  тему:

      «Граждане как субъекты административного права»

 

      Выполнила: студентка

      Н-3-1 Памбукян И.М.

      Проверил: преподаватель

      Леженин А.В. 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Особенности  административно-правового статуса  граждан РФ.

1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5

1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15

1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21

2.Обеспечение  прав, свобод и законных интересов  граждан

2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25

2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29

Заключение………………………………………..…………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34 
                                                      Введение
 

     Субъектами  любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного  права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве  случаев обязательным субъектом  таких отношений выступают те, которые обладают определенными  властными полномочиями по отношению  к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные  служащие. В качестве субъектов административного  права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

     Российская  Конституция 1993 г. закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для нее материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

     Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.

     Задачи  курсовой работы складываются из анализа административно-правового статуса гражданина РФ, характеристики прав, свобод и обязанностей граждан РФ по административному праву.

     При подготовке курсовой работы были использованы нормативные акты, учебники и учебные  пособия по административному праву, исследования, раскрывающие сущность административно-правового статуса  граждан РФ, их права и обязанности.

 

1. Особенности  административно-правового  статуса граждан  РФ.

     1.1 Административно-правовой статус граждан РФ

 

      Граждане образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного права.

      Необходимо  отметить, что очень часто понятие "гражданин" используется в широком  и узком значениях. В широком  смысле в содержание понятия "гражданин" включают как собственно граждан  РФ, так и иностранных граждан, лиц без гражданства. Такое расширительное толкование характерно для множества законодательных актов. В узком смысле понятие "гражданин" охватывает только граждан РФ. Далее будем стараться использовать понятие "гражданин" именно в узком значении, давая отдельную характеристику такой группе субъектов административно-правовых отношений, как иностранные граждане и лица без гражданства.

      Определение административно-правового статуса  гражданина неотделимо от уяснения понятия "гражданство". В настоящее  время основополагающие вопросы  гражданства установлены ст. 6 Конституции  РФ:

      гражданство Российской Федерации приобретается  и прекращается в соответствии с  федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований  приобретения;

      каждый  гражданин Российской Федерации  обладает на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

      гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или  права изменить его.

      Конституционные положения о гражданстве конкретизированы Федеральным законом "О гражданстве  Российской Федерации"1 (далее - Закон о гражданстве), который содержит принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

      Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в  совокупности их взаимных прав и обязанностей. Статьей 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства:

      гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований  его приобретения;

      проживание  гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации  не прекращает его гражданства Российской Федерации;

      гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации  или права изменить его;

      гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации  или выдан иностранному государству;

      Российская  Федерация поощряет приобретение гражданства  Российской Федерации лицами без  гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

      В соответствии со ст. 5 Закона о гражданстве  гражданами РФ являются:

      а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (ст. 45 Закона о  гражданстве предусмотрено, что  он вступает в силу с 1 июля 2002 г.);

      б) лица, которые приобрели гражданство  Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.

      Приобретение  гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое  может быть приобретено:

      а) по рождению;

      б) в результате приема в гражданство  Российской Федерации;

      в) в результате восстановления в гражданстве  Российской Федерации;

      г) по иным основаниям, предусмотренным  Законом о гражданстве или  международным договором Российской Федерации.

      Административно-правовой статус гражданина складывает из четырех  взаимосвязанных подсистем. Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека), характеризуемый  комплексом прав и гарантий, декларируемых  Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в  нормах административного права, и  реализуемых посредством участия  гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как  право на жизнь, на равенство перед  законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие. Вместе с тем, давая характеристику административно-правовому статусу  личности, нельзя забывать и комплекса  обязанностей, в числе которых  можно выделить заботу о сохранении исторического и культурного  наследия, сбережение памятников истории  и культуры; уплату законно установленных  налогов и сборов; сохранение природы  и окружающей среды, бережное отношение  к природным богатствам2.

      Второй  подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет  устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии  гражданства. Особенностью административно-правового  статуса собственно гражданина является то, что данный статус включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например, быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.

      Вместе  с тем наличие гражданства  обусловливает и специфические  обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан  РФ защищать Отечество.

      Третий  уровень административно-правового  статуса - социальный статус. Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных  положения, которые должны учитываться  при оценке содержания социального  статуса гражданина. Так, в соответствии:

      с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом  и судом;

      с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности;

      с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют  равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

      Социальный  статус необходимо рассматривать не в примитивном смысле социальной иерархии. Выделение социального  статуса объективно обусловлено  тем, что место человека в социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом определяют содержание его прав и обязанностей3. Так, приобретая статус индивидуального предпринимателя, гражданин приобретает комплекс прав, реализуемый в рамках как гражданско-правовых, так и административно-правовых отношений. В свою очередь, индивидуальный предприниматель несет и специфические административные обязанности, которые возлагаются на него именно в силу приобретения им данного социального статуса.

      В качестве особой разновидности социального  статуса можно рассматривать  статус, приобретаемый не в результате осуществления гражданином определенной деятельности, выполнения некой социальной роли, а в силу, как правило, чрезвычайных обстоятельств. Примерами могут быть статусы беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также инвалидов. Статус данных лиц характеризуется как специфическими правами и гарантиями их обеспечения, так и характерными обязанностями. Рассмотрим несколько примеров. Законом РФ от 19 февраля 2005 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"4 устанавливаются правовой статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.

      Еще одной разновидностью социального  статуса является статус, определяемый индивидуальными особенностями  людей, например малолетний возраст, беременность, наличие детей и т.д. Так, в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О милиции"5 запрещается применение специальных средств, имеющихся на вооружении милиции, в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права