Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Содержание

ведение 3
1. Особенности административно-правового статуса граждан РФ.
1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5
1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15
1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21
2.Обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан
2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25
2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29
Заключение………………………………………..…………………………….32
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Памбукян.docx

— 53.02 Кб (Скачать документ)

     б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;

     в) гармонизации его с общепризнанными  принципами и нормами международного права;

     г) выявлению нарушенных прав;

     д) устранению выявленных нарушений;

     е) правовому просвещению в области  прав и свобод человека, форм и методов  их защиты. Например, в "Российской газете" было опубликовано заключение Уполномоченного  по правам человека с обращением к  министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату  военнослужащим "северных" процентных надбавок к денежному довольствию  и соответствующих районных коэффициентов, с рекомендацией издать необходимый  нормативный акт, исключающий подобные нарушения Закона.

     Важное  место в защите прав и свобод граждан  занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению  конституционных прав граждан (Положение  о нем утверждено Указом от 22 мая  2004 г.18) и по работе с обращениями граждан19), основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека.

     Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет  гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например, проводить  пикетирование, осуществлять право  на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения за защитой во все органы, начиная  от Президента РФ и до местной администрации.

     Одним из важных элементов административно-правового  статуса граждан является их конституционное  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения  граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой  сложный и достаточно разветвленный  институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается  в модернизации, совершенствовании  механизма реализации обращений, учете  новых реалий, но тем не менее  он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным  средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.

     Обращения граждан могут быть трех видов. Предложение - это обращение граждан в государственные  или общественные организации, не связанные  с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов  граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, их должностных  лиц, государственных служащих. Заявление  есть обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов  граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно  права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан  в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные  организации, к должностным лицам  в связи с нарушением прав или  законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

     Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым  правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую  государственную или негосударственную  организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому  праву граждан корреспондирует  обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и  их должностных лиц принимать  граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения  и давать на них своевременные  ответы. Так, в соответствии с Федеральным  законом "О системе государственной  службы Российской Федерации" от 27 мая  2003 г.20 к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

 

2.Обеспечение прав, свобод и законных  интересов граждан

2.1. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов

 

     Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному  составу. По существу, вся система  органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных  лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные и муниципальные  служащие получают заработную плату, чтобы  служить людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

     Органы  государственного управления и их должностные  лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов  и организаций, занимающихся реализацией  прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан  либо в процессе контрольно-надзорной  деятельности. Эти органы и должностные  лица должны создавать необходимые  условия и для свободного использования  гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать  нарушенные права и применять  соответствующие меры воздействия  к виновным в таких нарушениях.

     Важнейшей гарантией является ответственность  должностных лиц, нарушающих права  и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в  установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих  органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.

 

      Заключение

 

     Административно-правовой статус индивидуального субъекта —  это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами  государственного и административного  права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных  и часто конкретизируют последние.

     Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:

     1) административная правоспособность  – это способность гражданина  иметь определенные права, предусмотренные  нормами административного права  и выполнять возложенные на  него обязанности в сфере государственного  управления. Она возникает с момента  рождения и прекращается смертью

     2) административная дееспособность - способность гражданина своими  действиями приобретать, а также  осуществлять права и обязанности,  предусмотренные нормами административного  права, и нести ответственность  в соответствии с административными  нормами.

     На  административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств  граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

     Основные  права и обязанности граждан  в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

 

      Список использованной литературы:

 
     
  1. Конституция РФ 1993 г. // Российская газета, 1993 – 25 дек
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
  5. Указ Президента РФ  «О Положении по работе с обращениями граждан» от 24 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3609
  6. Указ Президента РФ  «О Положении об Управлении Администрацией Президента РФ» от 22 мая 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2025
  7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М.: Зерцало, 2005 – 671с.
  8. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2006 – 368с.
  9. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: БЕК, 2006. – 456с
  10. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007 – 633с.
  11. Овсянко Д.М. Административное право.  – М.: Юристъ, 2006. – 369с.
  12. Попов Л.Л. Административное право. – М.: Проспект, 2006. – 419с

Информация о работе Граждане как субъекты административного права